Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что городская администрация не отказывается от планов, предусматривающих строительство новых станций метро. Сейчас активно обсуждается продление первой ветки в сторону Верхней Пышмы, а в генплан заложены и новые линии метрополитена. О том, почему рассчитывать на вторую ветку в ближайшее время не стоит, а трамваи и автобусы вполне могут ее заменить, «ФедералПресс» рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин:
«Давайте взглянем, что такое екатеринбургское метро сегодня. Это единственная линия с суточным пассажиропотоком порядка 100 тыс. человек – как у приличной трамвайной ветки. Лезть под землю дорого и сложно, это разумно, когда пассажиропоток на порядок больше.
На самом деле екатеринбургский метрополитен проектировали не идиоты, просто его история идет с глубоких советских времен. Как и во всех советских промышленных городах, в Свердловске были концентрированные пассажиропотоки на огромные производства, и именно на них ориентировались проектировщики 1970–80-х годов. Сейчас город устроен по-другому. Возможно, Екатеринбургу больше нужна трамвайная линия, которая бы обходила напряженные перекрестки с помощью эстакад или туннелей неглубокого залегания. А строительство классической подземки в духе московской, лондонской или пекинской в Екатеринбурге не прокатит просто в силу трафика.
Нужно заново проводить транспортное планирование, чтобы исследования были бы не для полочки, которую предъявляют Минтрансу, а отражали бы реальную картину. Скорее всего, ответом будет именно трамвайная сеть – тоже недешевое удовольствие, но совсем другие деньги, чем строительство метро. Плюс радикальное обновление автобусного парка, потому что Екатеринбург – довольно «автобусный» город. Я уже не говорю о том, что за счет бюджета города или даже региона метрополитен в нынешних реалиях строить нельзя, а значит, нужен федеральный проект. И я не очень вижу, как он впишется в то, что сейчас планируется на 2030 год.
Очень может быть, что метро надо продлевать в сторону Верхней Пышмы, но, скорее всего, это будет линия наземного прохождения, а не подземного. Для окончательного решения нужно провести весь цикл работ по транспортному планированию: исследование, моделирование, рассмотрение вариантов. Екатеринбург – очень автомобилизированный город, и надо спрогнозировать: если я добавлю эту линию, существенный процент автомобилистов пересядет на общественный транспорт или нет? Все это надо аккуратно считать, и в России есть специалисты, которые умеют это делать».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Как будут достраивать метро в регионах