В ставропольском Институте дружбы народов Кавказа состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Россия: от стагнации к развитию». Модератором конференции, как и последние несколько лет подряд, стал руководитель Центра социоэкономики кафедры политической экономии экономического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, доктор экономических наук, профессор МГУ Александр Бузгалин. В интервью «ФедералПресс» Бузгалин рассказал о феодализме, социализме, Трампе, гражданской позиции и о реальных и мнимых победах России.
Александр Владимирович, несколько лет назад в одном из своих выступлений вы задавались вопросом, нужна ли России индустриализация. Мол, Европу все равно не догнать, тогда может и не надо ее догонять. Отечественные промышленники говорят, что индустриализация в любом случае необходима. У вас мнение по этому поводу изменилось?
Индустриализация сама по себе – это мало, а нужна такая индустриализация, которая будет работать на что-то большее, чем индустрия ради самой себя. К примеру, индустрия, которая работает на себя, это когда мы деньги вкладываем в автопром, строим много автомобилей, под них много дорог. Под новые дороги сломаем много домов, вырубим деревья. А индустрия, которая работает на человека – это та, которая создает велосипед, бесшумный трамвай, электробайк. Мы этим не занимаемся, и это плохо.
Ситуация в стране, по-вашему, меняется к лучшему?
Давайте сначала я расскажу о некоторых цифрах. За последние годы валовый национальный продукт России почти не растет. Лучшие достижения – это плюс 2,5 процента, худшее – минус 0,5 процента. Увеличение на два процента комиссия при президенте считает большим достижением для будущего нашей страны. Для державы, которая претендует на серьезную роль в мире, для людей, которые живут не в самых лучших условиях это – не самый лучший результат. Я бы сказал, что плохой результат. Далее: у нас неравномерно сложились структуры по отраслям. В ряде сфер наметилось оживление, и даже рост, и это хорошо. У нас увеличивается сельскохозяйственное производство, случай почти небывалый для России за исключением редких периодов. У нас выросло сельскохозяйственное машиностроение, но это рост очень низкого уровня, и если считать в штуках, то этот рост вызывает слезы. Вместо сотен тысяч тракторов, комбайнов и так далее мы производим десятки тысяч. На самом деле это трагедия, рост нужен в сто раз выше, чтобы выйти к цифрам, которые были 20 лет назад в Советском Союзе.
А если говорить о других отраслях?
Там ситуация значительно хуже, кроме военно-промышленного комплекса. Это область весьма противоречива. С одной стороны – современное производство, единство науки, образования и высоких технологий, это обороноспособность и безопасность, но с другой стороны – это продажа современной военной техники тем, кто ее покупает. Я лично не могу гарантировать, что завтра те, кому мы продаем наши отличные самолеты, не используют их, чтобы бомбить как минимум наших друзей. Тоже самое касается танков и автоматов Калашникова, из которых убивают людей по всему миру. Из этого можно делать разные выводы, но при этом надо понимать, что происходит. Это формальная сторона медали в отраслях. Если же мы посмотрим на социальные результаты, задумайтесь, на какие деньги вы живете. В России 20 миллионов человек живет на 10 тысяч рублей в месяц и беднее. Средняя зарплата – 30 тысяч рублей, но в среднюю зарплату включается доход в десятки миллионов рублей топ-менеджеров и эти самые 10 тысяч рублей, которые получают почтальон, учитель, библиотекарь. Социальная дифференциация в последнее время не снизилась, официально она остается на том же уровне, а реально скорей всего растет.
Какие еще можете отметить проблемы, с которыми россияне постоянно сталкиваются?
Финансирование на здравоохранение и образование не увеличилось, и практически не индексируется пенсия. С этим надо что-то делать. Я бы подчеркнул, что нужно понять, почему у нас есть достижения и противоречия. На мой взгляд, проблема номер один – в результате перехода к рынку и политике рыночного фундаментализма мы получили даже не либеральный капитализм, о котором когда-то говорили Гайдар, Чубайс и другие. Мы получили возрождение феодализма. У нас сегодня в стране очень много от феодализма: бароны, герцоги и короли воздействуют на бизнес, позвонив по телефону, мол, ты должен это сделать. И тогда посадят деревья вместо того, чтобы их вырубить. Или частный предприниматель продаст свой завод, потому что так решил барон региона. Это все прекрасно знают, но не хотят говорить. У нас идет рефеодализация, это касается очень многих процессов, в том числе и духовной жизни. Далеко не все, что идет из прошлого – это плохо. Патриархальные традиции – это традиции крепкой семьи, уважения старших. Но когда либералы говорят, что надо избавиться от феодальных ограничений, они говорят правду. Так построить современную экономику невозможно. Но они говорят неправду, когда заявляют, что ничего, кроме рыночной системы быть не может.
В стране очень высок уровень неформальных, теневых отношений, это знают все: те, кто получает зарплату в конверте, и те, кто платит ее в конверте. Во многих случаях коррупционные проекты у нас являются самыми эффективными, вдумайтесь! Хотите получить быстро большую прибыль – дайте взятку нужному чиновнику, чтобы использовать государственные ресурсы, пусть нефтяные, газовые, и другие сырьевые, или бюджеты всех уровней. Это еще одна проблема. Ее решение упирается и в бизнес, и в государство. Поэтому коррупция есть и внутри крупных корпораций. Есть знаменитая фраза Березовского: «Не надо покупать завод, надо купить директора», это о государственной коррупции? Нет, речь о коррупции в бизнесе.
Как с этим бороться?
Речь идет о реформах внутри капиталистической системы. В России – феодально-капиталистическая система с большой частью советских пережитков и позитивных и негативных достижений той системы, которые до сих пор сохраняются. Мы до сих пор в чем-то живем, как советские люди: хочется, чтобы наши космонавты побывали на Марсе. Нам хочется гордиться державой, нам хочется, чтобы было бесплатное образование для всех, а это ведь коммунистический принцип. Когда люди бесплатно работают в общественной организации без начальника, денег и частной собственности – это коммунизм.
Есть и негативные пережитки. В СССР был блат, а у нас сегодня даже не блат, а хуже: без знакомства устроиться на работу в рыночной экономике в России невозможно. Да, как выход – реформы, но именно болезненные реформы, потому что безболезненно выйти из стагнации невозможно, или очень трудно. А тут еще и большинство россиян вспоминают 90-ые годы и те реформы, и сразу говорят, мол, не хотим ничего менять, боясь хаоса. Голосуют пассивностью, голосуют молчанием. Я тоже не иду на баррикады и не предлагаю какие-то радикальные методы.
Александр Владимирович, так какого типа реформы?
Открытость, прозрачность и борьба с феодальными пережитками. В принципе, любое государственное учреждение должно всю информацию вывешивать в Интернете, как это делают общественные организации. Если не хочешь, чтобы доход был вывешен – работай в частном секторе, не на государство. Или если разрыв в зарплате ректора и ассистента, к примеру, больше чем в пят раз, то это плохо. Второй шаг – помимо либерализма добавлять социальные параметры. Если мы хотим снизить социальное неравенство, то необходимо поддержать решение о прогрессивном подоходном налоге, о налогообложении на роскошь и контроле за соотношением доходов и расходов для государственных чиновников и не только, а и для корпораций. Президент о налоге говорил еще в 2000-ом году, мол, это надо, но пусть немного подождет. В итоге мы ждем уже 17 лет. Мне недавно задали вопрос, а что плохого в том, что российский миллиардер решил купить себе 250-метровую яхту, ведь он обеспечит некое количество людей работой: кто будет обслуживать яхту, кто будет приносить шампанское. А какое общественное благо для страны, для людей, создали люди, которые эту яхту строили? Это огромное количество труда, потраченного ни на что, вообще прислуживание миллиардеру может разрушить личность, ведь это роль слуги. А если бы миллиардер на эти деньги построил десяток школ, современные предприятия, рабочих мест бы было больше, пользы для страны тоже было больше, а миллиардера бы еще и уважали. А иначе будут завидовать.
Еще один важный элемент системы – стратегическое планирование. Государство должно принять закон, как это делалось во Франции, в Южной Корее, в Китае, в Скандинавских странах, в ряде стран Латинской Америки: закон о приоритетных направлениях на пять лет. Скажем, образование, медицина и высокотехнологичные производства. В эти направления идут государственные инвестиции в установленном объеме, а частные инвестиции, направленные в эти отрасли, получают преференции: низкий налог, низкий кредит и при этом большую ответственность.
То есть обычные граждане, которые не политики и не в экономике не могут повлиять на ситуацию?
Как раз гражданин России должен активно участвовать в общественном движении: и духовно, и практически, и в политической, и в социальной сферах проявлять себя, понимая, что все мы ответственны за судьбы страны.
Кавказ всегда был особо ярким примером клановости...
Точнее это яркий представитель того, что есть во всей стране. Это же тоже феодализм. И то, что на Северном Кавказе выглядит очевидным, где уважают клановые отношения: старейшин, семью, то в остальной России проявляется несколько слабее и в более грубых формах. Потому что клановость на Кавказе кроме негативных черт имеет и некоторые позитивные традиционно скрепляющие компоненты. А в других регионах это проявляется, к сожалению, только в теневом секторе, и срабатывает почти всегда против развития страны и человека.
Но иногда занимать активную гражданскую позицию просто страшно.
Свободное проявление гражданской инициативы в России крайне ограничено. Это касается и заявления своей позиции на пикетах, и встреч с депутатами, которые раньше можно было проводить в любой точке, это касается и деятельности независимых профсоюзов, касается и забастовок, прав трудовых коллективов, это больная проблема. Значимыми являются не только формальные права человека, но и социальные права. Если дать вам проводить митинги, но при этом держать впроголодь, то ситуация вряд ли изменится. Чтобы реализовывать гражданские права, нужна и социальная защищенность, иначе толку не будет.
У нас общество разделилось на лагеря, это такое ощущение, или, действительно так и есть?
Это не случайно возникшая позиция. Человек, который чувствует себя неспособным к социальному творчеству или к активной гражданской деятельности, не имеет уверенности в своей позиции, как работник и гражданин, тогда он начинает перекладывать свои функции на кого-то, чтобы найти опору. Опор может быть несколько. Первая – церковь, когда ты пришел в церковь и отдал все права Богу, и от своих прав откупился покупкой свечки, перепоручив все при этом Богу. Второй вариант – сбежать от своих проблем гражданина, все переложить на доброго или злого царя. Причем добрый царь очень быстро превращается в злого и наоборот, в зависимости от ситуации. Можно себя идентифицировать с успешной внешнеполитической деятельностью. Где-то эти успехи есть, и они реальны, в других случаях – мнимые. Я в Крыму отдыхаю каждое лето, для пенсионеров стало чуть лучше, для мелкого бизнеса – чуть хуже. Плюс идеологически стало лучше, потому что нет войны, а это очень важно. Это из реальных успехов.
А из реальных потерь?
То, что мы дружественный народ украинцев превратили во врага, и сами начинаем думать о них, как о врагах. Когда бабушки говорят «убей украинца», то это страшная трагедия, которую долго придется переживать. Раньше у нас была общая страна и общие проблемы, но почти никогда не переходили на национальности.
Я бы процитировал выражение «бойтесь данайцев, дары приносящих», но это уже об отношениях с Трампом. Дело в том, что в России ведется правая консервативная либеральная политика. Странная смесь, что в экономике – либерализм, а политика и идеология – консервативны. Нечто похожее предлагает Трамп. Нечто похожее предлагает Берлускони, нечто похожее предлагает Ле Пен. И это сходство в борьбе против альтернативы является основанием поддержки друг друга. Те, кто критикует перечисленных мной политиков, очень часто забывают сказать маленькую деталь. Главная причина, почему у нас полюбили Трампа и Ле Пен, это то, что сделали Обамы, Меркели и все остальные. Либеральная модель современного капитализма с ее ложью и двусмысленностью и манипулированием под красивыми лозунгами довела до осознания, что под словом демократия скрывается лапша на ушах. Под глобализацией понимается не интеграция народов, а навязывание чужого типа жизни, экономики во главе с транснациональными корпорациями. Права человека защищают с помощью крылатых ракет. 30 лет лжи создали отторжение. И когда приходит циник и говорит, что король голый, а потом начинает делать то, что обещает, и в результате ему верят. Была другая альтернатива в лице Сандерса, но извините, социал-либералы левых боятся больше, чем правых консерваторов.
Если продолжать тему доверия и недоверия, за что у нас не любят в стране Михаила Горбачева?
Это гораздо более сложный феномен, который появился в результате развала страны и безвольному содействию распаду с стороны высшего руководства. Горбачев стал символом распада. Он не злой гений, он – пассивный символ, это хуже. СССР стоял на пороге революции или контрреволюции, нужны были активные действия, а получили пассивно плывущего по течению руководителя, который не принял никакого решения.
И при этом все больше стали любить другого нашего земляка – Андропова.
Он был символом наведения порядка перед распадом. Сегодня 25 лет безобразия создают ситуацию, что лучше любой порядок, чем это. Из этого когда-то возник фашизм в Италии и Германии. Дальше нам надо откровенно и честно говорить про социализм. Можно услышать на это, мол, вы наивны, но такое говорили и перед Первой мировой и большевикам и меньшевикам. Люди – не идиоты.
Регионы РФ: возможно ли перекроить карту?