Top.Mail.Ru
Политика
Москва
1

«Революция была попыткой антизападного пути развития»

Солдатский митинг, июль 1917 года.

Великая русская революция 1917 года безвозвратно перевернула не только страну, но и весь мир. Она стала крупнейшей революцией за всю мировую историю. По сей день это сложнейшее событие вызывает массу противоречий среди историков. Одно из видений событий столетней давности в интервью «ФедералПресс» представляет крупнейший специалист по истории российской революции доктор исторических наук, профессор МПГУ и автор многих учебников Сергей Леонов.

- Сергей Викторович, в соответствии с новейшими изысканиями, можно ли говорить о том, что как историческое событие революция 1917 года была неизбежна (февральский и октябрьский этапы)?

- Нет. Поезда с рельсов и то порой сходят, а история − отнюдь не рельсы. Она осуществляется через людей, их поступки, массу случайных факторов. В конкретном плане тенденции, или как у нас их называли раньше, закономерности исторического развития, по большей части, реализуются очень мягко, я бы сказал, ненавязчиво и в течение длительного времени. Поэтому, на мой взгляд, корректнее говорить о вероятности тех или иных исторических событий. Физика, в частности, квантовая физика, относимая к категории точных наук и имеющая, в отличии от истории, возможность использовать эксперимент, насколько я могу судить, также использует вероятностный подход.

Исходя из такой методологии, я оцениваю вероятность Февральской революции (или Февральского этапа Великой русской революции 1917 года) как высокую – явно превосходящую 50 %, а Октябрьской революции − ниже среднего, условно – менее 25 %. Это объясняется тем, что к 1917 году среди политически активного населения против царя сложился едва ли не общенациональный консенсус − против него выступали не только революционизированные массы, либералы, но и даже часть правых, монархистов. Дело заключалось не только и не столько в подступавшей разрухе, продовольственных трудностях, нервировавших горожан, сколько в слабости и невиданной дискредитации верховной власти. Поэтому даже многие великие князья – члены царской фамилии – и те были против царя. В ходе революции Николая II, кроме полицейских и отдельных офицеров, никто не защищал. Причем, если бы даже и удалось подавить революционные выступления, начавшиеся в столице 23 февраля 1917 года, то против царя, возможно, реализовался бы заговор, который готовил Гучков и некоторые генералы.

К октябрю 1917 года новая власть – Временное правительство – также была дискредитирована. Но против нее активно выступала лишь одна политическая сила – большевистская партия, почти все остальные были против переворота. При этом, руководство большевистской партии раздиралось острейшими дискуссиями по поводу захвата власти, а опереться партия могла лишь на явное меньшинство населения. Подавляющее большинство ждало выборов в Учредительное собрание. На этих выборах в ноябре 1917 года явка превышала 60 %, что в тех условиях было высоким показателем, а пришедшие к власти большевики собрали 22,5 %, в то время как эсеры («правые») – почти 40 %.

Верны ли рассуждения о том, что если бы Керенский не поссорился с Корниловым, то Октября бы не было?

- Да, на мой взгляд, это предотвратило бы большевистский переворот, или, по меньшей мере, сделало бы его неуспешным. Ведь стоило бы протянуть меньше месяца – до выборов в Учредительное собрание, и большевистский переворот оказался бы абсолютно нелегитимным не только для всех остальных политиков, но и для подавляющего большинства населения. Несмотря на растущую дестабилизацию обстановки в стране, только провал корниловского выступления сделал его возможным. После него правые силы, способные остановить большевиков, были разгромлены; Керенский и Временное правительство, тесно связанные поначалу с Корниловым, – дискредитированы; а большевики вновь стали набирать популярность. Корнилов не отличался широким политическим кругозором (что и подтолкнуло его на преждевременное и нескоординированное с правительством выступление), зато имел волю, решительность и не боялся ответственности. Я занимаюсь историей Октября уже три десятка лет и чем далее, тем больше убеждаюсь: останься Корнилов на посту Главнокомандующего − большевистский переворот не прошел бы. Решения Учредительного собрания и приближавшееся завершение Первой мировой войны еще более затруднили бы его.

Есть расхожее мнение, что большевистская революция спасла великую страну от катастрофы и от распада. Как вы относитесь к этой позиции?

- Исключительно как к идеологизированной и не имеющей никакого отношения к действительности. Напротив, Октябрьская революция добила Российскую империю и ввергла страну в величайшую в ее истории, − во всяком случае, после монголо-татарского нашествия и 240-летнего ига, − катастрофу. В ходе начатой Октябрьским переворотом гражданской войны 1917–1922 годов население России сократилось примерно на 13–15 млн человек, из которых 2 млн – эмигрировали, а 11–13 млн – погибли. В Первой мировой войне, считавшейся невиданной в истории «мясорубкой», погибло 10 млн человек. Мы же сами только в одной своей стране уничтожили соотечественников больше, чем погибло у 38 стран в ходе Первой мировой! При этом в европейских странах жертвы Первой мировой, по большей части, установлены, увековечены и ежегодно поминаются, у нас же жертвы Октября напрочь забыты, мы даже не повинились за это невиданное кровопускание. До сих пор мы не чувствуем никакой ответственности за это и потому не вынесли никаких уроков. Более того, Октябрьская катастрофа открыла целую эпоху невиданных социальных катаклизмов – коллективизацию, «голодомор», сталинские репрессии и т.д. От прямых и косвенных последствий большевистского эксперимента мы до сих пор еще далеко не оправились. 

- Какова реальная роль Ленина в революции 1917 года и во всем том, что произошло со страной?

- Исключительная. Разумеется, Ленин действовал не один. Вождем № 2 у большевиков в период Октябрьской революции был Троцкий. Во многом он руководил Октябрьским переворотом в Петрограде, был создателем Красной армии и первым среди большевиков предложил заменить продразверстку продналогом в феврале 1920 года, более чем за год до введения нэпа. Другие вожди также играли определенную роль и порой корректировали решения Ленина. И вместе с тем, именно Ленину принадлежит, бесспорно, главенствующая роль в Октябрьской революции. Благодаря его настойчивости − доходившей вплоть до ультиматумов о выходе из ЦК − и были приняты ключевые решения о вооруженном восстании в октябре 1917, о заключении сепаратного Брестского мира в марте 1918 года. Он не только принимал большинство ключевых стратегических решений и служил консолидирующим фактором для большевистской партии. Именно Ленин (до марта 1919 года вместе со Свердловым) осуществлял колоссальный объем функций по текущему управлению Советской Россией, по решению возникавших ежедневно многочисленных и острейших проблем. Как признали некоторые большевики, именно благодаря Ленину социалистическая революция в России, обреченная на 90 %, смогла победить, а большевики удержаться у власти. 

- Как Вы относитесь к мнению, что революции – страшное дело, но без подобных рывков такие сложнейшие страны, как Россия, развиваться не способны.

- Наша революция, как и подавляющее большинство остальных, – не рывок, а взрыв существовавшего общества, влекущий за собой еще более тяжелый кризис, чем был до революции. Большинству стран сложно избежать революций. Но революции − это экстремальный, крайне затратный и неэффективный способ ликвидации противоречий. При этом, чем радикальнее революция, тем тяжелее ее наследие, тем больший период времени требуется стране для стабилизации обстановки. Англии после революции 1640 года потребовалось почти полвека, Франции – почти век, а нам – как очевидно уже сейчас − явно более столетия.

Октябрьская революция была спровоцирована Первой мировой войной, дискредитацией власти и застарелостью социокультурных противоречий. Но в широком историческом контексте она явилась реакцией на модернизацию страны, шедшую – с рывками и остановками − по меньшей мере, с Петра I и была попыткой формирования специфического антизападного пути развития. Через 74 года эта попытка окончательно провалилась. В последующие десятилетия Россия мучительно ищет свои пути развития, и процесс этот еще далек от завершения.

- Многие спорят о том, возможна ли революция сегодня? Если потеоретизировать, при каком раскладе она возможна?

- Возможна, почему нет. Революции происходят тогда, когда общество, как ему кажется, упирается в тупик. Иными словами, когда элиты и активная часть населения почувствуют, что сохранение существующих порядков далее невозможно.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.