Top.Mail.Ru
Политика
Краснодарский край
0

«Власть не должна бороться сама с собой»

Президент Центра прикладной социологии и политологии, член экспертного Совета при правительстве России Геннадий Подлесный в интервью РИА «ФедералПресс» рассказал о кубанских политических итогах уходящего года и дал прогнозы на год наступающий:

– Как вы оцениваете политические итоги уходящего года для Краснодарского края? Какие ключевые события в местной политике Вы бы выделили?

– Кубань в этом году неоднократно заставила о себе говорить всю Россию. Это и декабрьско-январские протесты пенсионеров, и незаконченная драма участников «тракторного марша» на Москву. Не рядовые события для политической жизни края – выборы мэров Краснодара и Новороссийска. Если давать какую-то интегрированную оценку политическому 2016 году, то она будет положительной. Исполнительной и законодательной краевой власти, а также органам местного самоуправления удалось, в целом, сохранить политическую и социальную стабильность в крае, а это теперь главная и определяющая оценка федеральной властью работы команды губернатора. Ну, а основной политический итог 2016 года – успешная избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы 7-го созыва.

– Какие выводы можно сделать из парламентской кампании на Кубани? Оправдались ли ваши социологические прогнозы?

– Выводы уже сделаны, итоги подведены, поощрены отличившиеся и прощены политические неудачники. Кампания в Госдуму в крае в этом году прошла также, как и в целом по России – спокойно, без политических излишеств и эксцессов. Если мы разделим политическую борьбу в ходе избирательной кампании условно на две составляющие: выборы депутатов-одномандатников и депутатов-списочников, то выборы первых прошли в рамках политических договоренностей руководства ведущих партий по разделу одномандатных округов. Как и предполагалось, кандидаты от «Единой России» победили в семи округах, КПРФ – в одном. Обошлось почти без сюрпризов и в выборах по партийным спискам, шесть депутатских мандатов получили представители ЕР, два – у ЛДПР, один – у коммунистов. «Перемена занимаемых мест» между КПРФ и ЛДПР может быть отнесена к почти сенсации, но к этой перемене КПРФ долго шла, уступая свои позиции в борьбе за электорат вместе с естественным убытием этого электората в мир иной.

На результат выборов, в основном, повлияла активная пропагандистская кампания, проведенная ЕР в федеральных СМИ, и отсутствие должного финансирования региональных отделений иных политических партий. Если обойтись без политических экивоков, то так называемые оппозиционные партии сэкономили свои средства и направили их на обеспечение работы своих центральных органов управления. Лишенные достаточных финансовых средств региональные отделения политических партий не смогли убедить своих сторонников бесплатно – за идею – поработать на успех своей партии.

Как исключение, подтверждающее общее правило, можно привести пример избирательной кампании коммуниста Сергея Обухова. Он истратил на свою избирательную кампанию достаточное количество финансовых средств, но распределил их, на мой взгляд, неправильно, решил обойтись в своем избирательном штабе без профессиональных социологов и политтехнологов, вместо них работали «партийные активисты с большим опытом работы в избирательных кампаниях». Я сознательно ухожу от анализа политических программ, предложенных партиями избирателями, так как суть их программ, так и не была донесена не только простому избирателю, но и даже так называемому «ядерному электорату» политических партий.

– Как после выборов в Госдуму поменялась расстановка сил в краевой власти?

Полученные два депутатских мандата представителями КПРФ (с учетом победы в одном одномандатном округе коммуниста Николая Харитонова) и ЛДПР не оказали, да и не могли оказать никакого влияния на краевую власть.

– Согласны ли Вы с тезисом, что главным политическим событием Кубани года грядущего должны стать выборы в заксобрание. Если да, то поясните их значение для жизни края и власти? Когда можно ждать ее фактического старта?

– Конечно, выборы в законодательное собрание Краснодарского края в 2017 году станут главным политическим событием года. Фактический старт избирательной кампании уже произошел, идет отработка так называемых «списков кандидатов». Особенностью «Списка-2016» является его неоднозначное понимание различными ветвями власти и «группами поддержки». Надеюсь, к началу официальной избирательной кампании список как таковой будет согласован со всеми заинтересованными сторонами и в этом будет залог спокойной, без скандалов и взаимных обвинений избирательной кампании, а легитимность итогов голосования никем не будет оспариваться. Власть не должна бороться сама с собой!

Значение депутатского корпуса законодательного органа субъекта всегда было велико, ведь именно депутаты, представляя интересы своих избирателей, утверждают и контролируют исполнение бюджета края, принимают законы, по которым живут все кубанцы. Кстати, наши парламентарии регулярно инициируют рассмотрение различных законопроектов, подготовленных ими в Госдуму.

– Насколько тренд на сокращение бизнесменов в исполнительной власти, проявленный в прошедшей госдумовской кампании, может быть актуализирован на выборах ЗСК?

– Не стоит ожидать резкого уменьшения количества представителей бизнеса в депутатском корпусе, для этого нет объективных предпосылок – ни финансовых, ни политических. Сейчас наша экономика все больше политизируется, социальные проблемы, порожденные, прежде всего, экономическими кризисами и нестабильностью финансовой системы подталкивают бизнес в законодательные органы власти. Конечно, не всегда бизнесмены, особенно крупные, готовы променять кабинет гендиректора на думское кресло и кнопку для голосования, поэтому они продвигают в депутаты своих представителей, чаще всего подросших до необходимого возраста детей и других близких родственников.

– Будет ли кампания по выборам в заксобрание сильно отличаться от стилистики прошедшей кампании в Госдуму? Насколько на этот процесс повлияет смена руководства администрации президента (АП) и его методик работы с регионами?

– Нюансы, наши местечковые, конечно будут, но определяющим трендом, как Вы верно заметили, станет стилистика выборов в Госдуму.

Об изменениях в Администрации президента России: прежде всего эти изменения коснутся (и уже коснулись) персоналий и стиля работы самой администрации президента. Для регионов и в частности нашего края гораздо важнее, как будут развиваться отношения с Управлением по внутренней политике, возглавляемым сейчас Андреем Яриным, и с ключевыми департаментами: по региональной политике; информационной политике; социального мониторинга территорий; по взаимодействию с институтами гражданского общества; информационной и аналитической работы и, конечно, с контрольно-инспекционным департаментом.

Формирование АП еще не завершено и до конца 2016 года могут быть еще и персональные и оргштатные изменения. Пока ясно одно, в отличие от прошлой администрации президента нынешняя будет более жестко контролировать реализацию указов и распоряжений президента страны и при этом не будет замыкаться на так называемой «официальной информации» с мест. Уже сейчас, в основном, определены аналитические и иные центры, которые будут предоставлять информацию о положении дел в субъектах непосредственно в управление АП по внутренней политике, и повлиять на ее содержание руководству субъектов не удастся.

– Как отразится на новых выборах планируемое сокращение общего числа депутатов ЗСК?

– Сокращение депутатов уже не планируемое, а свершившееся, так как губернатор края Вениамин Кондратьев уже подписал закон, устанавливающий число депутатов в Законодательном собрании. Их количество уменьшилось до 70. По расчетам администрации региона, это должно сэкономить для казны края около 200 млн рублей в год. Уменьшение количества депутатов создаст дополнительные сложности с «нарезкой» избирательных округов, лишит девять муниципальных образований «своих» депутатов, то есть эти муниципалитеты «поделят» между собой несколько депутатов. Безусловно, смена избирательных округов усложнит предстоящую избирательную кампанию.

– Как вы считаете, чей уход из ЗСК сейчас высоко вероятен? А кто, наоборот, скорее всего останется? Как в целом вы видите структуру нового парламента?

– Спрашивать о кандидатах в депутаты в то время, когда они еще сами не знают свою судьбу, лучше наших кубанских астрологов и слухмейкеров. Через два-три месяца можно будет предметно порассуждать над составом ЗСК образца 2017 года, сейчас не вижу в этом смысла. Структура ЗСК вряд ли сильно изменится, так как она сейчас оптимальна и скорее всего уменьшится количество депутатов в самих комитетах.

– Насколько в данный момент в крае сохраняется политическая стабильность? Изменится ли ситуация в следующем году? Стоит ли региональной власти ждать повторения социальных волнений и что нужно сделать, чтобы их предотвратить?

– Политическая стабильность в крае имеется и это неоспоримый факт. На настоящий момент можно только надеяться на сохранение стабильности и порядка на Кубани в 2017 году. Многое будет зависеть не от краевой власти, а от общей социально-политической ситуации в стране. Мы ведь являемся не самостоятельным «Кубанским краем», а одним из субъектов Российской Федерации. Объективных предпосылок к изменению социально-политической обстановки в крае в худшую сторону нет.

Поэтому, если будет какая-то дестабилизация обстановки, то только в результате серьезных просчетов в управленческой деятельности всех ветвей власти, к примеру, продолжения попыток «замолчать» проблемы «трактористов», хаотичной застройки в городах, уменьшения площадей «зеленых зон», не решать «мусорные проблемы» (проблем утилизации отходов) и т.д. Конечно, как руководитель социологического Центра не могу не упомянуть необходимость проведения реальных социологических исследований мнения жителей края по всем насущным вопросам и отлаживания каналов обратной информации между властью и обществом.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.