В России подросткам с 16 лет грозит уголовная ответственность по статье о государственной измене. Нередко молодые ребята становятся легкой мишенью для вовлечения в радикализм и экстремизм с обещанием легких денег через социальные сети. Обработать человека могут буквально за сутки, и до совершения теракта остается один шаг, выражает мнение исламовед, политолог и эксперт по деструктивному влиянию социальных сетей Яна Амелина:
«Это уже не выдумки на пустом месте. За поджогами в торговых центрах мы вполне можем предположить, что следующим этапом окажутся или коктейли Молотова или что-нибудь еще, вплоть до отравляющих смертельно опасных веществ.
У нас в России очень много людей, попадающих в наше поле зрения, которые интересуются разными деструктивными направлениями, благодаря тому же даркнету (скрытая интернет-сеть. – Прим. ред.) или радикальным каналам в соцсетях. Это уже феномен, когда потенциальные террористы не имеют выраженной политической, религиозной цели. И количество таких людей растет в геометрической прогрессии. Это мы еще не берем тех, кто вовлекается чисто за деньги, а только тех, кто интересуется деструктивными направлениями.
Я выступала перед молодыми ребятами в одном из колледжей Екатеринбурга и задала прямой вопрос: «Кто-то из вас сталкивался с попытками вовлечения в такие вещи?» Половина ответили: «Да». И такая ситуация ровно по всей стране. Недавно я выступала в Новом Уренгое, где буквально все закричали: «Да!» И это были не студенты даже, а школьники в возрасте 13–15 лет. Представьте, насколько эта ситуация распространена, что мы, взрослые, даже не оцениваем масштабы этой проблемы.
Я надеюсь, что везде более-менее ребята мотивированные, они патриоты, понимают эту опасность, но, к сожалению, количество уголовных дел, когда человек клюет на предложение за 10 тысяч [рублей], а вместо этого получает потом 10 лет... Увы, таких ситуаций немало.
Я напоминаю всегда ребятам, что уголовная ответственность за госизмену наступает с 16 лет, а за совершение диверсии, теракта – с 14. И всегда говорю, что дальше с этой статьей за госизмену в любой стране невозможно жить. Да, когда ты несовершеннолетний, больше 10 лет за госизмену ты не получишь. Но что дальше? Это не жизнь, это конец.
Именно в этом наша ответственность и обязанность как взрослых – донести до подростков понимание этой опасности. Я говорю сейчас о семье – то, что не понимают дети в 13 лет, должны понимать взрослые: что можно оказаться в такой ситуации, будучи вовлеченным, совершенно не собираясь становиться террористом – в этом главная опасность.
Здесь вопрос в технологиях манипулирования, которые сегодня используются. Мы часто говорим, что нас это не коснется, но это технологии, которые работают со всеми. Просто у кого-то есть «таблетка», которая поможет обезопасить тебя, но для кого-то это не сработает. Ни у кого не должно быть иллюзии, что «я умный человек». Главное – не дайте себя обмануть. Надо всегда держать это в своей голове».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1