Накануне состоялась сделка по продаже 19,5 % акций «Роснефти» международному консорциуму, в который вошли один из крупнейших в мире суверенных фондов Qatar Investment Authority и ведущий сырьевой трейдер и инвестор – Glencore. Зарубежные СМИ уже назвали крупнейшую приватизационную сделку в мировом нефтегазовом секторе «триумфом Владимира Путина» в период действия антироссийских санкций. Рустам Танкаев раскрыл РИА «ФедералПресс» некоторые детали сделки и оценил ее значение для государства и отрасли.
Рустам Уланович, как рынки отреагировали на новость о закрытии сделки?
Cделка, которая состоялась 7 декабря, стала абсолютной неожиданностью для рынка и получила прекрасные отзывы со стороны экспертного сообщества, поскольку соответствует долгосрочным интересам российской нефтегазовой отрасли и государства в целом. Только ленивый в последние несколько месяцев не говорил о том, что «Роснефть», осуществит выкуп собственных акций – так называемый buy back и это, якобы, – предпочтительный для нее вариант. В действительности же менеджменту компании удалось в сжатые сроки, в условиях беспрецедентно сложной конъюнктуры выполнить поручения президента и правительства и найти стратегических инвесторов. Работа была проведена колоссальная. Игорь Сечин на встрече с президентом заявил о коммерческих переговорах более чем с 30 компаниями.
Для потенциальных инвесторов было очевидно, что на продажу выставлен актив с большими перспективами роста. «Роснефть» фундаментально недооценена, о чем давно уже говорят лидеры нефтегазовой отрасли и свидетельствуют ключевые инвестиционные метрики. Например, по отношению стоимости компании к запасам (Enteprise value / total reserves) «Роснефть» занимает первое место среди нефтегазовых компаний, производящих более 1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (около 1,8 долларов за баррель против 2,2 доллара у «ЛУКойла» и «Газпрома», 15,6 доллара у ВР и около 15 долларов у ExxonMobil и Royal Dutch Shell). Данные показатели, безусловно, привлекали потенциальных покупателей, особенно учитывая тот факт, что капитализация «Роснефти» в соответствии с прогнозами ведущих инвестиционных банков, будет расти.
Однако, судя по всему, вариант был выбран оптимальный: продажа стратегическим инвесторам, которые, как и BP, заинтересованы в дальнейших инвестициях в перспективные проекты «Роснефти», нацелены на рост капитализации и укрепление позиций компании на мировом рынке и привержены ее стратегической модели бизнеса.
Известно, что от продажи части госпакета акций «Роснефти» в государственный бюджет поступит 10,5 млрд евро. Подскажите, пожалуйста, а какова суммарная стоимость всех приватизационных сделок «Роснефти»?
Все приватизационные сделки в российской нефтянке (кроме «Роснефти») за четверть века оцениваются в 8,2 млрд долларов. При этом только за нынешний год в условиях тяжелейшей конъюнктуры в отрасли и в связи с острой потребностью бюджета в деньгах практически за два месяца «Роснефть» обеспечила поступления в бюджет в размере 17,5 млрд долларов (11,1 млрд – продажа 19,5 % акций «Роснефти» консорциуму стратегических инвесторов, 5,16 млрд – покупка «Башнефти», 1,3 млрд – докапитализация оставшегося у государства 50%-ного пакета за счет синергетического эффекта). Это само по себе фантастический результат! Причем результат был обеспечен интегральной сделкой и связанным с ней синергетическим эффектом, позволившим максимизировать как цену покупки у государства «Башнефти», так и последующую реализацию акций «Роснефти».
Если говорить о приватизационных сделках «Роснефти»: только IPO компании, состоявшееся в 2006 году, дало казне 10,7 млрд долларов. Интегральная сделка этой осени принесла 17,5 млрд долларов. Итого (вместе с реализацией в 2013 году 5,66% акций ВР) – 33,1 млрд долларов. То есть, «Роснефть» дала бюджету приватизационного дохода в четыре раза больше, чем вся нефтегазовая отрасль за всю историю России.
А каков объем средств «Роснефти» в структуре всех приватизационных доходов государства?
Совокупный доход федерального бюджета от всей приватизации за последние пять лет, с 2011-го по 2015 годы, составил около 6 млрд долларов (238,4 млрд рублей, если считать по «щадящему» курсу 40 рублей за доллар). Если к сумме, полученной от приватизационных сделок «Роснефти» в этом году (17,5 млрд долларов), прибавить реализацию 5,66% акций BP (4,9 млрд долларов) в 2013 году, получится, что за аналогичный период времени компания обеспечила поступления в бюджет, в три с половиной раза превосходящие все приватизационные доходы по всем отраслям!
Продажа пакетов акций «Башнефти» и «Роснефти» обеспечила бюджетные поступления в объеме 1,1 трлн рублей, снизив дефицит бюджета на 1,2 процентных пункта. При этом «Роснефть» – крупнейший налогоплательщик. В 2015 году компании с госучастием начислили в бюджет в общей сложности 4 триллиона рублей, из которых 2,3 триллиона рублей (более 57 %) приходится на «Роснефть». Доля налогов и пошлин от выручки за вычетом стоимости закупок товаров для перепродажи у «Роснефти» составила 50 %, у «Газпрома» – 35 %, «Транснефти» – 7 %, РЖД – 4 %.
В прошлом году доля «Роснефти» в дополнительных отчислениях в бюджет за счет увеличения дивидендных выплат составила 27 % – ее вклад существенно выше, чем у остальных крупных компаний с госучастием: «Газпром» принес 19 % от дополнительных отчислений в бюджет, «Транснефть» 12 %, столько же – «Сбербанк». По сути, «Роснефть» – это стержень российской экономики. Компания, демонстрирующая беспрецедентную надежность в любых условиях.
Кроме того, «Роснефть» на протяжении всего 2016 года является ключевым игроком в сегменте сделок слияний и поглощений в мировом масштабе. Из десяти крупнейших сделок в сегменте «Разведка и добыча», совершенных в первом полугодии 2016-го, 2 – осуществлены «Роснефтью» (общая сумма превышает 4 млрд долларов, что составляет 25 % от совокупного объема сделок, вошедших в топ-10).
Насколько, на ваш взгляд, была справедливой цена продажи пакета?
На фоне существенных фискальных изъятий из нефтяной отрасли продажа пакетов акций «Роснефти» осуществлялась по премиальным рыночным оценкам. Первоначально минимальная цена продажи пакета была установлена на уровне 500 млрд рублей. Согласно принятым в Госдуме и утвержденным президентом изменениям в закон «О федеральном бюджете» за 2016 год», от продажи акций «Роснефти» государство должно было получить 703,5 млрд рублей. На деле бюджет получит 710,8 млрд рублей. Как Игорь Сечин уже пояснил президенту Владимиру Путину, цена продажи была максимально возможной с минимальным дисконтом, который предложен инвесторам в 5 % от текущих котировок на бирже.
Очевидно, что стратегия соблюдения обоюдных интересов была соблюдена. В чем обоюдная эффективность приватизации госпакета для «Роснефти», Glencore и Катара?
В отличие от других потенциальных партнеров Glencore как международный трейдер не ограничивает «Роснефть» конкретным регионом, а предоставляет ей выход на глобальную арену. Свидетельством чему является новый договор о поставках нефти в объеме 220 тыс. баррелей в сутки, заключенный двумя этими компаниями сроком на пять лет.
Катарцы, в свою очередь, проявляют интерес к российским добычным проектам и вполне могли бы следовать примеру BP, которая, став крупнейшим миноритарным акционером «Роснефти», активно принялась инвестировать в сибирские гринфилды компании.
Любопытно, что сами арабы также позитивно оценивают перспективы сделки. Недавно прочитал, что ливанский эксперт, автор книги об энергетическом секторе Катара, Марван Искандер убежден, что «приватизация «Роснефти» открывает новые перспективы для инвестиций в российскую экономику». Еще один эксперт по нефтяному рынку, Камель аль-Харами (он уже из Кувейта), считает, что участие катарского суверенного фонда в приватизации «Роснефти» вызовет цепную реакцию у других инвесторов из стран Персидского залива.
Полагаю, довольны сделкой и в России – недаром Владимир Путин оценил итоги сделки как «очень хороший результат», отметив, что контрольный пакет самой компании остается в руках российского государства. Новая структура акционеров полностью обеспечивает баланс интересов инвесторов и государства.
Каково значение проведенной сделки для «Роснефти» в текущей экономической ситуации?
«Роснефть» в очередной раз продемонстрировала, что является ответственным игроком, способным привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику. Стоит напомнить, что после введения санкций в 2014 году объемы прямых иностранных инвестиций сократились в несколько раз. В 2015 году на экономическом форуме в Петербурге именно «Роснефти» удалось прорвать инвестиционную блокаду, заключив с британской BP сделку по проекту Таас-Юрях. Продажа 19,5 % акций компании за 11,1 мрлд долларов обеспечит рост иностранных инвестиций в 2,7 раза. В 2016 году объем иностранных инвестиций в Россию составил 18 млрд долларов, и большая часть из них приходится на «Роснефть».
Каковы же будут последствия продажи 19,5 % акций «Роснефти» для самой компании на среднесрочную перспективу?
Только по итогам объявления сделки акции компании выросли на 5 %, достигнув исторического максимума в 380 рублей за штуку. Рыночная капитализация компании впервые превысила 4 трлн рублей, что означает, что 50 %-ный пакет акций, оставшийся у государства, вырос примерно на 1,3 млрд долларов: а значит, эффект от сделки для государства составляет уже около 19 млрд рублей.
«Роснефти» удалось привлечь инвесторов мирового класса – и это, безусловно, скажется на ее капитализации. При этом дивиденды "Роснефти" составят отныне 35 %, и такое изменение дивидендной политики является частью интегральной приватизационной сделки. Ведь чем выше дивиденды, как известно, тем больше растут акции.
Приватизация «Роснефти»