Первая волна внедрения закона 54-Ф3, затронувшая крупный и средний бизнес, завершилась 1 июля 2017 года. О первых результатах перехода на онлайн-кассы рассказала Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений АТОЛ:
По данным ФНС, к наступлению дня «Х» успели зарегистрировать более 860 тыс. онлайн-касс. Показатель довольно высокий, хотя до запланированных 1,1-1,2 миллионов и не дотягивал. Впрочем, уже в августе ситуацию удалось исправить – свыше 379 тыс. предпринимателей установили порядка 1,15 млн. единиц контрольно-кассовой техники. А к концу года их
количество выросло до 1,52 млн. Многие надеялись на то, что государство перенесет сроки перехода на онлайн-кассы, и тянули с ИТ-модернизацией до последнего, поэтому уложиться день в день не смогли.
С какими трудностями столкнулись предприниматели? Производители онлайн-касс?
Что касается «первой волны» перехода на онлайн-кассы, основная трудность заключалась в правильном выборе оборудования. К сожалению, не все предприниматели внимательно изучали закон и обращались за консультацией к специалистам. К тому же некоторые, как я говорила, затянули с внедрением касс или не рассчитали время и ИТ-модернизацией занимались уже впопыхах, стремясь избежать штрафов. В итоге кто-то приобретал неподходящие аппараты, кто-то недооценивал свой товарооборот и выбирал устройство с недостаточным функционалом, кто-то – и вовсе покупал решение без ключевых компонентов, например, фискального накопителя. Во «вторую волну» 54-ФЗ, когда к «кассовой эволюции» присоединился малый бизнес, возникла другая сложность – отсутствие у предпринимателей опыта кассовых рассчетов. Следовательно, многим пришлось осваивать новую технологию с нуля. Однако времени, отведенного законом на ее изучение и внедрение, объективно было достаточно. А теперь о трудностях, с которыми столкнулись производители касс. На первом этапе в реализации 54-ФЗ это был резкий скачок спроса незадолго до дня «икс». Возник дефицит касс и фискальных накопителей (ФН), чем воспользовались перекупщики, сразу «взвинтившие» на них цены. Ситуация осложнялась нехваткой технических специалистов, которые и так в авральном режиме помогали бизнесу внедрить новые технологии и устранить закономерные сбои на начальной стадии.
В 2018 году в разы увеличилось и число производителей кассового оборудования, и число их разработок. У малого бизнеса был достаточно большой выбор касс. Причем на «кассовый» рынок вышли непрофильные игроки – банки, операторы связи, предложившие интересные и бюджетные решения. Конкуренция между поставщиками касс обостряется с каждым днем, что способствует снижению цены их разработок.
Насколько предприниматели активны в вопросе перехода на онлайн-кассы?
Как я уже отмечала, первая волна 54-ФЗ прошла активнее, чем вторая. Подтверждение тому – и данные ФНС, и наши собственные наблюдения. В 2017 году мы провели около 100 бесплатных мероприятий для крупного и среднего регионального бизнеса. Их посетило свыше 13 500 человек. Мы раскрывали нюансы 54-ФЗ, рассказывали о том, как правильно подобрать онлайн-кассы и внедрить их в срок, на чем при этом можно сэкономить. Вовлеченность участников была максимальная. С малым бизнесом все было иначе. Предприниматели уже не так охотно посещали мероприятия, явка была совсем слабой. Одни не принимали законодательные изменения, потому что не были заинтересованы в раскрытии своего дохода государству. Другие не хотели тратиться на кассовую технику. Мы часто слышали: «Пока не оштрафуют, не буду покупать кассу». Третьи просто не знали, что со всеми этими чеками делать, потому что раньше с кассами не работали. Тем не менее процесс идет. По словам руководителя ФНС Михаила Мишустина, в конце июня число зарегистрированных касс приближалось к 2 млн. По нашей оценке, только за последние пять-семь дней этот показатель должен был вырасти еще на 150–200 тыс. устройств.