Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Не за горами решение вопроса о распределении миграционного потока по всей стране»

Трудовые мигранты с 1990-х годов стали неотъемлемой частью экономики России. Однако за много лет в государстве не найдены внятные решения проблем, связанных с интеграцией иностранных граждан в российское общество. Сейчас Федеральное агентство по делам национальностей разрабатывает закон об адаптации мигрантов, но у специалистов этот документ уже вызвал шквал критики. И если не устранить существующие пробелы в законодательстве и допустить новые, проблемы, связанные с приехавшими из стран СНГ, усугубятся в разы. В лучшем случае это новые «резиновые» квартиры, в худшем – увеличение количества подвалов и вагончиков с десятками проживающих в них мигрантов. Это и угроза радикализации приезжих и связь их с террористическими организациями. Минимальное, пожалуй, зло, которое можно получить от слабой миграционной политики, – потери бюджета. Как и чем помочь государству и приехавшим на заработки в Россию – в интервью руководителя проекта «90180.ru» Александра Калинина для «ФедералПресс».

– Александр Валериевич, как появился проект «90180.ru»?

– Миграционной политикой я занимаюсь более 15 лет. Полтора года назад я возглавил Комиссию по миграционной политике и адаптации мигрантов Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Мы стали предлагать правительству инициативы, которые необходимы для города в рамках легализации иностранных граждан и влияния на ситуацию с нелегальной миграцией. В результате возник вопрос о создании альтернативного источника доведения информации до иностранных граждан на доступном для них языке. Мы предложили использовать социальные сети.

Согласованию проекта способствовало успешное проведение нами информационно-правовое сопровождение двух «амнистий» в России для граждан Республики Молдовы и Таджикистана, о которых договорились президенты трех государств. Через наши каналы, через федеральные СМИ мы проинформировали более 5,5 млн мигрантов. То есть мы показали ресурс, который работает.

Так возник наш проект «90180.ru». С 1 августа 2017 года мы имеем возможность более активно выстраивать работу с иностранными гражданами уже в рамках проекта, поддержанного Правительством Москвы.

– Почему такое название?

– 90/180 – это правило, которое чаще всего нарушают иностранные граждане. Оно регламентирует порядок пребывания иностранных граждан в России. Мигрант, приезжающий в РФ с любой целью въезда, может находиться на территории России в течение 90 из 180 суток. Продлить срок пребывания иностранные граждане обязаны на основании документов, соответствующих цели въезда («Работа» – патент и договор; «Учеба» – договор с вузом; «Частный» – справкой о принятии документов на РВП и иными документами).

Собственно, наша главная цель – информировать иностранных граждан, добиваться того, чтобы с их стороны не возникало нарушений российского законодательства. Чтобы не было никаких препятствий, наш сайт работает на пяти языках. Основная наша целевая аудитория – это иностранные граждане, которым для работы в России нужно оформлять трудовой патент. Речь идет о следующих странах: Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. По Украине работать проще в том плане, что большинство украинцев владеют русским языком.

Кроме того, мы еженедельно по воскресеньям проводим юридические консультации для мигрантов. Самое важное – все наши услуги абсолютно бесплатны: люди могут прийти и получить консультацию по любым вопросам, с которыми они сталкиваются на территории Российской Федерации.

– Это в Москве. А ситуацией в регионах вы владеете? С ликвидацией миграционной службы ситуация как-то изменилась?

– Вопросы по реорганизации ФМС не возникают. Возникают вопросы к инициативам, которые предлагаются сейчас. Но они все обсуждаются в рабочем порядке.

Например, поступило предложение о проведении обязательной дактилоскопии иностранных граждан безвизовых государств, пребывающих на территории России более 30 дней. Конечно, это правильно – контроль необходим.

На сегодняшний день бывает, что иностранный гражданин год находится на территории РФ, уезжает в страну пребывания и, имея, например, запрет на въезд за нарушение того же правила 90/180, берет паспорт брата, старшего или младшего на один год, и приезжает обратно в Россию. Он знает, что у него чужой паспорт. Естественно, он никогда не пойдет сдавать отпечатки пальцев по месту пребывания, добровольно. В силу того, что процедура дактилоскопии обязательна, например, при получении трудового патента, это значит, что здесь, на территории России, он априори будет нелегалом.

Поэтому будет правильным, если мы введем дактилоскопию именно на границах РФ, на пограничных пропускных пунктах. Тем самым мы перестанем плодить «сознательную нелегальную миграцию».

– Сейчас есть проблемы с «регистрацией» мигрантов?

– Проблема существует. И она может усугубиться. Дело в том, что есть инициатива – запретить юридическим лицам оформлять иностранных граждан по месту осуществления трудовой деятельности, если у организации нет общежития. Мы знаем, что организаций, которые имеют свои койко-места, мало. Соответственно, встать на миграционный учет («зарегистрироваться») иностранные граждане могут только в гостиницах или в съемных квартирах. Однако гостиницы для постоянного проживания трудового мигранта слишком дороги, а граждане Российской Федерации отказываются «регистрировать» по месту пребывания иностранных граждан, тем самым уходя от налогов.

Таким образом, приняв предлагаемые поправки в соответствующий законопроект, мы сами создадим ситуацию, способствующую возникновению новых нелегалов. Что мы получим в итоге? Иностранные граждане вроде бы выполнили все требования (получили патент, зарегистрировали трудовой или гражданско-правовой договор с работодателем), а встать на миграционный учет («зарегистрироваться») нигде не смогут. Увеличится количество фиктивных «регистраций», задержаний именно таких нелегалов, судебных разбирательств, штрафов, выдворений и запретов на въезд. То есть в этой инициативе есть масса не продуманных моментов.

– Какой выход?

– Если мы ужесточаем законодательство и отнимаем возможность регистрации у юрлица, значит, мы должны дать людям альтернативу. Например, можно перед внесением таких поправок построить гостиницы для мигрантов, чтобы люди могли там комфортно и законно проживать и работать на территории России.

– Но вы же понимаете, что в Москве такие гостиницы могут быть построены за счет города, а бюджеты регионов ограничены. Там элементарно не могут снести ветхие дома, обеспечить жильем сирот и т. д. без поддержки центра. Как там быть?

– Я с вами согласен. Здесь будут как сторонники, так и противники этой инициативы, поэтому нужно широко обсуждать эту тему, предлагать другие варианты решения этой проблемы.

– Как в целом вы оцениваете миграционную политику в России, насколько она эффективна?

– К вопросам миграционной политики сегодня приковано пристальное внимание. За ее формирование отвечает Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Оно разрабатывает новый законопроект об адаптации и интеграции мигрантов на территории Российской Федерации. Проект находится на доработке. Надеюсь, он будет принят уже в этом году, и тогда мы увидим более плотную работу по всей территории страны.

Сейчас возникают определенные сложности. Это связано с тем, что главы регионов, которые наделены полномочиями в сфере миграционной политики, часто принимают решения о сокращении количества выданных патентов, о сокращении специальностей, по которым могут работать мигранты, и тем самым создают определенные сложности.

– В чем они выражаются?

– Мигрант по факту ведет оседлый образ жизни. Он старается перевезти семью, и если закрепился в каком-то регионе, он редко куда-то переезжает. Если он, скажем, четыре года проработал водителем, и ему запретили это делать, он уходит в тень и работает нелегально. Либо переезжает в соседний регион, но и там остается на нелегальном положении. Это один из тех вопросов, которые должны быть решены на федеральном уровне – действия губернаторов соседних субъектов должны быть согласованы в части регулирования квот для иностранных граждан.

– Это примерно то, о чем говорит глава ФАДН Игорь Баринов – нужно регулировать потоки мигрантов? Пока большинство едет в Москву, Санкт-Петербург. Насколько реально отправить людей туда, куда захочет «регулятор», а не сам человек?

– Игорь Баринов говорит (и говорит правильно) о распределении потоков. Этот вопрос никто никогда не поднимал, но он очень важный. Такие города, как Москва и Санкт-Петербург, перенасыщены мигрантами. И понятно почему: 80 % всего строительства, наличные средства и т. п. находятся в этих городах. Поэтому и мигрант старается сюда приехать. В регионах, где стоимость патента ниже, – и оплата труда ниже. Чтобы запустить вопрос о перераспределении миграционных потоков на Сибирь и Дальний Восток, нужно создать там условия, мигранты должны захотеть туда поехать. Если все будет выстроено правильно, то, думаю, не за горами решение вопроса о распределении миграционного потока.

– Из ваших слов следует, что без мигрантов российская экономика уже не может обойтись. Так ли это?

– Я считаю, что мигрант очень нужен Российской Федерации. Единственный вопрос –борьба с нелегальной миграцией. Мигрант формирует как ВВП Российской Федерации, так и ВВП своей страны. Говорят, что миллиарды долларов уходят в страны исхода. Но мигрант зарабатывает эти деньги и создает продукт, то есть формирует ВВП, в Российской Федерации. Да, он отправляет деньги в свою страну, где эти средства необходимы для проживания его семьи и поддержки ВВП страны, откуда он приехал. Но та часть ВВП, которую он формирует в российском продукте, намного выше, чем в стране исхода.

Ошибочно также мнение, что мигранты занимают рабочие места российских граждан. На самом деле граждане большинства стран СНГ задействованы в России, как правило, в непопулярных профессиях. Если у нас есть внутренняя миграция, то не всегда граждане, приезжающие из соседних регионов, готовы выполнять ту работу, которую выполняют внешние мигранты, например, в сфере ЖКХ. Сегодня мигрантов практически приравняли к гражданам Российской Федерации по вопросам налогообложения, по заработным платам – мигрант получает реальную рыночную оплату труда. Мигрант дает возможность реализоваться гражданам Российской Федерации. Он убирает за нами, подает нам машину, управляет автобусом. Тем самым он освобождает нас от неблагодарного труда. Мы имеем возможность учиться, работать в более престижных местах, получать более высокую заработную плату и быть более полезными обществу у себя в стране. Поэтому надо смотреть на иностранных граждан не как на обузу, а как на граждан, которые помогают нам в реализации наших целей.

– Согласитесь, что в большинстве своем на мигрантов смотрят все-таки как на дешевую рабочую силу и как на обслугу, пренебрежительно называя гастарбайтерами. Как с этим быть?

– Это немного другой вопрос. Это зависит от культуры человека. Надо работать с гражданами Российской Федерации. Мы тоже стараемся отрабатывать это направление. Нельзя делить людей на сословия или по национальной и этнической принадлежности. Все мы люди, и все имеем право на жизнь. По Конституции РФ мы все равны, и у нас у всех одни и те же права. Мы стараемся, как правило, обходить стороной бомжей, инвалидов, но они не виноваты, что так получилось в их жизни. Надо смотреть на эти моменты с точки зрения доброты, а не превосходства одного над другим.

– Как быть с нелегалами?

– Это самый важный вопрос. Если мы сможем правильно выстроить политику и начать бороться с нелегальной миграцией всеми доступными на федеральном и региональном уровне средствами, мы увидим больше пользы от иностранных граждан.

– Сегодня Россия достаточно открыта для мигрантов, прежде всего, из стран бывшего СССР. Но опыт Европы, да и, к сожалению, уже России показывает, что среди приезжих могут быть радикально настроенные лица. Вы согласны с тем, что мигранты для вербовщиков запрещенных организаций легкая добыча?

– Вербовщики работают и с гражданами РФ, но с ними работать сложнее, чем с иностранными гражданами. Неправильная миграционная политика может привести к тому, что радикальные организации будут иметь возможность вербовать иностранных граждан.

Что происходит? Иностранный гражданин, который работает, не имеет времени на контакты с радикально настроенными организациями. Но когда иностранец остается без работы, когда он не в состоянии оплатить патент, у него возникает проблема – как выполнить обязательства перед семьей. Дело в том, что иностранный гражданин, который прибывает на территорию Российской Федерации, должен отправлять, как правило, около 200 долларов на родину, семье. Если он эти деньги не отправляет, встает вопрос – зачем он уехал из дома, если не может заработать денег.

Мигранты, которые остаются без работы из-за того, например, что губернатор урезал список профессий и квоты, становятся потенциальными жертвами вербовщиков. Последние вместо «кормильцев» могут отправлять «200 долларов» на родину, а их самих – в лагеря для подготовки боевиков.

Если эти моменты мы не будем учитывать, ситуация осложнится. Это должно понимать ФАДН. Если миграция у нас останется в экономическом ведении глав субъектов РФ и если они будут продолжать смотреть на мигрантов только как на объект пополнения региональных бюджетов, то мы все-таки должны изменить это видение. На миграцию нужно смотреть и с точки зрения обеспечения безопасности, тогда мы сможем кардинально менять региональные подходы к миграционной ситуации.

– К вам приходили люди, которых вербовали?

– Нет, по факту они не могут попасть ни к нам, ни в другие организации. Система вербовки очень слаженная – там не совершают ошибок. Если они выбирают объект вербовки, то они ведут его до конца. Здесь надо отдать должное ФСБ и МВД, которые грамотно обеспечивают безопасность. Работать в России вербовщикам сложно. Люди, занимающиеся вербовкой, чаще пытаются работать онлайн либо действуют на территории стран СНГ и оттуда могут направлять их в качестве разнорабочих в Россию. В этом направлении очень серьезно работает ФСБ, предпринимая меры для закрытия коридоров для таких лиц.

– Можно ли говорить, что при всей видимой толерантности достаточно небольшой искры, чтобы межнациональные конфликты стали разгораться один за другим? Как считаете, межнациональные противоречия могут быть использованы в период президентской кампании?

– Попытки, конечно, будут, но я не думаю, что они будут успешными – все попытки будут подавлены. Я бы призвал иностранных граждан не поддаваться ни на какие провокации. Потому что мигрантов будут использовать просто для того, чтобы кто-то достиг определенной цели, получил преференции, а страдать всегда будут они сами. Поэтому ни на какие митинги выходить не стоит. Я бы призвал мигрантов, находящихся на нелегальном положении, быть обеспокоенными одним фактом – найти возможность легализоваться и, повторюсь, ни в коем случае не поддаваться на провокации, на уговоры и призывы выйти на протестные акции.

Фото: 90180.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.