Потепление в отношениях между Турцией и Россией вновь могут рухнуть вниз. Поводом для дипломатической «зимы» могло стать беспрецедентное убийство российского посла Андрея Карлова на открытии фотовыставки «Россия глазами путешественника» бывшим сотрудником турецкого спецназа. Власти обеих стран отреагировали молниеносно и заверили, что подобный теракт не позволит пресечь переговорный процесс по сирийскому вопросу, и пообещали расследовать убийство. Тем не менее, вопросов в этой ситуации больше, чем ответов, в самой ситуации большое число нестыковок, а сама акция «фанатика-одиночки» выглядит как спланированная провокация. О нюансах покушения на российского дипломата, истинных целях организаторов теракта и почему в опасности Дональд Трамп рассказал в интервью РИА «ФедералПресс» военный эксперт, полковник запаса, директор Центра изучения прикладных общественных проблем Александр Жилин.
Что можете сказать по поводу убийства российского посла в Турции на официальном мероприятии?
Я считаю, что ничего нового не произошло. Все это уже в нашей истории было и не раз. Кому-то нужно столкнуть нас с Турцией лбами и спровоцировать ситуацию вплоть до вооруженного конфликта. Теракт был продуман и подготовлен заранее. Продумано все: где? - на выставке. На какой? - «взгляд на Россию». Убийство перед камерами. Киллер, который выпустил обойму в нашего посла, красовался перед камерами, ему дали возможность произнести эти слова – «За Алеппо, за Сирию». Если бы этого не было, можно было бы подумать, что это какой-то фанатик, что это реакция на то, что мы делаем в Сирии, чтобы до конца опорочить нас и т. д. На деле теракт совершен накануне важнейшей встречи России, Ирана и Турции.
Мы с вами еще раньше, когда случилось несчастье с самолетом, говорили о том, что вот это главная цель удара не дать возможность выработать некую площадку, некий компромисс между тремя странами, а именно между Россией, Ираном и Турцией. Если это удастся, то ситуация на Ближнем Востоке меняется радикально. Можно говорить об установлении стабильного мира , когда даже Израиль будет отдыхать в этом стабильном мире, потому что если Израилю не удастся и дальше на Ближнем Востоке проводить традиционную политику «Разделяй и властвуй», ситуация действительно могла бы измениться к лучшему. Встречу решено перенести и провести и может быть, там удастся чего то достичь. Но в покое нас не оставят. Нас и дальше будут стравливать и все делать для того, чтобы отношения между Россией и Турцией окончательно испортить.
Джон Керри заявил о помощи, насколько помощь США здесь будет эффективна и реально поможет найти организаторов теракта?
Безусловно, я это вчера слышал. Керри, потом министр иностранных дел Великобритании в твиттере написал, как он сильно переживает, оттого, что убили нашего посла, даже образец американской красоты и дипломатии Саманта Пауэр тоже сильно испереживалась – это все знакомо, все это мы слышали много раз. Они много будут говорить, но обращать внимание на это не стоит. Это в их стиле. Они , сколько существуют, столько и говорят, что с Россией нужно дружить, и постоянно бьют нам в спину. Что касается расследования, они все подведут к тому, что это ИГИЛ (запрещенная в России организация) или Джабхат ан-Нусра (запрещенная в России организация), которые «сильно возмущены нашими действиями по разрушению госпиталей в Сирии» – там такая интересная ситуация, что куда наша бомба упадет, там обязательно госпиталь. Естественно, арабская общественность возмущена – к этом приведут американцы.
Убийца вошел по служебному удостоверению, его никто не остановил, не изъял оружия — получается, кто-то из сотрудников спецслужб, охраны, силовых структур были соучастниками этого, как Вы говорите, спектакля?
Что такое вчерашний теракт? Это же посол, это теракт, который при определенных условиях мог вызвать мировую войну. Это «теракт ва-банк», когда ситуация рушится окончательно, поэтому такого рода теракты готовятся и планируются заранее. Всегда есть группа прикрытия и группа сопровождения при осуществлении такого рода террористических действий. Тут даже вопросов нет. Безусловно, кто-то мог закрыть глаза, кто-то не обратить внимание. То, что люди помогали – у меня нет никаких сомнений. Меня смущает другое: я внимательно посмотрел материалы и я обратил внимание, что человек выпустил всю обойму, он не перезаряжал пистолет. Зачем его было убивать? Если уж убивали его, почему не в тот момент, когда он сделал первые три выстрела – ему дали возможность сказать вот эти слова под камеру, чтобы они были записаны. Ему дали возможность озвучить обоснование. Нам просто впарили не тот мотив. Не в Сирии дело. Если бы там был какой-то чумазый смертник, еще можно было понять. Здесь было все как на сцене провинциального театра – вышел, расстрелял, поднял палец вверх, сказал сакраментальное «Аллаху Акбар, за Сирию», и только после этого его уничтожили.
Он вообще вел себя таким образом, как будто не ожидал, что его убьют. Может быть, когда отрабатывался вариант, он был уверен, что ему обеспечат коридор отхода. С другой стороны, он даже и не пытался бежать. В этой части мне непонятно. Это не нужно Эрдогану. Но тем не менее, это же турки убили.
Убийца – сотрудник турецких спецслужб, полиции. Глупо обвинять, что он действовал по указу руководства, это просто непрофессионально, но тогда вопрос — насколько уверенно себя чувствуют в турецких спецслужбах вербовщики иностранных спецслужб?
Представьте себе религиозную секту, у человека случилось горе, и они тут как тут, начинают работать с человеком, вербовать его в свою секту. Или радость у него, еще что-то. Точно также вербовщики спецслужб – они всегда найдут подход к человеку, используют его эмоциональное, психологическое состояние, чтобы его завербовать. И если речь идет о том, что он представитель турецких спецслужб, то если бы турецкие спецслужбы готовили это убийство, то я уверен, что они нашли бы другого человека. Человека, у которого нет никаких связей ни с турецкой армией, ни со спецслужбами, они нашли бы какого-то саудита, например, чтобы отвести от себя все подозрения.
Если это не фанатик-одиночка, и операция была спланирована, кто за ней стоял, на Ваш взгляд?
Посмотрите, как развиваются события. Мы заходим в Сирию, мы задекларировали, что открываем две базы там, чтобы быть причастными к контролю над Суэцким каналом, Черноморскими проливами, Средиземноморья, который является плацдармом для удара НАТО по России крылатыми ядерными ракетами. И что нам делают в этой ситуации – нам сразу валят самолет, чтобы вдрызг разругать с Египтом. Потом был случай с бомбардировщиком. В итоге, поставили ситуацию на грань прямого противодействия между Россией и некоторыми странами. Это фишка англосаксов. У меня нет никакого сомнения, что нашего посла убили спецслужбы Британии. Кто убивал – да кто угодно, но цель и организация – это все на совести Ми-6, потому что никто другой больше в этом так не заинтересован как Лондон. Даже Вашингтон так не заинтересован, как Лондон, чтобы отношения между нами и Турцией снова развернуть и завести на грань очередной войны.
Какое прогнозируете развитие этой ситуации? Будут ли ужесточаться методы противодействия урегулированию процесса по Сирии?
«Деление террористов на плохих и хороших приводит к трагедиям»
Первое: Очень много будет зависеть от трехсторонней встречи, которая должна произойти. Второе: теракт в Германии, который вчера произошел – не последний. Я считаю, что до 20 января возможен тяжелый теракт в Европе, причем такой, который может быть против штаб-квартиры НАТО или других органов управления – Брюссель под ударом. Те, кто проигрывают сейчас, а это представители глобального финансового спекулятивного капитала – они могут пойти и на тяжелый теракт в самих США, примерно как 11 сентября, потому что слишком большие ставки. Даже если до 20 января этого не произойдет, в течение 2017 года произойдет обязательно, США будут потрясены тяжелым терактом для того, чтобы Трампа загнать в какой-то угол и максимально сократить ему площадку для маневра.
Фото: Burhan Ozbilici/AP
Самые читаемые материалы 2016 года