В течение месяца в Приморье произошло сразу три инцидента в школах, которые дошли до Следственного комитета и по которым были возбуждены уголовные дела. Учитель начальных классов кричала на детей и связывала руки скотчем, учитель ОБЖ и физкультуры ударил школьника указкой по спине, а шестиклассника учительница ударила по голове и назвала «самой натуральной скотиной». Уполномоченный по правам ребенка в Приморье Ольга Романова рассказала о причинах такой агрессии учителей в разговоре с журналистом «ФедералПресс»:
«Применение методов воспитания, сопряженных с жестоким обращением к ребенку, недопустимо. Не должно быть в обществе двоякой оценки подобных действий, поскольку это уголовно наказуемое деяния, это преступление. Оправдывать или не оправдывать подобные действия со стороны совершеннолетнего, профессионально подготовленного к этой работе, – решать суду.
Подобные срывы в действиях учителей происходит, как правило, в трех случаях.
1. Специалист эмоционально выгорел, поэтому не может справиться с эмоциями, вспыхнувшими внезапно.
2. Специалист недостаточно владеет профессиональными компетенциями, чтобы справиться со сложной педагогической задачей, поэтому срывается в психологическое или физическое насилие по отношению к обучающемуся.
3. Специалист уже неоднократно совершал подобные действия, однако они оставались без последствий, поэтому для него это стало системой, приемлемыми методами воспитания.
Во всех случаях, когда правоохранительными органами были возбуждены уголовные производства, фигурирует видеозапись недопустимых действий педагога. Но поверьте, огромное количество подобных фактов остаются без расследования, без наказания и становятся обыденными.
Наверное, поэтому, самыми яростными противниками установки видеокамер в классах становятся сами педагоги.
Отдельно хочу сказать о поведении обучающихся. То, как они себя ведут в школе, на улице, в магазине, в целом в обществе, – это результат воспитания, результат усилий и ответственного отношения к своим обязанностям взрослых. Напомню, законодательство Российской Федерации определяет ответственных за воспитание детей: родители и образовательная организация, которую посещает ребенок.
Это значит, что неудовлетворительное поведение несовершеннолетнего – это неудовлетворительное воспитание со стороны семьи и школы.
Родители отвечают за воспитание ребенка в семье. Детский сад и школа – за его воспитание в социуме. Если родители не знают, как это делать или не справляются с обязанностями по воспитанию ребенка, они вправе обратиться за рекомендациями в ту образовательную организацию, которую посещает ребенок. Это четко определено федеральным законом «Об образовании».
Это значит, что в соответствии с действующим законодательством и родители, и школа должны воспитывать ребенка вместе и не должны находиться по разные стороны баррикад, обвиняя друг друга. Однако в настоящее время происходит перекладывание ответственности с обеих сторон.
Именно это нежелание и неготовность действовать вместе, принять на себя ответственность за воспитание отдельно взятого ребенка, и приводит к ошибкам с обеих сторон. Ребенок не может полноценно развиваться, если в нем не воспитали границы допустимого и недопустимого.
Я бы рекомендовала всем взрослым, отвечающим за воспитание отдельно взятого ребенка, внимательно перечитать законы. К ним относятся и локальные правовые акты образовательной организации.
Родителям следует тщательно изучить «Правила поведения обучающихся» и требовать от своего ребенка их неукоснительного исполнения.
Директорам школ, педагогам, особенно классным руководителям, еще раз внимательно перечитать свои функциональные и должностные обязанности, а также «Кодекс профессиональной этики педагогического работника», «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», «Положение о внутришкольном контроле», «Положение о внутришкольном учете», «Положение о психолого-педагогическом консилиуме».
В этих документах описано, как действовать и какие инструменты применять в случае, если поведение одного обучающегося становится помехой для полноценного образовательного процесса всех остальных.
Поверьте, методы физического воздействия в этих документах не предусмотрены».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин