Наступающая весна несет повышенные риски образования гололеда на городских улицах. Снег будет таять днем, а ночью образовавшаяся вода превратится в лед. Можно ли минимизировать неприятные последствия этого природного явления, учитывая, что к использованию реагентов в Новосибирске минувшей зимой уже возникали вопросы? Своим мнением с «ФедералПресс» поделилась руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.
«Уборку любых противогололедных материалов стоит начинать тогда, когда в них больше нет необходимости. То есть, когда на проезжей части или тротуаре нет снега и зимней скользкости и не предвидится выпадение осадков или образование гололеда в течение ближайших 24 часов, остатки материалов должны быть убраны. И это не зависит от времени года. Частично противогололедные материалы удаляются вместе с вывозимым снегом во время уборки после снегопада. С реагентами вообще все просто: они растворяются полностью в снегу, и доля «остатков» составляет не более 2–3 %, которые уйдут вместе с осадками или при первом же мытье дорог.
Однако если в городе применяют песко-соляную смесь или фрикционные материалы, то значительная их часть (до 40 %) накапливается на улицах города. Такой дорожный смет высыхает под воздействием солнца и легко поднимается в воздух при небольшом ветре, образовывая крайне опасные для здоровья «пыльные» бури.
Согласно исследованиям Северо-Западного государственного университета им. Мечникова Минздрава РФ, дорожный смет, который на 97 % состоит из песка, является крайне опасным отходом по воздействию на здоровье человека. Он содержит мышьяк, свинец, бензапирен и иные канцерогенные вещества, которые попадают на дорогу с автотранспортом и могут вызывать сердечно-сосудистые, аллергические заболевания, воспаления слизистых и т. д.
Поэтому уборка дорожного смета наиболее актуальна именно там, где используют песко-соляную смесь.
Убирать песчаный смет с дорог необходимо, как только в городе устанавливается солнечная погода с околонулевыми температурами, как только над дорогой начинает появляться «туманная песчаная дымка». Ее видно невооруженным взглядом. Значит, смет высыхает и скорости автомобилей достаточно, чтобы поднять ее на 1,5–2 метра над полотном.
Как убирать, если водой не помыть? Несколько лет назад были разработаны составы обеспыливателей специально для таких ситуаций: бесснежные зимы, околонулевые температуры, когда водой еще помыть улицы нельзя, а уже нужно. Составы прописаны в национальном стандарте «Наилучшие доступные технологии. Пылеподавление и предотвращение смерзаемости с применением средств на основе хлористого кальция, хлористого магния и хлористого натрия». Они позволяют удержать дорожный смет на поверхности дороги и увеличивают эффективность его сбора с помощью вакуумных пылесосов.
Наиболее опасен для сибиряков межсезонный гололед. Температурные качели и влажность образуют тонкую пленку льда, известного как «черный лед». При прогнозах о похолодании с наступлением ночи, как правило, и если еще до этого выпал легкий снежок и растаял на солнце, нужно обработать дорогу реагентами – жидкими, двухфазными, твердыми. Какие есть под рукой. С минимальной дозировкой. Это поможет разрушить пленку и предотвратит аварии».
Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о причинах гололеда в Новосибирске и претензиях прокуратуры по этому поводу, а также о затратах местного бюджета на реагенты.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Ломакина
Эксклюзивы «ФедералПресс»