Почти месяц назад совет депутатов Новосибирска принял новые городские правила по благоустройству. От разработки до принятия прошло немного времени – это объяснялось необходимостью попадания в федеральные целевые программы по обустройству российских городов. Однако процесс рассмотрения вызвал споры, как на депутатском уровне, так и со стороны недовольной общественности. В этой связи «ФедералПресс» обратился к председателю комитета совета депутатов Новосибирска по городскому хозяйству Игорю Кудину с вопросами, как проходило рассмотрение разработанных правил, что необходимо доработать и в чем смысл новой редакции.
– Игорь Валерьевич, когда начнется исполнение правил благоустройств города?
– Правила благоустройства приняты, это нормативный правовой акт, который вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. Насколько мне известно, правила благоустройства были опубликованы 5 октября в бюллетене органов местного самоуправления города и, соответственно, вступили в силу.
Однако, стоит отметить, что на сегодня есть еще масса вопросов, которые нужно увязать и прописать. В рабочем порядке все они разрешатся.
– Принятие правил благоустройств вызвал нарекания со стороны отдельных депутатов. Вы, как председатель комиссии, как оцениваете документ?
– Как уже сказал, вопросы действительно есть. И, зачастую, справедливые. Мы их и на комиссии по городскому хозяйству обсуждали, и на сессии совета депутатов. Но нужно понимать, что правила благоустройства – не застывший документ. Мы их приняли, с учетом того, что сделать это было необходимо, чтобы участвовать в дальнейшем в федеральных программах. Сейчас они на практике начинают применяться, все проблемы, которые будут выявляться, будут прорабатываться, и при необходимости будем вносить изменения, корректировать их.
– Вы присутствовали на публичных слушаниях по правилам благоустройства?
– Конечно.
– Были ли там дискуссии по отдельным вопросам?
– Могу сказать, что видел и слышал обращения от активных жителей. Например, одно предложение касалось высоты травяного покрова, при достижении которой трава подлежит скашиванию. В проекте решения предлагалось скашивать при достижении 15 сантиметрового травяного покрова. Было озвучено предложение для цветущего разнотравия предусмотреть иные показатели. Предложение хорошее, и было учтено в решении, увеличена высота до 20 сантиметров для цветущих разнотравий.
Также в совет депутатов, а затем и в организационный комитет по работе с проектом решения поступило обращение известного общественника Ростислава Антонова. Его волновало, что на стенах многоквартирных домов закрашивают рекламу не в цвет фасада здания. Тоже справедливое предложение, и его постарались учесть.
– Какие нововведения вы открыли в правилах по сравнению с предыдущей редакцией?
– Например, в правилах предусмотрено, что проектирование и размещение объектов благоустройства осуществляется на основании паспортов объектов благоустройства, утверждаемых мэрией Новосибирска по результатам инвентаризации объектов благоустройства.
Порядок утверждения паспортов объектов благоустройства и внесения в них изменений устанавливается правовым актом мэрии. На сегодня такой порядок еще не утвержден, но мэрией проводится серьезная работа в данном направлении. Такое понятие как «паспорт объектов благоустройства» является нововведением, раньше его не было в правилах благоустройства, и это вызвало большое количество вопросов, как со стороны депутатов совета депутатов, так и со стороны жителей города. Но это не наша выдумка. Есть методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные Минстроем РФ, и мы должны были их придерживаться, чтобы в дальнейшем принимать участие в серьезных федеральных программах, таких как «Городская среда», например.
Появился новый раздел «Порядок и механизмы общественного участия в процессе благоустройства территории города Новосибирска». Данные нормы направлены на вовлечение жителей в процессы благоустройства города, повышение степени участия в создании и реализации основных проектов.
– Так по паспорту благоустройства, любое действие несогласованное с собранием дома, подпадает под административное правонарушение. Вы видите противоречие с логикой жильцов?
– Как уже сказал ранее, сегодня еще не прописан порядок. Давайте подождем, не будем делать поспешных выводов.
Правила благоустройства никогда на 100% не удовлетворят жителей. Но их надо исполнять, а противоречия решать. Весь Жилищный Кодекс выстроен вокруг одной нормы: все решает общее собрание. Если женщина захотела поставить и сделать парковку или цветник и несогласовала, и это не отражено в паспорте, то да, правонарушение. Мы говорим о том, что будет.
– Значит, любые изменения придомовой территории – только через общедомовое собрание?
– Жилищный Кодекс никто не отменял. Общее собрание – основа основ. Здесь нет задачи – усложнить жизнь людям, есть задача – регламентировать все взаимоотношения. Примут решение что-то изменить, нужно будет увязать это с паспортом благоустройства. Во дворах – масса проблем между жителями, собственниками и все решает общее собрание, в соответствии с паспортом, после этого они реализуют свое благоустройство, которое принимают на собрание.
– Если говорить про рекомендации от Минстроя, то там отсутствовало такое понятие как паспорт фасада, который есть в правилах благоустройства.
– Предлагаю дождаться предложений от мэрии по паспорту фасада здания. Если что, то весной будет возможно скорректировать правила благоустройства, что мы при необходимости и сделаем, опираясь на опыт людей, которые предложат изменения. Повторюсь, не собираемся усложнять жизнь людям.
– Что касается пунктов по нестационарной торговле? Запрещающие этот вид деятельности на определенном расстоянии от деревьев, домов, дороги – вы чувствовали некое расхождение с логикой?
– Позвольте, но этот пункт про три метра от дерева, был в действующих правилах и не смущал никого и он не новый и это не нововведение и если мы возьмем правила, которые действовали до этого и тот пункт был.
Но, тем не менее, хотел бы сказать, что если есть сигналы от заинтересованных лиц, будем при корректировке правил благоустройства отдельное внимание уделять этой норме.
– Что вообще было в вашей компетенции как депутата? Рассмотреть правила, сделать выжимку, рассказать на сессии про плюсы и минусы?
– Примерно так. Минусов критичных не увидел, за основу взято предыдущее, внесены изменения и мы во временном цейтноте. Нам было нужно до 1 ноября принять эти правила благоустройства чтобы претендовать на две федеральные программы: безопасные дороги и комфортная городская среда. Понимали, что правила благоустройства будут дорабатываться.
– А плюсы?
– Паспорт – это абсолютно правильная регламентация. Сам как депутат с округа, вижу много конфликтных ситуаций – одни хотят парковку, другие – детскую площадку, третьи вообще не хотят ничего. Должна быть регламентация, в данном случае паспорт – это адекватная форма.
– Что вы видите, что подлежит корректировке?
– Самое главное, чтобы правила благоустройства исполнялись. Правила существуют для исполнения, это очень сложно, поверьте. Постоянно требуем с коммунальных служб исполнения, это тяжелая работа, это контроль. А если есть у общественников желание добавить, то, пожалуйста, в мэрию – они дополнят, а мы рассмотрим и примем.