В Екатеринбурге побывал «старший оперуполномоченный Гоблин». Перед тем как презентовать поклонникам свою новую книгу Дмитрий Пучков встретился с корреспондентом «ФедералПресс». Писатель, переводчик и разработчик компьютерных игр рассказал, зачем сняли «Матильду», почему Собчак – это не смешно и жилось ли в Советском Союзе лучше, чем сейчас. Также в интервью «ФедералПресс» читатель найдет много рекомендаций к фильмам. Приятного чтения, а затем – просмотра.
О компьютерных играх
Сейчас игры для вас тестирует специально нанятый человек. Но ранее вы рассказывали, что когда работали в милиции по графику сутки через трое, 24 часа трудились и трое суток играли в компьютерные игры. Не скучаете по тем временем?
– Скучаю, но надо деньги зарабатывать. Игры играми, но там нет столько денег, сколько надо. Поэтому занимаюсь другими делами в силу жизненных обстоятельств.
Многие медики называют увлечение компьютерными играми серьезной болезнью игроманией и зависимостью. Как считаете, можно ли так сказать? Где та грань, когда игра начинает руководить временем человека, а не человек игрой?
– Многие врачи не обращают внимания на массовую книжную зависимость: когда граждане вместо того, чтобы жить нормальной жизнью читают какие-то непонятные книжки, заменяя реальные эмоции и натуральную жизнь какими-то неясными книжками, написанными неизвестно кем известно для чего (чтобы только от жизни отвлекать).
В игрушки играют только тогда, когда есть масса свободного времени. Когда вы идете в кино, вы покупаете билет, садитесь и два часа свободного времени смотрите. А в игрушку надо играть 50 часов, чтобы до конца дойти, а лучше 70. У кого столько времени есть? Только у детей и отчасти у студентов. Но уже на старших курсах играть невозможно, а когда закончил: жена, дети, работа, – все, «до свидания».
Зависимость возникает, естественно. Это как с алкоголем: он продается практически во всех магазинах и почти все мы его употребляем. Но некоторые становятся алкоголиками. Здесь родителям бы присмотреться: ребенку, наверное, надо как-то ограничить время, которое он играет в игру. Нельзя же до безумия это все доводить. А если родитель, купив компьютер, пихает его, лишь бы заткнулся, чтоб не видно и не слышно его было (ребенка – прим. ред.), то каких результатов вы от этого ждете? Не в детях причина. Это взрослые не досматривают.
О кино
Какой последний фильм вы перевели?
– Последний хороший называется «Война против всех». Есть такие два брата режиссера по фамилии Макдонах. Один вот снял «Три билборда», а другой - «Войну против всех». Они оба толковые театральные режиссеры, и фильмы у них получаются замечательные. Последний фильм, который перевел, называется «Вышибала 2» – комедия про хоккеистов.
В чем задача хорошего переводчика?
– Задача переводчика не изобретение чего-то своего, а донесение смыла, который вложил автор оригинала. Это сопряжено с рядом технологических, литературных и языковых трудностей, получается далеко не у всех. У меня получается хорошо.
Что такое хороший фильм?
– Это интересная история, замечательно рассказанная, показанная. Мало, конечно, их. Выпустят какую-нибудь «Формулу воды». Можно только привязанному смотреть. А вот «Три билборда», – замечательный, хороший фильм.
Последнее время часто говорят о развитии российского кинематографа. В пример приводят картины «Движение вверх», «Время первых», «28 панфиловцев»... Как вы считаете, российское кино, действительно, становится конкурентоспособным?
– Есть масса граждан, которые не любят зарубежных исполнителей. Если вы возьмете Стаса Михайлова и сравните с какой-нибудь Бейонсе, внезапно и с ужасом осознаете, что Стас Михайлов на сто голов выше. Если вы полезете еще глубже, в какие-нибудь блатные песни, то вы мгновенно поймете, что эти песни в сто раз популярнее, чем всякое МТV. Спрос на «свое», отечественное есть и он большой. В кино то же самое.
Это как с футболом: все постоянно смотрят на наших футболистов и ждут, когда же они, сволочи, победят, а они даже по мячу попасть не могут паразиты. Все разочаровываются. Но на футбол все равно ходят. Также в кино: ходят и ждут, когда снимут какой-нибудь шедевр.
«Движение вверх» – шедевр?
– «Движение вверх» – последний нащупанный шедевр. Фильм про победу советских баскетболистов. Он состоит из двух кусков. Один – где сплошная антисоветчина и чушь собачья. Кто построил спорт школы, кто организовал отбор детей, кто их научил играть, послал сборную и одержал победу, – это никому неинтересно. Все изображается, как дурацкое противостояние жуткой тоталитарной системе, что на самом деле ложь.
Но второй кусок – это отлично снятый баскетбольный матч, в котором мы всех победили. Это основная часть фильма и финал. Люди всегда запоминают, что было последним. Еще Мюллер Штирлицу объяснял. Все пошли, и фильм собрал около 1,5 миллиардов – для нас нереальные абсолютно цифры. До этого был очень успешный фильм «Легенда № 17», на спине которого построили это «Движение вверх».
Следом вышел еще фильм «Лед». Просто хороший фильм. Сейчас Данила Козловский снял «Тренер», здесь чемпионат мира по футболу, все опять побегут. Нащупали такую спортивную тему, которая народу интересна и которая приносит деньги. Будут ли смотреть это дальше, посмотрим.
Что можете сказать о российских фильмах не на тему спорта: они конкурентоспособны?
– У нас есть другие шедевры – замечательные фильмы: такие, как «Викинг» или «Матильда», которую никто смотреть не хочет. На «Викинга» потратили миллиард, на «Матильду» – полтора миллиарда рублей. Первому для того, чтобы отбиться, надо собрать два миллиарда, после этого начнет появляться прибыль. А «Матильде» надо три миллиарда собрать.
Ни тот ни другой даже отбиться не могут. О каких успехах здесь можно говорить. Но страна родная продолжает все это финансировать и выпускать. Я состою в экспертном совете при министре культуры и там все это проверяю. Никого не пускаю, а «Матильды» все равно выходят.
Вы были против этого фильма?
– Про такие фильмы никого не спрашивают. Это политической важности картины, которые должны выйти к 7 ноября, чтобы никто не говорил про товарища Ленина и Октябрьскую революцию, а только обсуждали, спал Николай с Матильдой или не спал. Вот это нас больше всего должно тревожить.
Про СССР
Сейчас многие ностальгируют по Советскому Союзу. На ваш взгляд, то время было лучше, чем сейчас?
– Если людей в жизни заботит шмотье, жратва, машины, квартиры, то с тем, что было тогда сравнивать нельзя: там вообще ничего не было, дефицит был тотальный. Я, например, за всю жизнь ни одной интересующей меня книжки не купил в магазине, потому что они там не продавались: при тиражах в миллионы штук я их никогда не видел. Зато я мог пойти в библиотеку и взять почитать. Штаны? Нет штанов. Ботинки? Такие, что голым ходить по улице не будешь, но и модным не будешь никогда.
Если вам нравится, чтобы были ботинки, штаны и магнитофоны, это одно. А если вам нравится уверенность в завтрашнем дне, это совсем другое. Там жилось исключительно спокойно и никого ничего не парило. Никто ничего не боялся. Пятилетнего ребенка можно было посадить в самолет и отправить из Питера в Ташкент. Или посадить в паровоз и отправить в Новгород. Я что-то не слышал ни про каких педофилов, чтобы дети куда-то пропадали. А когда сейчас слушаю радио, слышу «как ребенок должен реагировать, если к нему подошел незнакомый человек». Вы вообще с ума сошли? То есть ребенок должен бояться каждого встречного?
Невозможно сравнивать: там было хорошо одно, а теперь хорошо другое. Большей части людей хорошо жилось там, а теперь хорошо живется другой части, которая гораздо меньше. Не у всех почему-то появились мерседесы, загородные дома, возможность отдыхать на Мальдивах. Но вы хотели капитализма? Вот вам, ешьте, не заляпайтесь.
Про политику
Какой вы видите политику России через десять лет? Будут ли в ней Грудинин и Собчак?
– Я ж не Ванга. Не знаю, какой будет политика России через десять лет: мы всю жизнь живем, как на краю вулкана. Думали, что Советский Союз вечен, а его больше нет. Раз и не стало. Что касается этих двух персонажей, они же специально придуманные. Вы когда - нибудь слышали про Грудинина вообще?
Он появился за три месяца до выборов, начал представлять какие-то левые силы, которые о нем никогда не слышали и не знали. КПРФ давай его продвигать вместо Зюганова, что тоже, мягко говоря, странно. И обратите внимание, выборы закончились, и где он?
Ксения Собчак – это вообще не смешно. Телеведущую из самой идиотской передачи в стране вытащить, назначить куда-то, всем рассказывать, какая она умная. Все, выборы закончились, никого не видно и не слышно. Зачем все это было то? Как цирк Шапито: вывели клоунов, покривлялись, всем же понятно, кто победит. Зачем вообще это устраиваете? Что были они, что не были, разницы никакой.
Почему вы не идете в политику?
– А что там делать? Мне кажется, что я сижу у себя на сайте и занимаюсь тем, что мне интересно. Я считаю, что это приносит какую-то пользу.
Фото: Евгений Поторочин