Вадим Шувалов возглавил Сургут в кризисной ситуации после неожиданной отставки Дмитрия Попова. За первые 100 дней своего руководства, он успел организовать избирательную кампанию, выстроить взаимодействие с новым составом гордумы, запустить административную реформу. О проявлениях кризиса в городе, противостоянии федеральных торговых сетей и местных аграриев и проблемах Сургута рассказал в эксклюзивном интервью РИА «ФедералПресс» глава Сургута Вадим Шувалов.
Вадим Николаевич, Вы приняли под своё руководство достаточно сложный муниципалитет. Сургут называют экономической столицей Югры, именно здесь расположены крупнейшие предприятия округа, активно развивается бизнес. Сейчас, когда уже в течение нескольких лет мы живём в условиях кризиса, как Вы оцениваете экономическое положение Сургута? Насколько экономика города оказалась устойчивой к кризисным явлениям?
Ситуация в стране не может не отражаться на социально-экономической ситуации в муниципальном образовании. И на фоне общего экономического спада, в 2016 году наблюдается некоторое снижение отдельных показателей, например, объема инвестиций и покупательной способности доходов населения, а также как следствие сжатие объемов рынка товаров и услуг. Между тем, Сургут, в первую очередь, благодаря устойчивой деятельности градообразующих предприятий, остаётся лидером среди муниципалитетов округа по многим показателям.
Что это за показатели?
В частности, мы занимаем второе место среди городов округа по средней зарплате, у нас высокий уровень жизни и благодаря развитой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре Сургут является самым привлекательным для жизни муниципальным образованием округа. По коэффициенту миграционного прироста в 2016 году город на первом месте среди муниципалитетов.
Безусловно, город привлекателен и для бизнеса, о чём свидетельствуют такие показатели как количество зарегистрированных на территории ИП – 34 на 1 тыс. Есть и промышленные показатели, которые характеризуют высокий потенциал городского округа. Предприятия города производят 60% электроэнергии в округе, объем строительных работ составил порядка 30% от общеокружных цифр. По обороту розничной торговли и обороту общественного питания Сургут удерживает стабильное первое место. Ну, а безработица в нашем городе остается самой низкой из муниципалитетов округа – 0,22% против среднего значения в 0,52%
Благодаря деятельности градообразующих предприятий город находится также и на лидирующих позициях по уплате налогов во все уровни бюджета. За девять месяцев текущего года налогоплательщиками города во все уровни бюджета перечислено 285 млрд. рублей, что составило 23 % от налоговых поступлений в целом по округу.
Долгие годы муниципалитет во многом зависел от градообразующих предприятий. Как сегодня складываются отношения администрации города с крупнейшими компаниями, работающими на нашей территории? Какова их роль в формировании бюджета? Принимают ли они участие в реализации каких-либо городских программ и проектов или ограничиваются только выплатой налогов?
В развитии инфраструктуры города активно участвуют частные инвесторы. По оценке текущего года, вложение инвестиций за счет собственных средств предприятий составит 58 % от общего объема всех инвестиций. Основной объем инвестиций сконцентрирован в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, которые представляют Сургутская ГРЭС-1 и Сургутская ГРЭС-2. В целях бесперебойной работы электростанций капитальные вложения организаций постоянно направляются в реконструкцию, модернизацию производственных зданий и оборудования.
В этом году за счет средств АО «Тюменьэнерго» и ООО «Сургутские электрические сети» завершено строительство подстанций 110 кВ Западная и 110 кВ Геолог. Данные подстанции позволят повысить надежность электроснабжения коммунально-бытовых потребителей электроэнергии в западных микрорайонах города, а также дадут возможность по надежной схеме обеспечивать подключение туберкулезного диспансера, микрорайона ж/д, ТРЦ «Сити Молл», Ледового Дворца спорта, центра «Мерседес».
Роль ОАО «Сургутнефтегаз» в социально-экономическом развитии города трудно переоценить – предприятие является как одним из основных налогоплательщиков, так и основным работодателем в городе. Выполняя свои основные производственные задачи, предприятие не забывает и о социальных аспектах развития нашего города, в частности, направляет средства в развитие сферы здравоохранения и культуры. Тут можно отметить открытие дворца искусств «Нефтяник», который по техническим возможностям не уступает Большому и Мариинскому театрам
Кроме того, в рамках соглашения о соблюдении социально-экономических и экологических интересов населения муниципального образования, заключённого между Администрацией города и ОАО «Сургутнефтегаз», за счёт средств общества в летний период 2016 года был выполнен ремонт покрытия проезжей части в объеме 42,62 тыс. кв. метров.
Организациями разных форм собственности без привлечения бюджетных средств осуществляется жилищное строительство. До конца текущего года 12 строительными компаниями планируется ввод 292,4 тыс. кв. метров жилья (5 тыс. 227 квартир).
Нынешним летом Вы проводили много встреч с представителями бизнеса. Горожане сами видят пустующие торговые центры, снижение деловой активности. Свою «лепту» сюда внесли федеральные сети, которые вытесняют наших коммерсантов с рынка. Какие проблемы существуют у сургутских предпринимателей?
В городе Сургуте сосредоточена наибольшая доля торговой площади автономного округа – 41 % при доле населения 21 %, функционируют более 1000 магазинов, 68 торговых и пять торгово-развлекательных центров, а также один муниципальный рынок на 109 мест. В городе отсутствует нехватка свободных торговых площадей и нет ни одного закрытого торгового центра, частично в торговых центрах существуют свободные для аренды торговые площади – бутики, в основном это непродовольственные товары.
Учитывая географическое расположение города, развитую логистику, ежегодный рост численности населения, строительство новых дорог и микрорайонов, платёжеспособность населения, потребительский рынок города продолжает развиваться, в том числе путём прихода новых торговых марок федеральных и международных сетей. Приход новых брендов, создает дополнительные возможности расширения спектра услуг потребительского рынка, увеличения ассортимента и качества товаров, но в то же время возрастает конкуренция среди торгующих организаций, что благоприятно сказывается на конечном потребителе. Но за счёт этого действительно местная розничная сетевая торговля не выдерживает конкуренции с федеральными ритейлерами, что привело к закрытию ряда объектов местной торговой сети. Торговые объекты не остались пустыми – на их место пришли федеральные сети.
Что касается местных товаропроизводителей, то почти все федеральные торговые сети, представленные на потребительском рынке города, заключили с сургутскими производителями договора на поставку продукции. В основном возникающие вопросы решаются сторонами в рабочем порядке.
Но проблемы между федеральными сетями и местными производителями все-таки есть?
Несмотря на положительную ситуацию в целом, у ряда производителей и торговых сетей существуют определённые нюансы, препятствующие укреплению партнёрских отношений и налаживанию сотрудничества, которые необходимо преодолеть. Так на одной из ряда встреч, проводимых мной в конце третьего квартала текущего года с представителями бизнес-сообщества города, которая была посвящена вопросам сферы потребительского рынка, мной было принято решение создать рабочую группу по взаимодействию местных товаропроизводителей с торговыми сетями.
Хочу отметить, что все встречи прошли достаточно продуктивно, рабочая группа создана и в ближайшее время планируется провести её заседание с приглашением местных товаропроизводители и представителей торговых сетей. На заседании рабочей группы будет вынесен вопрос выработки предложений по урегулированию проблемных вопросов при взаимодействии сургутских товаропроизводителей с торговыми сетями. Сейчас ведётся работа по анализу, существующих в настоящий момент, трудностей у местных производителей по взаимодействию с торговыми сетями, в разрезе каждого производителя по каждой конкретной федеральной сети.
Какая оказывается поддержка производителям со стороны администрации города?
Местные товаропроизводители,, при определённых условиях, могут получить поддержку в рамках программ «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 – 2030 годы» и «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 – 2020 годах», а также принять участие в инвестиционных проектах «Формирование благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». Работа в данном направлении ведётся в постоянном режиме и в ближайшее время будут видны результаты.
Сейчас идет работа над бюджетом города на 2017 год. Изменятся ли принципы его формирования? Известно, что Вы отказались от дотаций из бюджета округа. Чем они будут заменены? И как от этого выиграет город?
Проект бюджета города на 2017 – 2019 годы уже сформирован и уже внесен в установленном порядке в Думу города. Из особенностей проекта можно отметить возврат к среднесрочному планированию и утверждению бюджета на три года. Вопросы организации бюджетного процесса в значительной степени регламентированы законодательно, поскольку кардинальных изменений в бюджетном законодательстве на планируемый бюджетный цикл не предусмотрено, в целом подходы к формированию проекта бюджета на 2017 - 2019 годы по сравнению с проектом на 2016 год не изменились. Параметры проекта бюджета сформированы на уровне 2016 года. Объем расходов бюджета определен исходя из планируемых доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
Конечно, хотелось бы увеличить инвестиционную составляющую бюджета. В этом направлении ведется активное взаимодействие с депутатами и правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для включения необходимых городу объектов в государственные программы на условиях софинансирования из бюджета автономного округа.
Что касается дотации, то город не отказался от нее. Взвесив все риски, принято решение о ее частичной замене дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ. В результате данного решения бюджет получит доходы как в виде дотации, так и в виде НДФЛ по дополнительному нормативу. По прогнозам, такая мера позволит увеличить доходную часть городской казны (в 2017 году порядка 5 млн. рублей).
Обсуждение бюджета 2017 будет проходить с новым составом Думы города, где 60 % депутатов – новички, еще не знакомые с процедурой принятия бюджета. Как сейчас складываются отношения с народными избранниками у администрации и у вас лично?
Действительно, новых депутатов в Думе города много. Отмечу, что избранный ими председатель Думы имеет большой опыт работы в данном направлении. В Думе предыдущего созыва она занимала пост председателя комитета Думы по бюджету, финансам, налогам и имуществу. Кроме того, ряд депутатов в силу профессиональной деятельности знаком с бюджетными процедурами и основами бюджетного процесса. Поэтому рассчитываю на конструктивное взаимодействие.