Фильм «Оппенгеймер» режиссера Кристофера Нолана завоевал семь статуэток премии «Оскар». Генеральный директор Института инструментов политического анализа, политолог Александр Шпунт рассказал «ФедералПресс» о политическом смысле нового блокбастера:
«Это высокобюджетное талантливое кино. На самом деле, когда такие фильмы закладываются, сразу примерно понятно, на что они претендуют. По уровню бюджета, по уровню актеров, которые там задействованы, по уровню режиссера, команды, продюсеров. Фильм «Оппенгеймер» мог не получить «Оскар», такое бывало. Но он проектировался как мировой блокбастер.
Другой вопрос – почему этот фильм стал мейнстримом. В самом факте создания фильма не было политики. А вот почему он стал таким явлением – здесь действительно есть политика. Я недавно смотрел американскую социологию – 76 % американских избирателей озабочены психическим здоровьем президента Байдена и 48 % озабочены психическим здоровьем кандидата в президенты Трампа. Это означает, что как минимум половина американцев считает, что следующий американский президент будет сумасшедшим. Это уже не «русские измышления», а качественная, добротная американская социология от одного из самых авторитетных центров.
Отсюда возник колоссальный интерес американцев к тому, что было в истории США в прошлом. Конечно же, основная аудитория этого фильма – не мир, а зрители Соединенных Штатов. В Америке всегда была недооценка внешней политики. Это никогда не было престижной областью. Но в последние годы американцы стали убеждать себя, что политика и внешняя политика (в том числе военная) напрямую затрагивает их жизни. Отсюда возник интерес: «Как это было раньше?», «Как Америка отвечала на глобальные вызовы, к каким это приводило моральным травмам, человеческим драмам?».
Это ведь на самом деле человеческая драма – человек совершает поступок, который кажется ему необходимым, но отнимает жизни сотен тысяч людей. По сюжету фильма Оппенгеймер понимал, что атомная бомба нужна, чтобы остановить Вторую мировую войну. Но цена была – несколько сот тысяч людей. И еще лет пять лет назад средний американец об этом вообще не задумывался. Это была не его тема.
Сейчас, когда весь мир полыхает, начиная от Украины и заканчивая Африкой, внешняя политика пришла в каждый американский дом. Вот поэтому этот фильм действительно проектировался как оскароносный блокбастер, но если бы он не угадал интересы американского зрителя, он бы этот «Оскар» не получил. Это тот редкий случай, когда в фильме есть политика. Но она не про то, что американцы лучше всех в мире, как в «Дне независимости». И не о том, какие американцы «ужас-ужас-ужас». Это фильм о том, что мир сложный и решения в нем приходится принимать сложные».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин