До конца избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы остается месяц, однако, по мнению политолога Григория Добромелова, уже сейчас результат известен. Говорить о каких-то возможных сюрпризах не приходится. Фактически Москва сделала все, чтобы парламентские партии сохранили свои мандаты (кто-то больше, кто-то меньше) и чтобы у оппозиции не было никаких шансов поставить под сомнение легитимность этих выборов. Подробнее – в интервью директора Института прикладных и политических исследований Григория Добромелова «ФедералПресс».
Григорий Владимирович, как оцениваете ход избирательной кампании?
Кампания на самом деле невзрачная и скучная, поэтому каких-то ярких событий, которые серьезно повлияли бы на ее ход, пока не происходило. Наверное, одной из неожиданностей было решение [первого заместителя главы администрации президента (АП)] Вячеслава Володина идти по списку «Единой России». Больше каких-то знаковых, серьезных событий в ходе этой избирательной кампании пока не было.
На самом деле, это и есть самое знаковое событие – то, что ничего не происходит, что выборы развиваются по крайне инерционному сценарию. Это есть и самое главное событие, и отчасти некоторая неожиданность: понятно, почему спокойные выборы выгодны «Единой России», но почему другие партии предпочитают не бороться за власть, по большому счету, неясно.
Насколько изменился подход Центризбиркома к выборному процессу? Пять лет назад к ЦИК и комиссиям на местах было достаточно много претензий, сегодня их практически нет.
Я бы не говорил, что поведение ЦИКа сильно изменилось. Скорее, изменилась тональность освещения действий ЦИКа. В предыдущем созыве, на прошлых выборах не было совсем уж незаконных, вопиющих решений Центризбиркома. Но аура, которая сформировалась вокруг [экс-главы ЦИК России Владимира] Чурова, на всех влияла. Новый созыв и образ [главы Центризбиркома] Эллы Панфиловой в большей степени располагает к позитивным оценкам действий ЦИК. И тогда, и сейчас Центризбирком действует строго в рамках своих полномочий.
Действия ЦИК мало изменились, а вот действия избиркомов на местах действительно изменились серьезно. Это связано с жестким указанием Вячеслава Володина на открытость, легитимность и прозрачность избирательной процедуры. На местах избиркомы стали гораздо более строго соблюдать законодательные ограничения и менее ангажировано выносить свои решения.
Здесь Панфилова, значит, сыграла не главную роль?
Это не роль Панфиловой. Это исключительно позиция, которую заняло управление внутренней политики администрации президента и Вячеслав Володин. У нас избирательная процедура определяется в Кремле, в администрации президента, а Избирком является лишь техническим исполнителем тех или иных пожеланий и позиций.
Сегодня можно оценивать степень влияния на ход выборов решения о переносе даты голосования с декабря на сентябрь?
Безусловно, эта история работает на «Единую Россию», поскольку значительно снижает интерес к избирательной кампании и затрудняет оппозиционным партиям ведение избирательной кампании. Это действительно так.
Какие, на ваш взгляд, шансы «Справедливой России» на преодоление пятипроцентного барьера? Из парламентской четверки только их позиции, по-прежнему, вызывают сомнения.
Скажем так, после жеребьевки их шансы уменьшились. Но все равно они остаются достаточно высокими, потому что электоральное поле спокойное, кампания крайне спокойная, и ждать каких-то неожиданностей пока не приходится.
Кто имеет возможность достичь трехпроцентного рубежа?
Трехпроцентный барьер есть шансы преодолеть у «Родины», у Партии пенсионеров и у «Яблока». В этой истории они будут являться лидерами.
Не раз высказывалось мнение, что произошедшие кадровые перестановки в органах власти, громкие аресты – это показательные выступления перед выборами. Действительно ли эти процессы имеют какое-то влияние на электорат?
Они вообще никак не влияют на ход избирательной кампании и очень слабо влияют на поведение избирателей, потому что избиратель консервативен и в основном со своей позицией уже определился. Они влияют в целом на дальнейшее развитие политической ситуации.
До выборов остался ровно месяц. Стоит ли ожидать сюрпризов?
За месяц до выборов можно смело говорить, что выборы практически уже состоялись.
Выборы-2017