Top.Mail.Ru
Политика
Россия
15

«После выборов придется затянуть пояса и не покупать очередной Mercedes, но поддерживать президента»

Что ожидает страну после президентских выборов, какие изменения могут произойти в ближайшие два года и почему санкции не будут отменены? Об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал президент Центра прикладной социологии и политологии, член экспертного Совета при правительстве России Геннадий Подлесный:

Какой прогноз вы делаете на президентских выборах?

– Я не сомневаюсь, что Владимир Путин одержит победу в первом туре и никакого второго тура не будет. Самый дискуссионный вопрос сейчас: сколько он наберет? Для меня, как социолога и политолога в этой избирательной кампании есть не очень приятные тенденции. Кампания ведется скрыто, поэтому сложно прогнозировать результат в количестве процентов. Если предположить, что на втором этапе агитации мы услышим от первых лиц внятные, понятные и новые идеи и увидим, что есть альтернатива сложившейся системе управления, то историческое развитие страны пойдет по совершенно другому пути. Но скорее всего, политика государства будет идти в том же русле, что и сейчас. Понятно, что обязательно будут точечные замены в высших эшелонах власти. Естественно, будет усилена борьба с коррупцией и предприняты очередные попытки пытаться вернуть капиталы в Россию. Но вряд ли работа правительства, администрации президента и губернаторского корпуса будет кардинально меняться.

Что в этом случае ждет Россию?

– Нас ждет период условной стабилизации.

Если допустить, что кардинальных перемен ждать не стоит, какие изменения могут произойти в стране в 2018–2019 годах?

– В экономике будет продолжена реализация идеи опоры на собственные силы. Введенные против России санкции отменять не будут, или же будут отменяться частично, но тут же вводиться новые. Европа сейчас стала заложником ситуации. С одной стороны, экономические санкции им выгодно отменить, но политически руководство ЕС персонально и экономически зависит от США.

Мы вынуждены будем переходить на другой режим экономики. Можно предположить, что начнется более активный процесс огосударствления бизнеса. Крупный бизнес будет поглощает средний и мелкий, его подминать под себя станут госкорпорации. Второе, что будет делать государство вытекает из первого – через систему рычагов влияния увеличивать свою долю во всех крупных промышленных и торговых структурах. На это нет однозначного ответа – плохо это или хорошо? С одной стороны, плановая экономика позволила нам построить ДнепроГЭС, выиграть Великую Отечественную войну и восстановить хозяйство. Но при этом следует понимать, излишняя централизация в экономике ведет к ее деградации.

И все-таки, в ближайшие два–три года мы будем наблюдать попытки государства «вернуться в экономику». С одной стороны, президент станет требовать увеличения социальных расходов и финансирования ВПК, с другой – либеральная часть нового правительства, под председательством Дмитрия Медведева, продолжит попытки перекладывать «тяготы и лишения» федерального бюджета на всех граждан, не имеющих «миллиарда в заначке». Бюджет необходимо наполнять, в первую очередь, за счет налогов, и самый быстрый вариант это сделать, если подходить с точки зрения экономической науки – ввести прогрессивную шкалу налогов. Но политика диктует экономике свои правила игры, поэтому мы можем получить усиление налогового бремени как раз на средний и мелкий бизнес. Конечно, это вызовет недовольство у очень большой части населения, которое будет гаситься усилиями силового блока. Для «смягчения» обстановки президент, скорее всего, параллельно, инициирует программы адресной социальной помощи: инвалидам, матерям одиночкам и другим мало защищённым категориям граждан.

Вы полностью исключаете отмену западных санкций в среднесрочной перспективе?

– Экономически не выгодная, никому кроме США, политика санкций будет продолжаться. Лишь одна страна в мире – Россия, по определенным позициям, может противостоять Америке, отсюда эта маниакальная санкционная политика руководства США. Кстати, санкции против России имеют «двойное дно», это удар и по экономике стран Евросоюза! При нынешнем президенте США Дональде Трампе, который являясь профессиональным менеджером и экономистом, воспринимает политику через экономику – санкции не будут отменены. Ведь если Россию «не давить», то при таком президенте как В. Путин, наша страна через несколько лет может серьезно потеснить США на международном экономическом рынке. Поэтому персональные, отраслевые, секторальные санкции будут продолжать действовать еще много лет.

Судя по всему, главная идеологема нового президентского срока В. Путина будет заключаться в сплочении россиян вокруг вновь избранного лидера, объяснения народу, что Россия находится в кольце врагов, отсюда необходимость большинству граждан «затянуть пояса», а некоторым россиянам – не покупать очередной Mercedes.

В чем-то это будет повтор нашего исторического опыта: нынешнему поколению жить придется тяжело, зато следующее поколение станет жить в условиях развитого капитализма…

Будет ли продолжаться внутриэлитная борьба в ситуации, когда «Россия в кольце врагов»?

– В условиях, когда от государственного пирога можно будет откусить все меньше и меньше, внутриэлитная борьба безусловно продолжится. Если раньше многие элитарии («успешные ТОП менеджеры») могли взять «длинный кредит» на Западе по 3–3,5 %, то уже сейчас они этого лишены. Отсюда – поиски «длинных рублей» исключительно в внутри государства. Однако, бюджет не резиновый, заметьте, это не я сказал (отсылка к заявлению Путина – прим. ред.). Соответственно мы получим результат, когда очень много уважаемых людей придут к еще более уважаемым людям и скажут: «Банковская система – это кровеносная система экономики, мы должны получить государственную поддержку, если вы ее нам не дадите, мы оставим предприятия без денег и возмущенный народ придет к вам за деньгами с вилами».

Естественно, они получат деньги, и часть средств через офшоры, как это бывало не раз, тут же выведут за рубеж. Тем не менее народ за вилы не возьмется и штурмовать элитные вилы не станет! Есть небольшая надежда на конкуренцию…денег, точнее капиталов. Условный Запад лет 20 назад принимал российские капиталы для своих банков и предприятий, не задумываясь и не проверяя их «на чистоту». Сейчас нашим огромным деньгам на Западе уже не рады, причины для этого есть и экономические и политические, и правительства «стран партнеров», реагируя на запросы своих элит, начинают «зачистку» российских капиталов. Если американцы грозят «заморозкой» подозрительных активов, то в Великобритании, к примеру, такие активы собираются изымать в пользу королевства.

Давление элит на руководство страны будет продолжено?

– Конечно! Это неизбежно, сужение возможностей экспансии капиталов и получения «легких» заемных средств непременно скажется на конкуренции за доступ в «близкий круг» Путина и получение министерских портфелей, постов топ менеджеров госкорпораций, директоров банков. Так как у нас вся вертикаль власти «заточена» под президента, то ему и придется «держать удар». В нынешней президентской кампании особенно активно оппозиция использует для давления на пропрезидентские структуры прикладную социологию, если быть точными – псевдо социологию. Выдумываются немыслимые рейтинги для оппозиционных лидеров, пытаются пугать команду В. Путина «массовыми протестами» и т.п. Отсюда следует, что после выборов псевдо социология будет и дальше востребована как один из методов давления на руководство страны.

Это будет дестабилизировать ситуацию в регионах?

– Естественно, любой дестабилизирующий процесс в федеральном центре бумерангом бьет по регионам. Главное, готовы ли будут руководители регионов к такому продолжению избирательной кампании?

Борьба за бизнес и власть в регионах будет тоже продолжена?

– В большинстве случаев – да. Но если мы говорим о Краснодарском крае, здесь благодатная земля, и при правильной экономической и административной политике в крае все эти процессы могут быть сглажены за счет привлечения внутри российских инвестиций, развития курортной сферы.

Кстати, есть мнение, что так называемая «московская диаспора» кубанцев давит на руководство края. Тому пример последние выборы в Законодательное собрание, которые показывают, что старые элиты продолжают свою борьбу. Вы с этим согласны?

– На мой взгляд, говорить о «кровожадной борьбе» в крае не совсем корректно. У нас сферы влияния давно поделены и устоялись. Как исключение – выход Сергея Галицкого из «большой игры». Это, конечно, крайне неприятное событие для региона. Всем серьезным игрокам, кто занимается в аграрном, или торговом бизнесе придется заново выстаивать взаимодействие и делить территорию. Еще более печально для кубанцев то, что С. Галицкий один из многих миллиардеров, зарегистрированных в Краснодарском крае, будет вынужден сократить, а то и полностью свернуть свои социальные программы.

Очередное потрясение и бизнес сферы и реализации социальных программ уход Олега Дерипаска с двух руководящих постов в структурах своего бизнеса. Это косвенно подтверждает возможность повторения им «хода С. Галицкого».

В регионе, как и во всей стране, назревает «дележ пирога» – передела зон экономического влияния. Это будет весьма болезненный процесс и смягчить его негативные последствия может еще один важный игрок – администрация Краснодарского края. Кроме решения экономических задач перед ней всегда стоит одна из главнейших задач – поддержание стабильной социально-политической обстановки в крае. Можно сделать предположение, что краевой администрации придется стать арбитром во всех внутренних спорах «хозяйствующих субъектов».

Вы говорили о России как об оборонительной крепости, какое место в ней занимает Краснодарский край?

– Кубань и в прямом, и в переносном смысле – форпост России: с одной стороны, у нас «за морем» Турция, с другой – Абхазия, Грузия, Украина. В Черное море имеют доступ корабли НАТО, и мы – не область, а именно край! Это накладывает большую ответственность на руководство края, которое должно, что кроме решения повседневных задач учитывать и геополитический фактор.

На ваш взгляд, будут ли активизироваться наши «партнеры» после выборов и будут ли усилены меры безопасности со стороны государства?

– Если анализировать прошлое, мы видим, что Владимир Путин после объявления «санкционной войны» делает все, для того, чтобы укрепить обороноспособность государства, ВПК и кадровый военный потенциал. Учитывая этот опыт, можно прогнозировать, что Краснодарский край будет находится в русле первостепенного внимания президента и его ближайшего окружения. У нас будет делаться все, для усиления границы, потенциала войск Южного военного округа. Поскольку войска не все летают, а многие движутся по земле – будет улучшаться дорожная инфраструктура: дороги, развязки мосты. Край будет привлекать и внимание наших зарубежных «партнеров», которые однозначно, усилят сбор разведданных с территории края, возможно организуют через своих украинских сателлитов провокации в приграничной зоне. Отсюда вывод – силовой блок у нас в крае будет наращиваться и укрепляться.

В заключение, можете отметить тенденции, которые в пост-выборный период намечаются в Южном федеральном округе?

– Основная тенденция – усиление контроля за социально-экономической обстановкой пограничных регионов. Юг способен поджечь любой костер: национальный, социальный, политический. Значит, внимание правительства к ЮФО будет усилено, в том числе и кадрами в аппарате полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. Роль Полпредств, которая на каком-то этапе развития российской государственности, казалось уже избыточной, в наших условиях доказывает их эффективность и необходимость.

Сюжет по этой теме
18 мая 2017, 10:30

Выборы президента России

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.