Top.Mail.Ru
Политика
Республика Ингушетия
1

«Мы – команда президента. Мы должны оправдать доверие людей»

Маленький регион с большим потенциалом, богатой историей и красивейшей природой. На карте России Ингушетия как самостоятельный субъект появилась только в 1990-х годах. Это был тяжелый для республики период – строить новый регион пришлось в буквальном смысле с нуля, да еще в условиях военного времени. Однако сегодня, как говорит глава Ингушетии, боевой генерал Юнус-Бек Евкуров, республика окрепла: развивается экономика, социальная сфера. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. О настоящем и будущем Ингушетии – в эксклюзивном интервью Юнус-Бека Евкурова «ФедералПресс».

Юнус-Бек Баматгиреевич, декабрь – время принятия региональных бюджетов. Как шла работа над бюджетом Ингушетии? В современных экономических условиях сложно ли было сбалансировать доходы и расходы?

- Работа над бюджетом шла непросто. Мы довольно серьезно консультировались с министром финансов, его командой. Бюджет принимается с дефицитом, но даже если бы он был профицитным, было бы не легче. Каждое министерство, каждое муниципальное образование пытаются защищать свои интересы. Кроме того, мы имеем хороший опыт проведения публичных слушаний по бюджету, на которых представители общественности, специалисты выступают за увеличение финансирования той или иной отрасли. Спорные вопросы возникают всегда, и это хорошо – значит, людям не безразлично, как будет развиваться республика.

При принятии бюджета мы следуем требованиям, установленным соглашением между республикой и Министерством финансов. У нас есть определенные рамки, и, как бы нам ни хотелось, мы не можем за них выйти. С одной стороны, сложно соблюсти эти рамки, с другой – это дисциплинирует регионы: это делается для того, чтобы не было вольного отношения к бюджету – как региональному, так и федеральному.

Третий момент в работе над бюджетом – взаимодействие между правительством республики и парламентом. Дискуссии проходят постоянно – и за закрытыми дверями, и в открытом режиме. Это тоже хорошо, так как дисциплинирует министерства и заставляет серьезно относиться к бюджету.

Могу с уверенностью сказать, что бюджет на 2018 год и плановый период на 2019-2020 годы сформирован рабочий, без отклонений от соглашений с Минфином РФ.

Последние инициативы президента, касающиеся поддержки семьи и детей, отражены в республиканском бюджете на будущий год?

- В большинстве своем все виды поддержки, о которых заявил президент, будут дотироваться из федерального бюджета. Министр финансов заявил, что средства в госбюджете предусмотрены.

На федеральном уровне бюджетная политика сегодня такова, что регионы должны самостоятельно искать источники дохода. В Ингушетии есть ли точки роста?

- Конечно, есть. Для ряда наших промышленных предприятий установлены налоговые каникулы. Это возможность для них «встать на крыло», наработать свой потенциал. Я думаю, года через три эти предприятия уже начнут приносить в бюджет серьезные доходы. А некоторые из них начали приносить доходы уже с первого дня.

Не только промышленность, есть рост инвестиций в республику. Это благодаря поддержке Агентства стратегических инициатив и других корпораций. Конечно, малое и среднее предпринимательство. Помощь, которая оказывается министерством экономического развития РФ, доходит до адресата и дает хороший эффект, даже больший эффект в части собственных доходов республики, чем от крупных предприятий.

Мы растем по собственным доходам. По итогам года мы ожидаем рост 108 %. У нас много крупных проектов, в том числе в агропромышленном секторе. Хорошее поступление налогов дает ряд предприятий: сад-гигант «Ингушетия», тепличные хозяйства, предприятия молочного и мясного комплекса. Плюс туристическая отрасль, которая привлекательна для инвесторов. За счет туризма мы планируем серьезно повысить долю собственных доходов.

Между тем Счетная палата назвала Ингушетию в числе трех регионов, где допущен наиболее заметный рост государственного долга. С чем это связано, и как планируете исправлять ситуацию?

- Ингушетия серьезно отличается от других субъектов Российской Федерации. Мы серьезно отстаем по доступности социальных объектов. Если другим регионам нужно построить 10-15 садиков или школ, нам надо – 50-70. Новые садики и школы – это новые рабочие места, новые штаты – специалистов тоже нужно подготовить. Кроме того, на содержание новых объектов нужны серьезные средства. Счетная палата и Минфин это учитывают. Они понимают, что мы вынуждены идти на бюджетный кредит.

Коммерческие кредиты у региона тоже есть?

- Нет, у нас нет коммерческих кредитов… Сегодня нам бы хотелось, чтобы федеральный центр понимал, что мы находимся в неравных с другими регионами условиях. Мы на 80 % отстаем по объектам культуры от субъектов Северо-Кавказского округа, на 40 % – по объектам образования, по спортивным объектам – на 60 %. В Ингушетии вообще не было социальной базы в советское время, поэтому нам нужно нагонять и нагонять, оттого, повторюсь, и рост долга. Хотя мы за рамки обязательств не вышли – для нас была определена планка 70 %, и мы ее придерживаемся.

Планы по строительству соцобъектов в 2017 году выполнены?

- Все планы 2017 года у нас будут выполнены в срок. Мы завершаем строительство шести школ и трех дошкольных учреждений. Опять же, вопрос штатов, содержания этих учреждений. Если Минфин России не выделит средства на сбалансированность бюджета, а предложит взять бюджетный кредит, мы опять будем расти по бюджетному кредиту. Критерием оценки состояния дел в Ингушетии не должен являться рост бюджетного кредита. Если бы мы брали деньги на какие-то другие цели – это другой вопрос. Когда мы выровняемся по обеспеченности и доступности социальных объектов с другими регионами, тогда можно будет нас оценивать на равных с ними.

Сколько новых социальных объектов планируется построить в следующем году?

- Надо понимать, что нам, чтобы построить необходимое количество дошкольных учреждений и обеспечить детей с 3 до 7 лет местами в садиках, нужно порядка 20 млрд рублей. Это невыполнимо сегодня. В этой части мы не выполнили майские указы президента.

А сейчас еще и ясли предстоит строить…

- Да, сейчас еще и ясли. Но даже если бы мы нашли такие деньги, проблема другая – у нас нет кадров. Мы разработали свою региональную программу до 2025 года для привлечения кадров в республику и параллельно строим детские учреждения. Сегодня и в администрации президента, и в правительстве относятся к нам с пониманием.

А ребята, которые уезжают учиться, получать профессию в другие регионы, возвращаются в Ингушетию?

- Возвращаются. Особенно те, кто получает педагогическое образование, так как знают, что в республике есть нехватка педагогов, и работой они будут обеспечены. Ребята понимают, что они смогут здесь найти себя. Возвращаются и на промышленные предприятия. Мы находимся в десятке регионов страны, где молодежь чаще возвращается на свою малую родину.

Это важно, ведь, привыкнув к огням Москвы или других крупных городов, не всякий решается вернуться домой.

- Знаете, а большинство из тех, кто остается в регионах, где учился, не работают по профессии. Они находят работу совсем в другой сфере. Многие в ходе учебы понимают, что работать по специальности не будут.

Вернемся все-таки к бюджету и экономике Ингушетии. Каковы задачи ставите в сфере налоговой политики?

- Рост собственных доходов, обязательно рост. Сегодня для этого есть возможности. Не нарушая правила игры с инвесторами, с предпринимателями, мы можем и должны обеспечить рост собственных доходов республики. Другой политики нет.

Вы упомянули об инвестициях в АПК, промышленность. Это основные отрасли экономики республики?

- Агропромышленный сектор для республики бюджетообразующий. Но мы хотим делать упор на туристическую отрасль, да и промышленный сектор хорошо набирает обороты. Года через три, думаю, мы увидим равное соотношение доли агропромышленного комплекса и промышленности в структуре экономики Ингушетии – по объемам производимой продукции, по поступлениям доходов, по количеству рабочих мест. Пока агропромышленный сектор является ведущим.

В каких сферах предприятия Ингушетии активно включились в процесс импортозамещения?

- По многим направлениям мы неплохо развиваемся. Например, по фруктам мы себя полностью обеспечиваем и поставляем в другие регионы. По овощам – в этом году ввели первые четыре гектара тепличного хозяйства. В следующем году вводим еще 10 га. Плюс частные подворья. В 2019 году мы планируем выйти на 100-процентное обеспечение республики своими овощами. По мясу и молоку тоже идет хороший рост. Строится мясокомплекс по производству говядины, собственным молоком мы обеспечиваем все дошкольные учреждения и школы, выходим на обеспечение больничных учреждений. И отмечу, что молоко и молочные изделия у нас качественные: мы полностью ушли от сухого молока.

Наш завод по производству радиаторов отопления имеет долю 7% на рынке в стране, а через год она будет увеличена до 20%. Сегодня наши батареи конкурентоспособны. Они чуть дешевле европейских, но чуть дороже китайских. Качество их отличное. Мне приятно видеть на самых разных объектах республики батареи нашего производства. Предприятие по производству полимерных труб имеет договоры на 5 лет вперед. Поставки идут в ЖКХ, в нефтегазовый сектор. Набирает обороты швейное производство.

Судя по вашим словам, санкции, введенные против России Западом, дали совсем другой эффект, нежели предполагалось: они способствовали росту производства и экономики, во всяком случае, в Ингушетии?

- Санкции способствовали росту экономики по всей стране. Самое главное, они встряхнули нашу страну. Тем, кто ввел санкции, надо еще медаль дать за то, что нас встряхнули и дали понять, что мы сами должны заниматься производством. Посмотрите: Польша – небольшая страна, а 80% яблок поступало оттуда, Турция – то же самое, а большой объем овощей эта страна поставляла в Россию. Все это мы можем производить сами. Наш сад-гигант «Ингушетия» чего стоит: какие яблоки, какие сорта! Мы начали сами заниматься производством фруктов, и у нас уже есть товарные яблоки сорта «Магас», у нас есть еще семь видов яблок, которые будут нашим брендом.

А у ваших производителей не возникает трений с торговыми сетями? Многие жалуются, что попасть на прилавки крупных магазинов очень непросто.

- На этот счет было выездное совещание. Премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев посещал наш сад-гигант. После этого вице-премьер Аркадий Дворкович проводил совещание с представителями торговых сетей. Это двустороннее движение: можно давить на сетевиков, чтобы они дороже брали продукцию у производителей, но и сети нужно понимать – там тоже много проблем. У наших производителей нет проблем с сетями, у них контракты есть. Но даже если бы не было сетевиков, наши яблоки все равно раскупались бы, потому что это вкусный и экологически чистый продукт.

Для развития любого бизнеса важны комфортные, взаимовыгодные условия. Созданы ли такие условия в Ингушетии?

- В части развития бизнеса года четыре назад наша нормативно-правовая база была признана самой совершенной в России. В республике многое делается для развития бизнеса: есть налоговые льготы, создан институт уполномоченного по правам предпринимателей. Создано много механизмов, которые позволяют инвестору чувствовать себя свободно и спокойно. Кроме того, заниматься повышением инвестиционной привлекательности стимулирует рейтинг Агентства стратегических инициатив.

Рейтинги действительно имеют такое серьезное значение для вас?

- Они оказывают существенное влияние на работу, да. Во-первых, амбиции самих глав регионов: нас постоянно сравнивают, и это дает свои результаты.

Для вас важнее быть лидером среди регионов Северного Кавказа или занимать достойное место в России?

- Мы понимаем, что с учетом многих факторов мы не можем стать лидерами. Но мы бываем в числе первых по темпам роста экономики, по качеству продукции, по тепличному производству, по производству полимерных труб мы вполне можем быть первыми. То есть все зависит от конкретного направления. Самое главное – мы можем конкурировать с крупными регионами по производству, по качеству, по объемам продукции.

Насколько Ингушетия интересна иностранному инвестору?

- Интерес к Ингушетии у иностранного бизнеса есть. Республика привлекательна тем, что это экологически чистый регион, регион с большими возможностями. Ингушетия находится в центре Кавказа. Конечно, инвестору удобнее вкладывать деньги в Москву – там логистика лучше. Но среди регионов Северного Кавказа географическое положение Ингушетии самое выгодное: расстояние от нас до Дагестана (до Махачкалы) или до Ставрополя одинаковое, до Чечни – плюс сто километров. Логистика хорошая, а для перевозки грузов это важно.

Уже сегодня у нас работают иностранные инвесторы. Тепличное хозяйство создано совместно с бизнесом из Турции, производство индюшатины налажено совместно с израильской компанией, итальянские инвесторы участвовали в создании сада-гиганта «Ингушетия». Надеемся, что, поскольку в Ингушетии превалирует мусульманское население, к нам зайдут арабские инвесторы, чтобы создавать площадки для поставки товаров в свои государства.

А с соседними регионами кооперация налажена?

- Сегодня есть твердая политика полпреда: наладить интеграцию производимой продукции и рабочей силы. Хорошую работу здесь ведет министерство по делам Северного Кавказа. Вместе с Северо-Кавказским федеральным университетом министерство предложило не просто учить детей, а учить по профессиям, которые необходимы экономике региона, с учетом федеральных долгосрочных программ, действующих в рамках стратегии развития округа. Конечно, министерство настаивает на том, чтобы производства в регионах были уникальны, единичны, что позволит предприятиям интегрироваться в экономику соседних субъектов. Например, завод полимерных труб: зачем их строить во всех кавказских регионах? Заказы из всех соседних субъектов приходят к нам.

Каковы перспективы развития туристического комплекса, в том числе горнолыжного курорта «Армхи»?

- Мы рассчитывали на федеральную поддержку, но пока «Курорты Северного Кавказа» не особо хотят видеть Ингушетию в этом проекте. Мы пытаемся искать инвесторов со стороны, в том числе среди арабских государств. Своими силами мы тоже много сделали: у нас отмечается прирост туристов. Если бы у нас была поддержка со стороны «Курортов Северного Кавказа», мы, конечно, были бы более уверены в перспективах. Но независимо от этого мы развиваемся.

У нас действительно есть горнолыжная трасса, бассейны (закрытые и открытые), около 40 различных маршрутов, проводятся событийные мероприятия, развивается семейный гостиничный бизнес: в одной семье в течение года проходит до 100 туристов. Самое главное наше достояние, которое оставили наши предки, – великолепный чистый воздух, горы, башенные комплексы, красоты, которым может позавидовать любой.

Как глава республики вы удовлетворены работой своей команды в 2017 году?

- Да, я доволен работой команды. Были недостатки, были кадровые решения, но в стратегическом плане мы задачу выполнили. Мы завершили реализацию программы по вынужденным переселенцам (оползневая зона) – это более 2 тысяч квартир, почти 20 тысяч жителей, которые получили новое жилье, а плюс к этому дороги, больницы, школы, садики. До конца года есть и другие проекты, которые мы завешаем. Самое главное – мы сохранили стабильность и статус самого безопасного региона в округе, а также статус передового региона по темпам роста производства.

Есть ли уверенность, что и в следующем году удастся сохранить стабильность, тем более что действующий президент Владимир Путин заявил о своем участии в выборах?

- Все ждали выдвижения Владимира Владимировича. Хотя сомнений ни у кого никогда не было, кто должен стать президентом, все выдохнули. Работа всех глав регионов была выстроена под конкретного кандидата в президенты. Конечно, следующий год будет сложным: нужно усиленно работать до выборов. Мы должны максимально эффективно отработать февраль-март для того, чтобы создать праздничную атмосферу на выборах президента страны, чтобы явка была, чтобы люди шли голосовать от души за президента. Но самое сложное будет после – нам всем нужно оправдать доверие населения.

Фото: kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.