Проблема складирования отходов птицефабриками по-прежнему остается актуальной для Южного Урала. Предприятия птицеводческой отрасли под видом удобрений выбрасывают на поля тысячи тонн навоза и помета. Люди страдают от невыносимого запаха и нашествия мух. Почему этот вопрос до сих пор остается нерешенным и есть ли вообще выходы из ситуации, «ФедералПресс» рассказал председатель комитета по экологии и природопользованию заксобрания региона Михаил Махов:
«На сегодняшний день действует новый федеральный закон, который определяет отходы птицефабрик как побочный продукт животноводства (ППЖ). Соответственно, законодательство предусматривает возможность дальнейшего использования отходов. При этом должна быть соблюдена определенная технология. В Москве работает научно-исследовательский институт, который оценивает эти технологии от заказчика, а заказчиком является любая птицефабрика. Этот институт выдает сертификат соответствия, что технология прошла проверку и подтверждается ее эффективность. Суть любой технологии заключается в использовании химреагентов в качестве дополнительного стимулирующего вещества. Второе – та субстанция, которую мы ранее называли отходами, должна просохнуть, чтобы уменьшилась влажность, токсичность, ушел запах.
И основная проблема птицефабрик в том, что у них недостаточное количество мест для складирования этой субстанции. Объемы производства большие, соответственно, увеличиваются объемы помета. Изначально почему-то очень «скромно» проектировали места для хранения, и сегодня они в дефиците. Поэтому надо строить новые пометохранилища, это не сложная конструкция, но довольно затратная. Естественно, птицефабрики не торопятся это делать. Они, пользуясь новым законом, говорят, что размещают на полях не отходы, а ППЖ. Но этот продукт еще не является удобрением.
Удобрение должно пройти определенную технологию переработки. Как правило, эта технология либо не соблюдается, либо не весь объем птицефабрики подвергают технологическому воздействию. Все площади, принадлежащие сельхозпредприятиям, уже удобрены, и им нет смысла дополнительно вкладывать деньги в переработку отходов.
Можно заняться реализацией удобрений, но здесь возникает та же проблема. Продавать их птицефабрики могут только своим конкурентам, у которых точно такая же картина, то есть не хватает мест для хранения и полей для размещения удобрений. Они все примерно в одинаковой ситуации.
Эта ситуация требует системного решения. На сегодняшний день оно просматривается с трудом. Задача, конечно, непростая, и никто не говорит о том, что решать ее нужно «кровь из носу». Хотя люди страдают здесь и сейчас, и длятся эти страдания уже несколько лет. Где-то просто запах, где-то полчища мух, которые не дают людям нормально жить. И на мой взгляд, новый федеральный закон пока не решил эту проблему в практической плоскости.
Плюс действует мораторий на проверки контрольно-надзорных органов, который в какой-то мере развязал руки птицефабрикам. Мы надеемся на то, что мораторий в 2024 году закончится и не будет продлен на 2025 год. А владельцы и руководители птицефабрик осознают, что эта проблема должна быть наконец-то решена. Не стоит ждать, когда ситуация дойдет до критической фазы. Технологии переработки есть, их много, но эта тема для отдельного обсуждения. По его итогам, надеемся, будет выработано приемлемое решение, некая модель с учетом сдерживающих и стимулирующих факторов».
Фото: unsplash.com