Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Владимир Безгинов: Полномочия приставов существенно расширены, и это оправдано

Вступили в законную силу изменения в ФЗ «О судебных приставах», которые существенно расширили полномочия судебных приставов. Теперь они могут осуществлять досмотр личных вещей, проверку документов без объяснения причин, возбуждать уголовные дела. Кроме того, законодатель закрепил за некоторыми сотрудниками право на ношение табельного оружия. Чем вызваны эти нововведения, и как это отразиться на службе приставов, с одной стороны, и ситуации по исполнению судебных решений, с другой. Что необходимо делать гражданам и чего опасаться не стоит - в интервью «УралПолит.Ru» рассказывает руководитель УФССП России по Пермскому краю - главный судебный пристав Пермского края Владимир Безгинов.

Вступили в законную силу изменения в ФЗ «О судебных приставах», которые существенно расширили полномочия судебных приставов. Теперь они могут осуществлять досмотр личных вещей, проверку документов без объяснения причин, возбуждать уголовные дела. Кроме того, законодатель закрепил за некоторыми сотрудниками право на ношение табельного оружия. Чем вызваны эти нововведения, и как это отразиться на службе приставов, с одной стороны, и ситуации по исполнению судебных решений, с другой. Что необходимо делать гражданам и чего опасаться не стоит - в интервью «УралПолит.Ru» рассказывает руководитель УФССП России по Пермскому краю - главный судебный пристав Пермского края Владимир Безгинов.

Владимир Александрович, вступившие в силу изменения в ФЗ «О судебных приставах» существенно расширили полномочия приставов. Теперь ваши сотрудники могут проверять у граждан документы, носить оружие и даже возбуждать уголовное дела. Чем обусловлена такая позиция федерального законодателя?

Изменения в федеральный закон «О судебных приставах» затрагивают разные вопросы деятельности службы. Это и расширение перечня задач, которые возложены на ФССП России, и четкое определение полномочий главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава по субъекту РФ, старшего судебного пристава и его заместителей, а также всех категорий судебных приставов. Право приставов в определенных случаях входить в здания и помещения, а также проводить проверку документов и досмотр вещей лиц, прибывающих в здание суда или службы судебных приставов. Эти и другие меры, которые принимались ранее (например, принятие нового закона «Об исполнительном производстве»), направлены на повышение эффективности исполнения судебных решений, актов других органов и должностных лиц, обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов. Наша основная миссия – сделать так, чтобы исполнять Закон было правилом, нормой жизни в обществе. Вдумайтесь в цифры.

В первом полугодии этого года на принудительном исполнении в структурных подразделениях нашего Управления находилось 803 тысячи 450 исполнительных документов. А это значит, что такое огромное количество вынесенных в установленном законом порядке актов, решений, постановлений и иных документов в добровольном порядке исполнено не было. И только от работы судебных приставов зависит доведение этих решений до логического завершения. Конечно, на эффективность этой работы влияют и те существующие в стране проблемы.

Значит, изменения обусловлены в том числе и кризисом?

Экономический кризис принес в службу судебных приставов увеличение количества документов о взыскании денежных средств в пользу банков. Это тенденция прослеживается и на уровне федеральном, и на региональном. За 6 месяцев этого года на исполнении у приставов Пермского края находилось около 31 тысячи документов данной категории на сумму свыше 3,5 миллиардов рублей. Из них окончено фактическим исполнением 3,5 тысячи документов. Размер фактически взысканной суммы в пользу банков составил 207 миллиона 845 тысяч рублей. Среди должников не редко появляются не сами заемщики, а их поручители. Есть и такие, кто брал кредит, заведомо зная, что долг банку возвращен не будет. В новой редакции закона «О судебных приставов» в перечень задач, решение которых возложено на Федеральную службу судебных приставов, вошло предварительное расследование преступлений по некоторым их видам. Например, за злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности.

Эта функция была передана приставам еще 1 февраля прошлого года с внесением соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, но в законе «О судебных приставах» прописали ее только сейчас.

И сколько уголовных дел уже возбуждено вашими сотрудниками?

За первое полугодие этого года в производстве структурных подразделений Управления находилось более 600 уголовных дел. Дознавателями наших структурных подразделений было возбуждено 467 уголовных дел, из них за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ) – 13 уголовных дел, по ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации» – 16; по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» – 3.

Результативность расследования уголовных дел дознавателями нашей службы составила 96 %. Внесенные в Закон изменения затронули и их полномочия. Теперь дознаватель службы судебных приставов может подвергнуть принудительному приводу лицо, которое не является по его вызову. Ранее такой нормы в законе не было.

Продолжая тему кризиса, нельзя не затронуть тему безработицы. Именно невыплата или потеря заработка не позволяет человеку надлежащим образом исполнять взятые на себя обязательства. Будь то возврат кредита, уплата алиментов или коммунальных платежей. Поэтому взыскание задолженности по заработной плате находится под особым контролем. За первое полугодие этого года на исполнении в структурных подразделениях находилось свыше 4,7 исполнительных производств данной категории на сумму около 106 миллионов рублей. Приставами Прикамья было взыскано в принудительном порядке недополученных работниками денежных средств свыше 33,5 миллионов рублей.

Владимир Александрович, как Вы оцениваете эффективность реализации тех полномочий, которые были предоставлены приставам новой редакцией закона «Об исполнительном производстве» с 1 февраля прошлого года?

Думаю, что показатели работы приставов Пермского края говорят сами за себя. Главным целевым индикатором деятельности нашей службы является фактическое исполнение судебных решений. По итогам работы нашего Управления в 1 полугодии этого года 75,3 % судебных актов окончено реально. В результате деятельности судебных приставов-исполнителей края взыскано более 3 миллиардов рублей. Из них 984 544 тысячи рублей перечислено в бюджет по налогам и сборам, 105 280 тысяч рублей по постановлениям специально уполномоченных органов о наложении административных штрафов. В федеральный бюджет приставами Прикамья перечислено 66 миллионов 162 тысячи рублей исполнительского сбора, взысканного с должников за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения. Качество работы приставов и в России и в Пермском крае год от года улучшается. И в этом, на мой взгляд, большая заслуга тех рычагов, того инструментария, который нам дает новое законодательство. Например, право пристава на ограничение выезда должников за пределы РФ.

Всего за 1 полугодие этого года приставами Пермского края вынесено более 2 тысяч постановлений об ограничении права выезда должников за пределы Российской Федерации на сумму долга более 770 миллионов рублей. В результате применения этой меры пермские приставы вернули взыскателям более 7 миллионов рублей.

 А можно конкретный пример?

Не так давно индивидуальный предприниматель из Чернушки выплатил штраф за незаконное использование чужого товарного знака в размере 10 тысяч рублей только после того, как приставы применили к нему эту меру. Ни арест имущества и денежных средств такого действия на должника не оказал. Другой должник, проживающий в г. Губахе Пермского края, погасил свой долг по налогам в размере более 11 миллионов рублей и выплатил 800 тысяч рублей исполнительного сбора только после того, как понял, что выехать из страны с долгами никаким образом ему не удастся.

Когда мы говорим про применение этих ограничительных мер по отношению к должнику, должны понимать, что по другую сторону находится взыскатель, то есть сторона потерпевшая, с уже вступившим в законную силу решением суда в его пользу. А судебные приставы используют все меры, предоставленные им Законом, для понуждения должника исполнить это решение.

Изменения в законе «Об исполнительном производстве» существенно расширили и полномочия пристава-исполнителя?

Изменения, которые произошли в законе «Об исполнительном производстве», существенно расширили полномочия судебного пристава-исполнителя в части наделения его такими правами, как реализация арестованного имущества в соответствующем порядке, обращение взыскания на имущественные права должника, обращение в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности должника на это имущество. Кроме того, для оперативного устранения нарушений законодательства нашими работниками закон ввел возможность подачи жалобы в порядке подчиненности. То есть впервые на законодательном уровне была введена норма, позволяющая наряду с судебным порядком обжаловать действия или бездействие судебного пристава-исполнителя старшему судебном приставу, главному судебному приставу субъекта РФ, вплоть до главного судебного пристава России. В целом, считаю, что внесенные законодателями изменения своевременны и положительно влияют на качество нашей работы, систематизируют ее, влияют на прозрачность исполнения судебных и иных актов, повышают требования к законности их исполнения.

И что, на Ваш взгляд, дают приставам нововведения в законах?

Больше возможностей для выполнения возложенных задач. Например, при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении им служебных обязанностей теперь имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Кроме того, при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи). Таких норм в старой редакции не было. Следует обратить внимание на то, что судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов может при осуществлении привода входить в жилые помещения только в том случае, если такое поручение дано ему постановлением судьи. Если такого поручения нет, то он может при осуществлении привода входить в любые помещения, кроме жилых. Такое разделение в законе произведено во исполнение положения статьи 25 Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища и возможности войти в него против воли проживающих в нем лиц только на основании судебного решения.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов теперь вправе неотлучно сопровождать судебного пристава-исполнителя, в том числе и тогда, когда последний входит в жилище (конечно, при условии законности такого входа, а именно – по основаниям, установленным Федеральным законом «Об исполнительном производстве»).

Законом также закреплено право пристава проверять документы, удостоверяющие личность, а также личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства. Эта норма является новой в законе, однако фактически это правило работало и раньше. Вряд ли можно поставить под сомнение его целесообразность. Статистика это подтверждает. За 1 полугодие 2009 года приставами Пермского края обеспечена безопасность около 120 тысяч судебных заседаний, более 8,6 тысяч лиц, уклоняющихся от явки в суд, доставлено туда принудительно. Благодаря работе пермских приставов пресечен пронос в здания судов около 1400 запрещенных предметов (травматическое и газовое оружие, боеприпасы, колюще-режущие предметы и др.). Не трудно представить, какую роль могли «сыграть» эти предметы, если бы приставы не осуществляли личный досмотр лиц, прибывающих в суд.

Право проверять документы предоставлено не только приставу по  обеспечению установленного порядка деятельности судов, но и судебному приставу-исполнителю. Это касается лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Повлияли как-то нововведения в законе на кадровую работу в вашем ведомстве?

Изменения коснулись и возраста кандидатов, желающих трудоустроиться в нашу службу на должность судебного пристава. Если ранее им мог стать гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, отвечающий предъявляемым требованиям к образованию, деловым и личным качествам, здоровью, то сейчас возрастной ценз изменен. В законе четко прописано, что кандидат должен достигнуть 21 года. Эти изменения вступают в законную силу только через три года. Закон наделил правом хранения и ношения огнестрельного оружия и специальных средств старшего судебного пристава и его заместителя. Ранее этим правом обладали лишь судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Реализовать это право они смогут лишь после прохождения специальной подготовки и только при исполнении служебных обязанностей. Еще одно важное нововведение, которое нас порадовало. В соответствии с новым законом использование словосочетания «судебный пристав» допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц ФССП, а также в наименованиях профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц. Сделано это с целью недопущения ситуаций, когда, используя в своем названии слова «судебный пристав», какая-либо организация, запутывая граждан, фактически пользуется названием Федеральной службы судебных приставов и ее авторитетом.

В течение 90 дней со дня вступления в силу нового Федерального закона организации, общественные объединения и должности, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не указанные в этой статье и содержащие в своем наименовании словосочетание «судебный пристав», должны быть переименованы либо ликвидированы.

Благодарим Вас за беседу!

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.