Законодательное собрание Новосибирской области этой осенью ожидают выборы. После ухода коммуниста Артема Скатова на работу в мэрию, снова оказался вакантным мандат по округу №21 – Заельцовский и Железнодорожный районы Новосибирска. На сегодня зарегистрированы восемь кандидатов. Пока идет проверка собранных подписей в избиркоме, известный политический эксперт и руководитель аналитического отдела портала «Тайга.инфо» Алексей Мазур согласился поделиться с «ФедералПресс» своими соображениями по кандидатам, предвыборной гонке и интересам избирателей.
«КПРФ ставит на матерую номенклатуру»
– Восемь кандидатов подали свои документы для регистрации на довыборы в законодательное собрание. Какое общее впечатление от состава участников?
– На этот раз, изначально выбор был. Другой вопрос – останется ли он ближе к голосованию, потому что сейчас проверяют собранные подписи от зарегистрированных кандидатов. И есть высокая вероятность, что не все кандидаты останутся. В этом главная проблема выборов: отсев кандидатов на старте, а не подсчет голосов или нарушения в ходе избирательной кампании. Получается, что некоторым политическим силам невозможно выдвинуть своих представителей, а избирателям – найти того, кто будет их представлять в бюллетене.
– Да, изначально представлен весь спектр политических сил в Новосибирске. Среди кандидатов есть отдельные персоналии, которые удивили своим присутствием на выборах?
– Состав типичный для подобных выборов. От «Единой России» идет Александр Бойко, известный бизнесмен и застройщик. Собственно говоря, кадровая политика этой партии строится на том, что приходит человек, готовый оплатить собственную избирательную кампанию и возможно внести суммы в партийную кассу. Разумеется, что он получает определенный приоритет на округе. КПРФ тоже не удивляет, от нее выдвинут Сергей Клестов, давний партийный функционер и соратник Анатолия Локтя. Это вполне логично для КПРФ выдвинуть старого проверенного кадра. Другое дело, что для избирателя Клестов на этом округе чужой, когда он был депутатом, то представлял Ленинский район. И по правде говоря, Клестов – это заматеревшая номенклатурная часть КПРФ, к которой охладели сами коммунисты. Не исключены проблемы по части мобилизация электората под кандидата.
– «Единая Россия» и КПРФ – это все же тяжеловесы. Кого выдвинули другие партии, есть ли там достойные конкуренты?
– Дмитрий Голованев, кандидат от ЛДПР – победы ему точно не светит, но часть электората будет откушена от КПРФ, согласно результатам на последних выборах. Что касается таких избирателей как я, «разочаровавшихся в системных партиях», то для нас будет выбор в лице Сергея Бойко, который возглавляет штаб Навального в Новосибирске и Константина Антонова, известного журналиста. Антонов выдвигается от партии «Родина» и подписи ему не надо собирать, но есть много способов найти ошибки в документах у партийного кандидата.
Также есть кандидат от «Справедливой России» – это Надежда Ланцова, хороший человек и политик, но она малоизвестна на округе, а это минус, потому что у партии и самого кандидата нет ресурсов, чтобы провести достаточно бойкую кампанию. Предрекаю, что выборы будут крутиться вокруг тройки А.Бойко, Клестов, Антонов. Если по подписям пройдет второй Бойко, то он сильно изменит эту конфигурацию, потому что однофамилец и сильна тема Навального и его штабов. Она наиболее звучащая в политическом пространстве в последнее время и эта политическая сила может мобилизовать свой электорат. Мне кажется, на это будет интересно посмотреть, как это им удалось бы на данном округе.
«Навальный поддержит Бойко»
– Обратимся к фигуре Сергея Бойко. Мне кажется, он зарекомендовал себя как неплохой организатор, но в плане харизмы Бойко не дотягивает до другого представителя несистемной оппозиции – имею в виду Андрея Гладченко.
– Это вопрос вкуса. Если Алексей Навальный поддержит на округе начальника своего новосибирского штаба, то за него, скорее всего, проголосуют все сторонники Навального, и не важно, кто это будет, Бойко или Гладченко.
– Разве такое может быть, что Алексей Навальный официально поддержит Сергея Бойко?
– Если Бойко зарегистрируют, и он проведет нормальную кампанию, то поддержка будет. У них с этим все в порядке в этой организации. Но другое дело, что не дадут такой возможности. Это был бы интересный эксперимент, потому что мы не знаем, как ведет себя эта электоральная группа в нынешних условиях. Может они не дойдут до участков, а может наоборот.
– Вы уверены, что в избиркоме найдут ошибки в собранных подписях?
– Сейчас комиссия считает недействительными 70 подписей при допустимом максимуме в 35, и С.Бойко будет оспаривать в суде, а такие тяжбы заканчиваются не в пользу кандидатов. Да о чем говорить – есть статистика. На прошлых выборах, в среднем, одному из двадцати представителей несистемной оппозиции удалось собрать подписи и зарегистрироваться, а быть избранным не удалось никому. У нас все плохо по отношению к независимым кандидатам, которые собирают подписи. От политических партий гораздо проще выдвинуться, чем по подписям. Независимое выдвижение – почти под негласным запретом. Как бы можно, но сравнимо с шансами у верблюда, пытающегося пролезть в игольное ушко.
– От партии «Ветераны России» идет 31-летний Вячеслав Мельников. Зачем это ему надо, он разве – ветеран?
– Во-первых, ветераном может быть любой вне зависимости от возраста, кто участвовал в боевых действий. Но такую партию не знают, и если она неизвестна в межвыборный период, и на выборы идет неизвестный человек, то его, скорее всего, двигает кто-то из основных кандидатов. Потому что всегда требуются второстепенные кандидаты для всяких вещей, которые основным кандидатам делать неудобно. Например, жалобу написать на соперника. Самому пачкаться зазорно, а вот такой «помощник» сделает с радостью.
«Проголосуют как Петрович!»
– Медийное сообщество знает, кто такой Константин Антонов – это политолог, руководитель местного отделения Фонда развития гражданского общества, журналист, бывший собкор Первого канала и «Известий» А вот простой избиратель знает Антонова?
– Простой избиратель вообще не знает ни одного депутата. Более 90%, даже 99% не знает никаких депутатов и кандидатов. Все, что говорим про слово «знает», это касается очень узкого слоя политически активных граждан Новосибирска. Это – максимум, 1-2%.. В этом смысле, что у Бойко, одного и второго, что у Клестова и Антонова, абсолютно одинаковая ситуация – большинство жителей округа их не знает. Основная задача у них – просто познакомить население с самим собой. Потому мы и видим билборды, где изображены кандидаты с бессмысленными лозунгами, типа, «поздравляю любимый город!» «Новосибирск – город будущего» и большими буквами фамилия кандидата.
Но 1% очень важен. Это те люди, кто обязательно придет на выборы, а при явке в 10% электората, значение 1% увеличивается в десять раз. Второй важный момент – на мнение «одного процента» ориентируется другие избиратели. Они спросят: «Петрович, за кого голосовать?», а Петрович – «Голосуй за того!» и один голос превращается в пять.
– Если рассуждать шире, то у «Единой России» – административный ресурс, у КПРФ – большинство сторонников в рамках города, за Сергеем Бойко стоит Навальный. Что есть у Антонова в таком случае?
– Он все-таки идет от «Родины», у которой – ресурсы и желание иметь депутата в законодательном собрании, для того чтобы выдвигать кандидатов дальше. Там вовсю будет задействован партийный ресурс, плюс сам Константин Антонов – активный человек.
– Зачем вообще журналист пошел на выборы как кандидат?
– Люди склонны иметь амбиции, А еще ситуация такая, что в Новосибирске есть усталость у избирателей от ЕР и КПРФ и остро требуется третья сила и другие люди. Поэтому амбиции Антонова, возможно, будут к месту и времени. Желания быть избранным – это смесь честолюбия и желания послужить, желание преследовать свои интересы. Не будем во всем этом отказывать Антонову. В какой-то пропорции все это смешано в каждом кандидате.
– Предвыборная гонка еще толком не началась, а уже и эпизод с листовками от Сергея Бойко, где якобы изображен человек похожий на губернатора Городецкого, и обвинение КПРФ в сторону «Коммунистов России» в сборе фальшивых подписей. Это разовый всплеск или вся кампания будет горячей?
– Борьба будет жаркая, она уже конкурентная. Другое дело, что массовый избиратель не заметит этой борьбы и не придет на участки, и все решится небольшим количеством голосов людей. Которым при этом может быть все равно и на округ, и на свое будущее – они голосуют из других соображений.
– На этих выборах – интересные кандидаты, они хорошо конкурируют, возможно, будут дебаты. Достаточно ли этого, чтобы вернуть массового избирателя на участки?
– Нужно большее, поменять ситуацию с головы на ноги. Чтобы избиратель находил своего кандидата, который будет выражать его интересы. А пока избиратель не знает, чего ему надо, и кандидат не может ему в этом помочь. Он только знает, что ему нужно и это не совсем то, что может быть нужно избирателю. И пока такая ситуация у нас – будет продолжаться потеря интереса к выборам и утверждение факта, что депутаты не выражают интересов избирателей.