Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Конкуренция будет приводным ремнем российской экономики»

Долгое время сектор малого и среднего бизнеса в России оставался недооцененным на фоне крупных сырьевых гигантов и государственных холдингов. Однако с наступлением кризиса правительство осознало - выход из экономического тупика невозможен без этого сегмента. Теперь предполагается, что к 2018 году количество госзакупок, отданных МСП, вырастет с 10 до 15%. Какие еще меры необходимы для устранения существующей стагнации, «ФедералПресс» рассказал глава попечительского совета «Опоры России», зампредседателя правительственной комиссии по развитию малого и среднего бизнеса и конкуренции Сергей Борисов.

Сейчас очень много говорится о стратегии вывода экономики России из кризисного состояния. Сергей Ренатович, какая экономическая модель, на Ваш взгляд, нужна сейчас бизнесу: Титова или Кудрина?

Лично мне, разумеется, ближе программа Кудрина – она строится на доказанных реалиями постулатах. Тогда как стратегия Бориса Титова в настоящий момент полноценной не является, я бы скорее назвал ее «размышления Столыпинского клуба на вольную тему». И принять ее для себя не могу. Да, можно залить деньгами всю нашу экономику. Однако реальность такова, что денег в России сейчас более чем достаточно – просто эти средства «застыли». Я беседовал со многими представителями бизнеса, и все в один голос твердят: «Я бы инвестировал средства, но боюсь. Никто не знает, что будет дальше». Непонимание происходящего, отсутствие четкого вектора государственной политики, страх - вот причины, почему наши предприятия в настоящее время работают в режиме «Stand by». И решать необходимо не монетарные проблемы, нужно улучшать эффективность управления экономикой, издержками.

Также важно понимать, что в настоящий момент мы пядь за пядью отвоевываем инфляцию. Резкий вброс ничем не подкрепленной денежной массы, за которую ратует Столыпинский клуб, инфляцию только подстегнет, и уже очень скоро мы с вами увидим новые ценники. Результат от внедрения стратегии Титова будет бить сразу по всем фронтам: по бизнесу, по населению, непременно последуют корректировки бюджета, сокращения государственных гарантированных выплат и пенсий. Вот почему сейчас также важно все силы бросить на обуздание инфляции, вывод ее на такой уровень, на котором она существует в Европе и ведущих азиатских странах.

Как малый и средний бизнес переносит существующие процентные ставки кредитования?

Недавно я видел предвыборный рекламный ролик приблизительно следующего содержания – гражданин с печалью в голосе сообщает представителю банка, что он забыл отдать кредит. А за кадром голос сочувственно говорит ему: «Вы совсем не виноваты, виноват банк с его запредельными ставками по кредиту». На мой взгляд, подобная агитация – неправильная, нечестная. Заемщик должен быть ответственным, ведь он знает, по каким ставкам он берет кредит.

Тем не менее, я согласен с тезисом о том, что в настоящий момент ставки по банковским кредитам (как потребительским, так и для бизнеса) высоки. Но банки в текущей экономической ситуации тоже можно понять. Опираясь на свой опыт работы в Сбербанке, отмечу, что вычисление процентной ставки – процесс достаточно трудоемкий, имеет сложную конструкцию. К тому же, малый и средний бизнес у нас в стране крайне рисковый: малая производительность труда, низкая конкурентоспособность. Поэтому отмечу - сейчас нам необходимо бороться не за низкие процентные ставки кредитования в принципе. Нам нужно бороться за то, чтобы бизнес был эффективным, чтобы предпринимательские издержки были минимальными.

Какова природа этих издержек как в сегменте МСП, так и в бизнесе в целом?

Основные издержки - несовершенство государственного управления, излишняя бюрократизированность процессов, тотальный контроль со стороны государственных ведомств. Мы в «Опоре России» проводили исследование на тему «Сколько бизнес в России платит за преодоление административных барьеров». Оказалось, что около 10% от выручки! Обратите внимание – именно от выручки, от своих оборотов, а не от чистой прибыли. Получается, что у нас в стране бизнес отдает десятину неизвестно кому – вполне может быть, что неким ребятам в погонах в том числе.

Все мы помним времена, когда средств в российской экономике на фоне высоких цен на нефть было достаточно. Тогда существовало множество финансовых интересных предложений бизнесу, но эффективность этих предложений была низкой, и малый и средний бизнес у нас в стране почему-то совершенно не рос – он как находился на отметке в 20% ВВП, так и находится по сей день. Возникает справедливый вопрос – почему? Да потому, что существует встречное движение, которое все сметает и забирает ту долю эффективности, которую бизнес мог бы реинвестировать в новые проекты и направление, в освоение новых рынков и ниш.

Вот почему так необходимо прекратить все эти бессмысленные поборы, «крышевание» своего или чужого бизнеса, убрать перекос рыночного пространства, решить системные вопросы корпоративной и внутрикорпоративной культуры бизнеса.

Если говорить о поборах – пополнение федеральной казны сейчас можно считать одной из приоритетных задач правительства. Минфин уже выходил с инициативой о росте одного процентного пункта налогов на прибыль, добавленную стоимость, имущество организаций, а также страховых взносов. Мы уже видели появление «точечных» местных сборов на розничную торговлю и резкий рост кадастровых оценок ради перерасчета налога на недвижимость. Как все это отразится на и без того не цветущем малом и среднем бизнесе?

Налоговая нагрузка – это больно всегда. Но государство тоже можно понять, денег в казне, скорее всего, осталось не так уж много. Важно не только ее установить, важно также выполнять требования государства. Если кто-то начинает «шустрить» и не платит налоги – это беда для экономики. Рынок начинает будоражить, перекашивать, ничего хорошего не происходит.

Помимо прочего, ранее предлагалось увеличить акцизы на табачные изделия, ввести акцизный сбор с реализации напитков с добавлением сахара и обложить НДС интернет-торговлю…

Если говорить об акцизах, здесь существует принципиальная опасность – в случае слишком высокой налоговой ставки существует вероятность появления мальчиков, торгующих сигаретами и алкоголем на улицах. Разумеется, их начнут прогонять, тогда торговать суррогатами из-под полы начнут таксисты, затем у населения в ход пойдут самогонные аппараты. Вот почему в этом вопросе необходима некая «золотая середина».

Как именно государству следует изменить существующий алгоритм взаимодействия предпринимателей с муниципальными и региональными властями?

В первую очередь государству необходимо вовлечь регионы и муниципалитеты в процесс стимулирования бизнеса. Ведь сейчас из 24 тысяч муниципальных образований мы едва ли наберем сотню заинтересованных в развитии предпринимательства.

К примеру, в Германии муниципалитеты просто дерутся за то, чтобы к ним пришел тот или иной бизнесмен, вбил в землю колышек и начал свой бизнес. А у нас в России многие главы городов малый бизнес в упор не видят – их основная задача собрать налоги, направить их в федеральный центр, а потом выпрашивать субсидии и субвенции.

Более того, в настоящее время система работает так, что не дай бог город заработает на малом и среднем бизнесе! Это означает, что на следующий год из традиционных субсидий, которые приходят как кусочек из разделенного федерального пирога, город недосчитается средств, заработанных за счет МСП. Это демотивация в чистом виде.

Муниципалитеты необходимо включить в полную технологическую цепочку и стимулировать их заинтересованность в эффективности местного бизнеса. Необходимо выплачивать премии за тот эффект, который города получают за счет развития предпринимательства. Бизнес расцвел – получай, чиновник, премию! Бизнес в убытке – сиди, чиновник, на базовой зарплате. Именно так действовало государство в Сингапуре, который сейчас принято называть экономическим чудом XX века. России также необходима система, которая не будет наказывать чиновников за то, что они дополнили свой бюджет доходами бизнеса. Как вариант - пускай эти доходы остаются в местной казне.

Правительство пытается решить существующие проблемы в экономике с помощью директивного подхода в том числе. Была создана корпорация по развитию малого и среднего бизнеса, установлены KPI - нараститm долю МСП в госзакупках до 25%, а число занятых в этом секторе не вырастет с 18 млн до 35 млн человек.

В правительстве, к большому моему сожалению, все еще бытует мнение, что малый бизнес в России тянет экономику назад. Это полная чушь. Абсолютно ложный посыл.
Выделенные на развитие этого сегмента государственные 50 млрд рублей – безусловно, ощутимое подспорье. Но директива не будет работать никогда. Только потребность в конкурентной борьбе с использованием достижений науки и техники может дать эффект и сформировать эффективные предприятия. Конкуренция будет приводным ремнем российской экономики.

Вот почему я считаю, что в настоящий момент государству для стимуляции бизнеса никаких специальных мер не требуется принимать. Достаточно хотя бы реализовать комплекс мер, принятых на последнем Госсовете по малому и среднему бизнесу. Корпорация по поддержке малого и среднего бизнеса создана, мы ожидаем результатов от нее, в довесок важно запустить действительно работающую и эффективную гарантийную систему по кредитам для того, чтобы опустить высокую процентную ставку для бизнеса. При этом производственников (особенно малый и средний бизнес) следует пропустить вперед, ведь именно они – драйвер нашей экономики.

Бытует мнение, что малому бизнесу в России живется не так уж плохо – к примеру, количество индивидуальных предпринимателей за год выросло на 4,7%. Но любому предпринимателю в своем развитии необходимо расширять производственные горизонты. За счет чего это возможно сделать?

У крупных российских предприятий есть одна черта – они стремятся выполнять весь производственный цикл самостоятельно. Однако если мы посмотрим, как реализован производственный цикл всех крупнейших мировых концернов вроде Toyota или Samsung, мы увидим, что львиная доля работ отдается именно малому и среднему бизнесу. Вокруг таких холдингов существуют десятки и сотни тысяч мелких компаний, которые на субподряде выполняют определенные работы: делают узлы, механизмы, отдельные комплектующие. Таких подрядчиков отбирают в ходе конкурсных процедур, из-за чего конкурентная среда резко активизируется: компании стараются повышать свою эффективность, внедряют инновационные технологии, достигают высочайшей производительности труда.

В России также необходимо «дать дорогу» таким предприятиям, помочь им с инфраструктурой, добиться, чтобы МСП встал в кооперационные цепочки с крупными компаниями. И тогда мы увидим, что неэффективные большие предприятия станут эффективными, инновационность производств начнет появляться в реальности, а не на словах. И сформируются предпосылки для улучшения экономической ситуации в стране.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.