Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте России Борис Титов неоднократно высказывал жесткие суждения по различным экономическим вопросам. В период подготовки нового бюджета и правительственных дискуссий о долгосрочной стратегии его мнение особо интересно.
В Москве 7 и 8 декабря состоится Национальный рекламный форум, одним из главных спикеров которого и станет Борис Титов. В преддверии этого события бизнес-омбудсмен ответил на вопросы «ФедералПресс».
Не так давно на малый и средний бизнес очень рассчитывали в плане развития моногородов. На первый взгляд, большого расцвета предпринимательства там не наблюдается. Почему так происходит — виноваты ли местные власти, давящие МСБ, или же сказывается общая экономическая ситуация? И в целом — наблюдается ли угасание «предпринимательского пыла» в последнее время?
Пылу, конечно, поубавилось. Проблема в том, что издержки ведения бизнеса стали настолько велики, что заниматься им становится все менее выгодно. Сейчас бизнес в стране выживает. В 2014 году предприниматели действовали как в 2008 – перекредитовывались под любые проценты, так как главное было сохранить предприятия, сохранить производство. Но кризис сейчас по сути другой, чем в 2008 году. Это прежде всего кризис сырьевой экономической модели. Он затяжной. Фактически это новая экономическая реальность. И в ней с таким уровнем нагрузки, который существует сейчас, предпринимателям выживать все сложнее. Понятно, что тут не до программ по развитию моногородов. Именно поэтому наша программа «Экономика Роста» посвящена созданию такой экономической политике, которая снимет с бизнеса эту безумную кредитную, тарифную, налоговую нагрузку. Тогда и программа развития моногородов с опорой на МСП сдвинется с мертвой точки.
Как идет работа над программой «Экономика роста», насколько она видоизменяется с учетом экономической ситуации, готовятся ли какие-то новые экономические разработки к новому президентскому сроку?
Прежде всего, отмечу, что по поручению Президента РФ создана межведомственная рабочая группа при Аналитическом центре Правительства РФ для подготовки среднесрочной стратегии социально-экономического развития страны «Стратегия Роста». Таким образом, от экономической программы мы естественным образом перешли к подготовке полноценной стратегии. В этом виде она, конечно, претерпит некоторые изменения. Например, гораздо больше внимания будет уделено вопросам социального развития – медицине, образованию и т. д. Хотя стержень и программы и стратегии остается прежним – активная экономическая политика государства по стимулированию экономической активности в том числе и средствами денежно-кредитной политики.
Из последних предложений – введение гособлигаций, привязанных к валютному курсу. Мы рассчитываем, что такие облигации станут популярной инвестицией для населения и помогут собрать до 2 триллионов рублей необходимых для проведения реформ. Появились у «Экономики Роста» и конкретные KPI. Это увеличение числа субъектов МСП, увеличение доли МСП в ВВП, снижение доли государства в экономике и т. д.
Вы и другие участники рынка фиксировали рекордный спад продаж безалкогольных напитков (на 10%) и минеральной воды (на 15%) и призывали отказаться от введения акцизов. Тем не менее, грядет повышение акцизов не только на эти позиции, но и на табак, алкоголь и.т.д. Как это отразится на рынке?
Тут надо разделить акцизы на газировку и акцизы на табак и крепкий алкоголь. Повышать последние – это допустимо и даже правильно. Это «налог на пороки», за счет которого можно и нужно пополнять бюджет. Проблема в том, что полученные от повышения акцизов деньги упорно не хотят тратить на модернизацию и перестройку экономики. Они просто проедаются.
Столыпинский клуб неоднократно критиковал проект бюджета РФ. Что вас не устраивает в нем? Выработаны ли предложения по внесению изменений в бюджет?
Это бюджет очень слабый. Принимая его, мы смиряемся со стагнацией. Фактически сдаемся и добровольно смиряемся со сползанием в страны с второразрядной экономикой. Это бюджет «застоя». Почему? В нем сильно сокращены все статьи расходов, которые работают на рост ВВП – здравоохранение, образование, поддержка предпринимательства. Кроме того в бюджете отсутствуют расходы, необходимые для структурной перестройки экономики. Поэтому мы резко против такого варианта бюджета. К счастью, так уж сложилось, что российский бюджет – тем более трехлетний – это документ, в который регулярно вносятся правки по ходу его исполнения. Поэтому мы рассчитываем, что подготовленные Столыпинским клубом поправки к бюджету будут внесены на рассмотрение депутатов Государственной Думы. Мы готовим их и представим на суд публики в ближайшее время.
Прежде всего, они коснутся увеличения доли расходов на экономически значимые статьи бюджета – образование, медицину, поддержку предпринимательства.