Большинство российских регионов не от хорошей жизни вынуждены вновь заложить дефицит в своих бюджетах на следующий год. Крайне актуальным становится поиск новых источников дохода. Есть ли они вообще, если не считать внешних заимствований? Недавно было выдвинуто предложение кардинально изменить порядок перевода земель сельхозназначения вокруг больших городов в другие категории, что должно помочь наполнить бюджет и резко ослабить коррупцию. О такой идее «ФедералПресс» рассказал бывший сенатор, депутат Госдумы и вице-мэр Новосибирска Иван Стариков, который сейчас является руководителем Центра экономических стратегий Института экономики РАН.
Иван Валентинович, проблема, в общем, не новая. Почему вы обратились к этой тематике именно сейчас?
Сейчас в России активно развиваются агломерации. Они бывают разного типа: например, в Кузбассе есть много городов, а в Новосибирской области иная ситуация – типичная моноцентрическая агломерация. Но в любом случае проект развития агломерации построен на двух главных парадигмах: единстве имущественно-земельного комплекса и ценнейшем ресурсе, за который надо платить, – земле. Земля вокруг большого города имеет большую ценность. Это длинный актив, а под него всегда нужны длинные деньги. Мы подготовили доклад для Центра стратегического развития, который возглавляет Алексей Леонидович Кудрин, где разбираем всю эту ситуацию.
Что же вы предлагаете?
Если в двух словах, то процедуру перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории нужно либерализовать. Что я имею в виду? Сейчас перевод земель сельхозназначения в земли под индивидуальное жилищное строительство, для нужд промышленности, транспорта, для рекреации осуществляется бесплатно. Но на самом деле мы же прекрасно понимаем, что земля эта стоит денег, и немалых.
Но надо понимать, что именно здесь лежит главный источник коррупции на местном уровне. По стране я оцениваю объем денег, которые могут поступить в региональные бюджеты в ходе реализации наших предложений, в 700 млрд рублей. Сейчас эти деньги до бюджета не доходят, потому что около губернаторов есть масса различных придворных компаний в сфере оформления прав на землю, постановки на кадастровый учет, межевания и т. д. Застройщику говорят очень просто: есть масса проблем, на решение которых вам потребуется много времени, и еще не факт, что их удастся решить. А эта структура, разумеется, готова все сделать быстро и с гарантией. Конечно, не за красивые глаза...
В результате же львиная часть от дельты при получении земли в порядке перевода в другую категорию остается у чиновников, которые и руководят такими фирмами.
Об этом говорят многие. Особенно застройщики...
Застройщики как никто другой заинтересованы в снижении цены одного квадратного метра. Это особенно важно сейчас, в условиях кризиса. Ведь что остается делать застройщику? Он закладывает в стоимость квадратного метра взятку, а потом еще и сумму, необходимую для проведения инженерных сетей. Вот цена квадратного метра жилья и лезет постоянно вверх! Но если мы создадим механизм, о котором я говорил, то все земельные платежи окажутся в местном бюджете. И можно будет принять решение о том, чтобы половину этих средств пустить, например, именно на развитие инженерии. И тогда цифры будут падать, а не расти.
Если кто-то имеет интерес к этой земле, то для него должен быть заявительный принцип. Он должен прийти в сельсовет, где есть план территориального развития территории и ее зонирования. Но само право строить здесь нужно будет получить на аукционе – процедуре прозрачной и открытой. Только в таком случае вот эта дельта, которую сейчас прикарманивают себе чиновники, окажется не у них в карманах, а в местном бюджете.
Сейчас столько проблем. Думаете, что дойдет дело до рассмотрения вашего предложения?
Пока у правительства были деньги, оно под толстым слоем нефтяного жира могло об этом не думать. Однако больше таких возможностей у правительства нет! Я обсуждал эту тему с Кудриным и уверен, что все закрутится уже в начале следующего года. Есть много структур, которые будут заинтересованы в рассмотрении наших предложений. Я в этом убежден.
Но не получится ли так, что от перемен выиграют лишь отдельные муниципальные образования, а не, например, весь район?
Есть такая проблема, но она решаема. В ведении конкретного муниципального образования можно оставлять 20–30 % для развития, а оставшаяся сумма будет распределена среди других муниципальных образований, что будет способствовать развитию всей территории. Это вопрос сбалансированного развития, который приобретает все большую значимость.
Обратите внимание, что меняются критерии оценки деятельности руководителей регионов. Теперь важное значение приобретает привлечение в регион внешних инвестиций. Конечно, критерием станет не абсолютная сумма, а количество привлеченных внешних инвестиций по отношению к ВРП. Многим придется перестраивать свою работу. Для меня совершенно очевидно, что попытки закрывать глаза на недобросовестную конкуренцию в такой ситуации будут обречены. Это уже не прокатит!
Но как вы предлагаете контролировать чиновников, которые, по вашим же словам, руководят теми самыми фирмочками, куда уходят деньги от перезонирования земли?
Знаете, у меня есть четкое ощущение, что следующие выборы губернаторов в России будут очень зависеть именно от нового критерия, которым станут оценивать деятельность руководителей регионов. Это очень повлияет на политический ландшафт. Я это называю реваншем здравого смысла.
В условиях нынешних нефтяных цен игры в суверенную демократию уже не пройдут, и придется обратиться именно к здравому смыслу. Я почти шесть лет был заместителем министра экономики – мы работали в условиях, когда нефть стоила в пределах 14–16 долларов за баррель и росла до 4 % в год. А сейчас нефть стоит 50 долларов – и что мы видим? В ФНБ деньги закончатся до сентября следующего года, а кроме того, нас ждут большие выплаты по квазигосударственному долгу. Суверенный внешний долг у нас небольшой, но вот госкомпании набрали много кредитов.
Придется потрошить золотовалютные резервы, а это означает обвал в экономике. Даже если мы выйдем из-под санкций, то дешевые кредиты нам давать не будут. Значит, надо думать самим – возвращаться к здравому смыслу и слушать людей, не восторженно мыслящих.
Очевидно, что описанная вами нерадостная картина касается не только экономики, но и политики. Не так ли?
В отсутствие нефтяных цен, к которым привыкли в тучные годы, вся система власти у нас держится только на одном – на легитимности президента. И ему придется решать квадратуру круга. Во-первых, нужно обеспечить явку, а во-вторых, кардинально перезагрузить повестку.
Фото: kurer-sreda.ru