В регионах России активизировались неоязычники, пропагандирующее оккультное мировоззрение. Так, в Тюменской области местные жители стали чаще находить ритуальные капища в лесах. С чем связан всплеск интереса к язычеству и почему некоторые группы выступают против традиционных религий и государственного строя, «ФедералПресс» рассказала религиовед и эксперт Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Лариса Астахова:
«Неоязычество как феномен активизируется в критические для общества моменты, когда аномия (состояние общества без превалирования главных ценностей) захватывает все социальные слои. Этот процесс имел место в 1990-е годы и всколыхнулся сейчас вновь. С чем это связано? Дело в том, что религиозные практики неоязычества гораздо гибче и легче адаптируются под ситуацию, чем тяжелые многовековые доктрины традиционных религий. Язычники дают людям то, чего в данный момент не хватает, – ощущение стабильности в резко меняющемся мире, чувство плеча (поддержку рода) и защищенности.
В 1990-е, когда имел место ренессанс самых разных форм традиционного язычества, было реконструировано и славянское язычество. В основном именно реконструировано, так как ритуальная практика – это мимолетное в моменте социальное действие, и многие практики остались без письменного закрепления.
Однако нельзя сказать, что неоязычество – сплошь искусственно созданная реконструкция. Все равно практика опирается на многовековую историю, просто эта ценностная база вписывается каждый раз в принципиально новое общество. Поэтому приставка «нео» оправданна.
Неоязычество, на самом деле, очень разное. Сильное противодействие было заметно в 1990-е, сейчас значительно меньше. Не все группы агрессивны по отношению к традиционным религиям. Даже скорее наоборот – традиционные религии весьма агрессивны по отношению к языческим группам, особенно ислам. Это заложено в доктрине, в самой идее джихада. Однако действительно встречаются отдельные лидеры языческих групп, раскачивающие лодку стабильности и обвиняющие христиан, например, в потере связи с предками. Часто эти группы носят не столько религиозный, сколько политический характер. Чисто религиозные группы больше сосредоточены на исследованиях, нежели на попытках перестроить историю или уничтожить христианство.
Главный момент: неоязычество сегодня не представляет и не представляло никогда монолитной религии, как христианство и ислам. Это множество групп, связанных между собой только политеизмом. Какие-то группы изучают славянские корни, роды и историю, какие-то больше сосредоточены на скандинавской версии. Есть группа военизированного типа, изучающая разные формы рукопашного и ножевого боя. А есть группы очень интеллигентные, пытающиеся выстроить свое понимание годового цикла в истории и религии.
Таким образом, язычество есть реакция общества на трансформации в духовной сфере, кризис ценностей, оно дает людям дополнительный рычаг для адаптации. Но, конечно, нечистоплотные люди тоже пытаются этим рычагом сдвигать землю и нашу стабильность».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева