В последние дни в России активно обсуждается тема планируемого повышения утилизационного сбора, в результате которого уже в ближайшее время стоит ждать повышения стоимости автомобилей. Кому выгоден новый законопроект и к чему это может привести, рассказал «ФедералПресс» доцент кафедры управления транспортными комплексами ГУУ, к. э. н. Артем Меренков.
«Профильный комитет Госдумы по промышленности направил в правительство предложение по индексации утильсбора. При этом подразумевается поэтапное повышение до 2030 года.
Под индексацию попадут двигатели на ДВС (2024 и 2025 год), а также электромобили – повышение до 1,1 миллиона рублей. Очевидно, что мероприятия носят протекционистский характер для отечественных автопроизводителей, которые ощущают давление со стороны представителей КНР.
Ранее о необходимости таких мер говорил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Очевидно, что мероприятия могут вступить в действие. При этом заградительные меры будут помогать как «АвтоВАЗу», так и производителям электромобилей. Также защищать планируется сельскохозяйственную и спецтехнику.
Один из моментов финансовый. Если мы посмотрим, то «АвтоВАЗ» достойно смотрится в конкуренции с производителями КНР, демонстрируя устойчивую положительную динамику продаж. Но с точки зрения финансов тягаться сложно. «АвтоВАЗ» работает, по сути, лишь на отечественном рынке и выдерживает определенное ценообразование. В то время как производители КНР – это глобальный игрок с миллионными выпусками автомобилей. Массовость производства позволяет снижать себестоимость и оставаться финансово устойчивыми при небольшой норме прибыли.
Эффект масштаба. «АвтоВАЗ» не может пока похвастать широким сбытом. Иными словами, занимая 30 % рынка, в денежном выражении «АвтоВАЗ» получает 9 % рынка. Другой вопрос, что увеличение объема производства связано с естественными ограничениями, а повышать ценник в отсутствие конкуренции – не самая приятная история для потребителей.
Необходимо понимать, что все платят утильсбор, разница в том, что отечественным промышленникам данная выплата компенсируется. То есть фактически это понятный метод регулирования давления на отечественных производителей. Именно с этой точки зрения необходимо оценивать новость.
Теперь возникает вопрос, кто выиграет. Тут есть краткосрочный эффект и долгосрочный. В ближайшее время цены могут вырасти, в том числе на автомобили, которые ввозятся для физических лиц из-за рубежа. Сбор придется компенсировать, и он увеличит стоимость приобретения автомобиля. При этом подорожают как новые автомобили, так и импортируемые авто с пробегом.
Теперь давайте посмотрим в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день нет вопроса дефицита автомобилей. Вопрос решен. Следующий шаг – это локализация импортных марок, а также развитие своих производителей. Иными словами, дается четкий месседж: «Инвестируйте в производство в России, или рынок будет закрываться и защищаться в пользу тех, кто такое производство развивает». Это как раз «АвтоВАЗ», ГАЗ, КамАЗ, «Москвич» и т. д. Тут все логично. И вот с этой точки зрения, наверное, все выглядит иначе.
Другое дело, что потребитель ждет эффективности от отечественных производителей, повышения качества продукции и доступного ценообразования. Очевидно, что нужен некий баланс, тонкая настройка. Главное во всей ситуации то, чтобы крайним не стал потребитель. Необходимо понимать, что автомобиль – товар народного потребления, который влияет на качество жизни людей. Он должен оставаться доступным, а не становиться предметом роскоши и мечтой».
Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева