Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Эксперт о забастовке водителей такси в Екатеринбурге: «Государство должно ограничить монополию агрегатора»

Такси в Екатеринбурге
Эксперт по таксомоторным перевозкам Владимир Герасименко предлагает на государственном уровне ограничить монополию агрегатора

В Екатеринбурге некоторые водители такси устроили акцию протеста против низких тарифов. Они пожаловались на то, что заработанных денег не хватает даже на обслуживание автомобилей. О том, почему тарифы не позволяют водителям такси нормально зарабатывать и окупать расходы, в интервью «ФедералПресс» рассказал эксперт по таксомоторным перевозкам Владимир Герасименко:

«Мы с вами должны четко понимать, что государство не регулирует тарифы на перевозку, их устанавливает служба заказа, или, в просторечии, агрегатор. Как он это делает – большая загадка. 4 месяца назад мы уже писали в Администрацию президента России о том, что агрегатор, заняв монопольное положение на рынке, может устанавливать фактически любые тарифы. Кроме того, мы предлагали установить правила о том, чтобы агрегатор не мог расторгать договоры с водителями в одностороннем порядке.

Известны ситуации, когда агрегатор при ухудшении погодных условий, в часы пик, при нехватке водителей не передает заказ свободным водителям, а ждет, когда цена разгонится в 4–5 раз. Это признак того, что тарифы формируются нечестно, рост тарифа в 3 раза – это признак монополии. А любая монополия требует регулирования государства.

Не так давно мы получили федеральный закон о такси. Мы его приветствовали, он очень правильный, он узаконил те правила, что сложились на практике, включил в состав участников перевозок самозанятых. Создались уровни ответственности, кто за что отвечает. Но тарифы этот закон не регулирует. Право устанавливать минимальный тариф есть у 4 городов федерального значения. Но нужны максимальные тарифы, чтобы зафиксировать траты таксомоторных компаний. В текущих условиях они растут. Многие автомобили находятся в лизинге, а лизинг и кредитование осуществляются сегодня по ставкам, которые по сути имеют заградительный характер. Растут издержки, которые тарифы не покрывают. Мы предлагаем изменить эту ситуацию. Есть расчеты и методики, которые учитывают эти издержки.

В настоящее время ФАС проводит проверку основных агрегаторов. Если ФАС даст заключение, что агрегатор действует в рамках закона, то дальше логично внести изменения в закон о такси о том, что государство берет на себя функцию установления максимальных тарифов.

Примечателен опыт Казахстана, где тот же агрегатор, что доминирует на рынке в России, также стал монополистом. Как только антимонопольный орган Казахстана стал проверять его, агрегатор сразу же пошел на соглашение с государством о решении некоторых вопросов. В частности, если тариф увеличивается в 2 раза, то все, что преповышает базовый тариф, не облагается комиссией, все деньги уходят водителю. Это 2–3 млрд тенге в год – огромные деньги! Если тариф растет в 3 раза, то таких поездок может быть не более 5 % по всей республике в квартал.

У нас пока подобные меры не приняты. Водители боятся бастовать – агрегатор без объяснения причин снизит их рейтинг, что напрямую повлияет на доходы. А то и вовсе расторгнет договор в одностороннем порядке. Кроме того, у таксистов нет профсоюза.

Частные порядки, которые установил агрегатор, дискриминируют водителей, также от них страдают и пассажиры. Убежден, что государство должно вмешаться в эту ситуацию».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.