Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Избирательное законодательство необходимо тонко отрегулировать»

В преддверии старта массовых избирательных кампаний в регионах, а также подготовки к президентской кампании Российский фонд свободных выборов обрел нового руководителя. Структуру, созданную еще в начале 2000-х, возглавил юрист Роман Смирнов. В его профессиональном багаже – десятки крупных выборных кампаний. О первых шагах на посту руководителя РФСВ, об отношениях с ЦИК и Администрацией президента, о борющихся за свободные и легитимные выборы «Голосе» и КГИ – в интервью Романа Смирнова РИА «ФедералПресс».

 - РФСВ существует уже более 15 лет. В этот период много раз менялось избирательное законодательство, проходили протесты и т.п. Сегодня можно говорить, что выборы в России стали открытыми и честными? Какую роль в повышении качества и легитимности избирательного процесса отводите РФСВ?

- Безусловно, за последние несколько лет многое произошло и в общественном, и нормативном плане. Принципы открытости, честности, легитимности пропагандировались всегда, и степень реализации этих принципов за последние годы существенно возросла.

Но, разумеется, процесс совершенствования – не имеет границ. И здесь я хотел бы разграничить два понятия – легальность и легитимность, где легальность – это соответствие закону, а легитимность – это степень принятия обществом результатов выборов. И вот это, как мы с вами понимаем, самый дискуссионный момент.

Со своей стороны Фонд планирует взять на себя функции эффективного коммуникатора, площадки, где можно объединить все передовые законодательные и технические наработки всех акторов политического процесса, своевременно транслировать их. Важно также делиться опытом и знаниями, организовать взаимодействие на всех уровнях всех субъектов выборного процесса, аккумулировать мнения экспертов, различных социальных, профессиональных, возрастных групп. Это же касается и работы с международным сообществом.

- Вы возглавили Фонд буквально на днях. С чего вы начали свою деятельность на посту руководителя РФСВ, и какие задачи перед вами стоят на ближайшую перспективу?

- В первую очередь необходимо было понять, каково наследие Фонда на данный момент, оценить его применительно к существующим реалиям, а дальше уже определить, куда и как двигаться. На основании всего этого разработать стратегический план развития организации, определить первостепенные задачи и приступить к их реализации. Я ознакомился с деятельностью фонда за предыдущие годы. Сейчас уже начали работу по ревизии и обновлению партнерской базы, сайта Фонда. В ближайшей перспективе планирую, что Фонд направит свое внимание на следующие направления: это реализация проектов и программ (пока они только в стадии разработки, но уже есть интересные предложения и отклики от экспертов), это организация и проведение экспертных мероприятий. Кстати, первое мероприятие мы провели совместно с нашими партнерами неделю назад, 4 июня. Посвящено оно было новациям избирательного права.

- Как строится взаимодействие Фонда с ЦИК России, с внутриполитическим блоком Администрации президента?

- Я бы сказал, на сегодняшний день взаимодействие строится с ними так же, как и с другими институтами гражданского общества. Сейчас, на стадии знакомства все организации, и не только те, о которых вы спрашиваете, проявляют дружелюбие и неподдельный интерес. Команда фонда – новая, задачи – большие, все присматриваются, прощупывают. Я уже говорил и подчеркну еще раз: мы открыты для всех и для всех транслируем одинаковые ценности. У нас нет такого, что с одними мы общаемся хорошо и открыто, а с другими плохо и закрыто. Мы исповедуем принцип равноудаленности со всеми акторами политических процессов, готовы к любому конструктивному диалогу.

- За выборами в России следят участники движения «Голос», контроль осуществляют также представители Комитета гражданских инициатив. При этом их выводы о проходящих избирательных кампаниях зачастую носят негативный оттенок. Их цели и цели РФСВ имеют какую-то общую основу? Или цель одна, а инструменты ее достижения разные?

- Да, вы правы, за выборами наблюдают и общественные правозащитные организации, и отдельные граждане, и международное сообщество. Всегда так было и будет! И это отражает остроту вопроса и вовлеченность населения в решение вопросов уровня страны. Конечно же, становление и развитие институтов демократического общества в каждом субъекте является показателем уровня его развитости. Опираясь на мнения экспертов и профессионалов в этой узкой области, можно сделать очень многое.

Зачастую решение вопросов лежит на поверхности – здесь я имею в виду, например, информирование и разъяснение. Сейчас в законодательстве появились изменения, которые, на мой взгляд, могут существенно упростить процесс голосования и контроля за ходом голосования, но далеко не все об этом знают. Задача информирования о законодательных изменениях и применения их на практике сейчас должна быть первостепенной. Мы со своей стороны готовы максимально подключиться к этому процессу, тем более есть уже наработки в этой области. Цель Фонда – это максимальная легальность и легитимность выборных процессов, которые в свою очередь смогут сформировать у всех участников выборного процесса доверительное отношение к самому институту выборов.

Что касается «Голоса», то это организация, которая выступает за честные и открытые выборы, а КГИ – это площадка, которая объединяет экспертов для развития страны и институтов демократии. Есть и другие общественные организации, которые ставят своими целями развитие демократических институтов. Считаю, что это благие и достойные цели, здесь мы их поддерживаем.

- В этом году в единый день голосования в ряде регионов пройдут губернаторские выборы. Какие субъекты привлекают ваше внимание больше всего (внимание экспертов фонда), если говорить о степени политической и элитной напряженности? Есть ли у вас опасения, что в этих регионах будут допускаться массовые нарушения законодательства?

- Некоторые регионы, действительно являются сложными в силу сложившихся политических особенностей и внутриполитических конфликтов. В этом году выборы губернаторов пройдут в 20 субъектах РФ, которые, естественно, отличаются по многим параметрам, в том числе и политическим. Сейчас эксперты Фонда отмечают сложную политическую обстановку в Ярославской области и городе Севастополе. Сложная политическая обстановка не обязательно говорит о тенденции к нарушению законодательства, но эксперты Фонда в данный момент активно изучают ситуацию в регионах и отрабатывают механизмы взаимодействия с участниками избирательного процесса. У нас есть ощущение, что, несмотря на политическое обострение в перечисленных регионах, всем его участникам нужны легитимные и легальные выборы.

- Каково ваше мнение о последних изменениях в законодательство о выборах президента, внесенных в мае? Это тоже – шаг к свободным выборам? Или допускаете, что будут сомнения, обвинения в фальсификации результатов?

- Поправки касаются отмены открепительных удостоверений и предоставления избирателю возможности проголосовать по месту своего нахождения на основании заявления, есть ряд других изменений. Эти нововведения детально прорабатывались с экспертным сообществом. Поэтому я бы отметил, что данные шаги, предпринятые инициаторами закона, являются хорошим показателей диалога власти и общества. Фонд намерен в ближайшее время подготовить подробную информацию по внесенным изменениям, чтобы довести ее до участников избирательного процесса в доступном виде. Для нас как экспертов важно, чтобы все заинтересованные стороны имели полную и доступную информацию. Это позволит сделать процесс более прозрачным.

- На ваш взгляд, позволит ли либерализация избирательного законодательства избежать акций протеста в период подготовки к президентским выборам?

- Либерализация законодательства позволит упростить процедуру участия в выборах. Но независимо от уровня либерализации, гарантировать отсутствие акций протеста никто не возьмется. Нужно учитывать, что некоторые акции протеста являются формой политического давления и никак не связаны с либерализацией законодательства. Вспомните, чем закончились выборы в США – в стране, которая является для некоторых эталоном демократии.

- Остались ли еще какие-то «лишние» ограничения в выборном законодательстве? Есть ли необходимость отказаться от них?

- На мой взгляд, сейчас избирательное законодательство необходимо тонко отрегулировать, отдельные положения нуждаются в либерализации, а некоторые следует достаточно детально регламентировать, чтобы не было двоякого толкования. Например, одним из сложных вопросов, который сейчас активно обсуждается экспертами, является применение системы видеонаблюдения в помещениях территориальных избирательных комиссий. В частности, дискуссии вызывают места размещения второй камеры системы видеонаблюдения и трансляции изображения. Не вызывает сомнения, что первая камера должна показывать процесс приема документов от УИКов (участковых избирательных комиссий). Вопрос вызывает, где устанавливать вторую камеру. И здесь мнения экспертов разделились. Одни предлагают направить ее на увеличенную сводную таблицу, другие – на входную группу, где располагается помещение ТИК (территориальной избирательной комиссии), так, чтобы можно было фиксировать время перемещения в ТИКе. Независимо от того, где эти камеры будут установлены, по итогам экспертного обсуждения можно однозначно констатировать, что это обсуждение демонстрирует открытость избирательного процесса.

- РФСВ – не самая популярная структура среди населения. Вы уже думали о том, как повысить узнаваемость фонда, может быть, что называется, «выходить в массы»? Или в этом нет необходимости?

- Фонд реализовал значимые проекты для повышения открытости избирательного процесса в России. Прежде всего, это проект «Горячая линия», который принял более 88 тысяч заявок о нарушениях на выборах различных уровней с 2007 года. Были и другие значимые проекты, и прежде всего образовательные. Поэтому говорить о непопулярности Фонда не корректно.

Другое дело, что деятельность Фонда не была в достаточной мере, по моему мнению, известна широкой общественности. Сейчас мы действительно ориентируемся на повышение узнаваемости Фонда, как среди экспертного сообщества, так и среди общественности и избирателей, на определение новых стратегических и тактических задач. Мы ориентируемся на донесение информации различными каналами коммуникации, так как сейчас у нас есть понимание, что не все участники процесса одинаково понимают суть вносимых изменений в законодательство. Поэтому подчеркну еще раз, мы готовы работать со всеми участниками политического процесса на равных условиях.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.