Top.Mail.Ru
Общество
Тюменская область
0

«Главная проблема тюменского ЖКХ – неактивные и невнимательные жильцы»

Тюменский юрисконсульт «Центра защиты прав потребителей жилищных услуг» Павел Михайлов в своей общественной работе постоянно сталкивается с жалобами на управляющие компании. «У меня тут целая папка проблем, – сразу заявил корреспонденту «ФедералПресс» Павел Михайлов. По словам юриста, большое количество обращений тюменцев связано с нарушениями прав потребителей в сфере ЖКХ. Несмотря на это Михайлов уверен: закон – на стороне жильцов, надо лишь как следует его применять.

С какой самой распространенной проблемой вы сталкиваетесь?

– Главная проблема – управляющие компании самовольно поднимают тарифы на жилищные услуги. Цены на коммунальные услуги – ладно, их формируют власти. А удорожанием жилищных люди недовольны: на каком основании? Иногда это происходит обоснованно, а иногда УК обходят закон. В соответствии с законодательством, в первом квартале управляющие компании отчитывается и предлагает тарифы, собственники обязаны во втором квартале провести общее собрание и рассмотреть предложение. Компания может размещать предложение на сайте, но часто люди этого не видят. Формально УК выполняют требования, но я считаю, это нарушение – информацию до собственников они не доводят. Думаете, все интернетом пользуются?

Как, по-вашему мнению, управляющая компания должна доносить эти сведения до людей?

– Я считаю, что в договор управления должна быть включена обязанность доносить эту информацию на бумаге, объявлением на информационном стенде или листовками в почтовые ящики. Если на общем собрании собственники решат, они смогут обязать компанию это делать. И я считаю, это надо включать в договор. Не только в новый: по закону, собственники могут в любой момент его изменить.

Мы хотим, чтобы люди все видели. Потому что они имеют право не согласиться с этими тарифами. И на общем собрании утвердить свои. К нам приходили люди, которые так в итоге и сделали: отказались от некоторых услуг и платят меньше.

Нарушения происходят постоянно. Возьмите любую квитанцию, зайдите на сайт компании, раскройте строчки. Понятно, что минимальную информацию они указывают. Но всей картины люди не видят. У некоторых заварен мусоропровод – а берут деньги за его обслуживание. У некоторых нет лифта – берут за лифт. Иногда лифт даже проектом не предусмотрен.

Был случай, когда люди заплатили примерно 120 тысяч за год обслуживания детской площадки, которая к их территории даже не относится. А потом они узнали, что на эту площадку собирали деньги и с соседнего дома.

Я замечал, что даже на сайтах у некоторых УК выложена неактуальная информация. Насколько часто такое встречается?

– Очень часто. Договоры управления 2006 года, который автоматически пролонгировался, и его не переделывали. Протоколов никаких не приводят. Собственники иногда их запрашивают – либо их даже в УК нет, либо просто не выдают. Это тоже нарушение, и грубое. Есть ощущение, что жилищная инспекция не выполняет своих обязанностей по контролю.

Еще одна проблема – некорректное отражение начислений в квитанциях. Например, включают в общую площадь квартиры балконы и лоджии. Это незаконно. Естественно, это делается, чтобы взять большую плату. При жалобах ссылаются на технические ошибки. Но чтобы эту ошибку исправить, человеку надо столько всего сделать, потратить столько нервов!

Опять же, о жилищной инспекции: человек пишет жалобу, как положено, в УК, она не реагирует. Тогда он пишет в инспекцию. Но она не решает проблему, идут одни отписки. Основной их акцент: вы можете обратиться в суд. Но зачем тогда эти органы?

Насколько часто те, кто доходят до суда, выигрывают?

– По делам, о которых знаю я, примерно 80 на 20 в пользу жильцов. По поддельным протоколам, например, выигрывают всегда. С привлечением грамотного юриста выиграть дело несложно. Хотя у нас выигрывают и без них, сами ходят. Эти люди мне показывали судебные решения в их пользу, а не в пользу УК, где сидят юристы, которые заняты в жилищной сфере.

С какими еще обращениями к вам приходят тюменцы?

– Много вопросов по индивидуальным приборам учета. Ко мне на консультацию приходила женщина, которая живет в доме коридорного типа. В комнатах нет труб с холодной и горячей водой, они не предусмотрены проектом. Как им установить счетчик? Его не было, поэтому женщине приходилось платить по самому высокому тарифу. Устанавливают счетчики на общей кухне – воруют сразу. Люди предполагают, что их срезают по наводке управляющей компании. Ей ведь это невыгодно.

Есть такие жильцы – говорить грамотно не могут, не то, что бумагу составить. Конечно, на них наживаются. Человек приходил ко мне – 20 тысяч сверху начислили с учетом коэффициента. Написали с ним жалобу в жилищную инспекцию, ждем ответа. Если не дождемся пересчета, придется в суд идти.

Еще одна проблема – незаконные пристройки к дому и незаконное использование общего имущества: колясочных, подвалов. По пристройкам жители дома часто не могут добиться правоустанавливающих документов. По общему имуществу: только жильцы могут принимать решение, кто будет его использовать, как, за какую плату, куда направлять деньги. А на деле выходит так, что зарабатывает на этом УК. Она заключает договор с фирмой, и деньги идут ей. Вообще, управляющая компания обязана изрядную часть зачислять на счет дома, за их счет понижать оплату на текущий ремонт, на содержание дома и территории. Но она, конечно, этого не делает.

Понятно, что проблем много. Как бороться со всем этим?

– Нужен активный и грамотный совет многоквартирного дома. Есть дома, где его вообще нет, и таких много. А есть советы, полностью аффилированные управляющей компанией, которые не работают в интересах жильцов. Если бы совет не допускал нарушений, было бы замечательно. Закон все хорошо регламентирует. Еще бы научить людей его применять! Но мало кто согласится на такую неблагодарную работу, даже если люди скинутся на гонорар.

А есть такие дома, где наняли своих же соседей?

– Есть. Например, на Широтной дом. Договорились, что соседке-пенсионерке будут платить 90 копеек с квадратного метра за работу председателем совета дома. Причем это официально, строка даже есть в платежках.

Тщательный контроль очень важен. УК – это коммерческие структуры. Их цель – заработать деньги. Если он где-то видит возможность извлечь прибыль, он свое возьмет. И это происходит даже в домах, где реально работают советы. А в других жильцы и не знают ни о чем. Вам нарисуют сегодня пять тысяч, завтра шесть. И все нормально.

Мы разработали программу «Совет многоквартирного дома – рачительный хозяин», даем бесплатные консультации. Хотим научить проводить собрания, чтобы УК не смогла оспорить протоколы. Ведь как делают: собственники провели собрание, приносят протокол, управляющая компания расписывает, что они нарушили то и то, кворума нет, и возвращает протокол. Извините меня, ваша обязанность – принять его! Если вы несогласны, можете оспорить его в суде.

Как я понимаю, вся загвоздка в активности и внимательности самих людей? А необходимые юридические механизмы есть?

– Совершенно верно, главная проблема – жильцы неактивны. А механизмы есть, надо просто знать, как их использовать. Найти хотя бы трех инициативных и ответственных человек, которые будут отстаивать интересы дома, заинтересовать гонораром, льготами. Дать председателю печать, чтобы он чувствовал себя значимым.

Законодательная база у нас достаточная, все прописано, с этим проблем нет. Они есть с тем, что УК не исполняют свои обязанности должным образом. А это решается грамотным проведением общих собраний. Собрались, направили в несколько компаний запросы, выбрали подходящую, заключили правильный договор – им будет некуда деваться, потому что в случае чего жильцы подадут в суд и выиграют дело.

Любой дом приносит прибыль, кто бы что ни говорил. Мол, это общежитие убыточное, я за него не возьмусь или от него откажусь – это не так. Они держатся за каждый дом. Если говорят, как им надоели инициативные жильцы, пугают расторжением договора – это блеф. Когда они видят, что дом действительно от них уходит, принимают условия жильцов. Вот тогда надо заключать грамотный договор. А когда он будет соответствовать, останется контролировать его исполнение.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.