4 апреля вышла в релиз компьютерная игра «Смута», разработанная российской игровой студией Cyberia Nova. RPG анонсировали 18 июня 2022 года, заявленный бюджет на разработку составил 500 миллионов рублей. Военный историк-медиевист, исторический реконструктор, писатель-фантаст, научный секретарь семинара военной археологии Института истории материальной культуры РАН Клим Жуков поделился с «ФедералПресс» своими впечатлениями от новой российской игры:
«Спустя примерно три с половиной часа, что я смог в нее поиграть, могу сказать следующее. С точки зрения воспроизводства костюмов, зданий, оружия, доспехов и прочей материальной культуры начала XV века Восточной Европы и Руси это произведение выдающееся, я по-другому даже сказать не могу. Ни в одной игре в мире такого еще не было, чтобы было так точно, скрупулезно. Со своими ошибками (к сожалению, они есть), но в основном для игры это очень круто. В пропагандистско-образовательном смысле этих слов это очень здорово, можно только поаплодировать художникам, консультантам, всем, кто этим занимался.
Графика хорошая, нарисовали хорошо. Конечно, частота обновления кадров (FPS) вызывает вопросы. Сюжет – это другое дело, там далеко не все понятно. Во-первых, сейчас 2024 год, было разработано много игр в жанре RPG, и было бы неплохо учесть мировой опыт, чтобы получилось как минимум хорошо. Сюжет строго линейный, без всякого ветвления, что по нынешним меркам уже не уровень. Это ведь игра, она рассчитана на молодежь, причем на школьников. Они имеют, как правило, игровой опыт – мое почтение. Они могут сравнивать с лучшими и средними образцами, в которые они играли.
Например, «Ведьмак 3», с которым сами разработчики и локализаторы неоднократно «Смуту» сравнивали. Мол, «у нас будет свой русский «Ведьмак» без магии и с историей». Это очень нехорошо, когда простой линейный сюжет без возможности ветвления и наличия открытого мира, когда можно пойти в какую-нибудь не связанную с основными квестами деревню, там подраться с разбойниками, защитить деревню или, наоборот, если ты выбираешь «плохую» линию развития персонажа, с разбойниками на деревню напасть. Ну и так далее. Побочных квестов должно быть много. Их должны быть десятки, сотни, помимо основной ветки. Это вообще азы игростроя с начала 2000-х годов. Для школьников главное, чтобы было интересно. А учит игра уже постольку-поскольку.
Если говорить о материальной культуре, там полностью отсутствует такое понятие, как крафт. Невозможно «апгрейдить» доспехи, создавать оружие, покупать его в более или менее продвинутом виде. Невозможно его «трофеить», что совершенно непонятно почему. Но было бы здорово, если мы говорим про материальную культуру. Какой был бы обучающий эффект, когда молодой человек, поиграв, после первого же боя понял бы, что свою кольчужку нужно идти чинить, искать кузнеца, с которым нужно подружиться и выполнить несколько квестов. Это было бы круто, когда своими виртуальными руками можно было бы перебрать собственный доспех. Но нет, нам сразу выдают какой-то, и он даже не ломается в процессе ношения.
Дальше масса вопросов к основному сюжету. Как выяснилось, в основу положена книжка Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Книжка написана в 1829 году, то есть очень давно, со всеми вытекающими последствиями. Для современного читателя она нечитабельна. Загоскин, мягко говоря, не Пушкин и Лермонтов. У нас Пушкина и Лермонтова, скажем положа руку на сердце, не все школьники сейчас наизусть знают, а уж кто такой Загоскин, они не знают вообще. Я-то, честно говоря, знаю, кто такой Загоскин, потому что в школьных и ранних вузовских годах читал вообще все подряд и на этого Загоскина набрел. Это совершенно случайно так вышло.
Загоскин – это такая квасная, топорная и в лоб поданная, кстати, дурно написанная, реакционная пропаганда времен Николая Павловича, он же Николай Палкин. Это очень плохой пропагандистский пример вообще. Ну и книжка, мягко скажем, по меркам 1829 года ниже среднего, а для современного читателя она вообще отсутствует в информационном поле, и совершенно справедливо. Она не прошла испытание временем. Это не «Евгений Онегин», которого знают до сих пор и через 300 лет будут помнить. Это проходная, очень глупая пропагандистская книжка, которая имеет два недостатка для игры. Первое – она глупая, откровенно глупая. Второе – она написана кондовейшим языком, который современному человеку вообще не понятен. И на этом основании построен сюжет.
Мы говорим, что игра должна обучать, призывать к чему-то с точки зрения истории. Она же про историю? Вот у нас есть главный герой – вымышленный боярин Юрий Милославский из вполне реального рода Милославских. И этот молодой боярин находится на службе у боярина Кручины (он тоже вымышленный). Но кто такие Милославские? Буквально пройдет 40 лет после Смуты, и Мария Милославская станет царицей, женой царя Алексея Михайловича. Это очень знатный род Гедиминовичей, которые были в «топовых» списках. Милославские – это очень знатный род. Почему какой-то неизвестный Кручина является начальником целого Милославского? Это же эпоха глубоко укорененного местничества, с которым Петр I вынужден будет бороться. Там не может незнатный человек управлять человеком знатным, просто это невозможно, и все. Почему нельзя было сделать воспитателем Милославского кого-нибудь из Шуйских или из Бельских? То есть из совсем «топовых» князей. Ни у кого вопросов бы это не вызвало. Но нет, придумали какого-то Кручину. Кто это? Полное непонимание вообще истории Отечества, которое не могло, естественно, сложиться у человека, который не ученый, а просто пропагандист первой трети XIX столетия. У нас-то с тех пор понимания гораздо больше. Зачем мы идем за этим и сами подрываем основы своей работы?»
Фото: из пресс-материалов игры «Смута» / smuta.press