Top.Mail.Ru
Политика
Омская область
0

«В политических действиях Александра Буркова начисто отсутствует системность»

Омской области, как и другим пяти регионам в Сибирском федеральном округе, предстоят выборы губернатора. Коренное отличие от Кузбасса или Новосибирской области – в партийной принадлежности врио главы региона. Александр Бурков входит в «Справедливую Россию» и номинально считается оппозиционером. Однако особую любовь у электората и элит Бурков так и не смог заслужить – слишком неоднозначно воспринимается его деятельность. Подробнее об ошибках и достижениях врио главы региона и о тонкостях избирательной кампании рассказала политолог, доктор политических наук ОмГУ Инна Ветренко в интервью «ФедералПресс»:

«КПРФ предала своего избирателя»

В Омской области определились вероятные кандидаты на губернаторские выборы. 5 самовыдвиженцев и представитель системной оппозиции. Как вам, Инна Александровна, такая расстановка сил?

– Мы рискуем попасть в политическую историю России своей неконкурентной избирательной кампанией – настолько своеобразная и специфичная расстановка сил. Другие самовыдвиженцы, кроме Александра Буркова, – технические кандидаты. Все они слабы. Одна – депутат муниципального образования, другой – общественник 1947 года рождения. Еще двое – представители бизнеса, которых «попросили» участвовать. Особняком стоит депутат омского горсовета Алексей Ложкин от ЛДПР, на него и надежда в плане конкуренции.

Здесь, в Новосибирске, ожидалось, что омские коммунисты смогут выдвинуть своего кандидата, но они, судя по их съезду, предпочли поддержать Буркова. Почему?

– Это – проблема наших коммунистов, и она серьезная и системная. Внутри обкома последние полгода идут клановые войны и распри, молодое крыло против зрелого. Не знаю, что конкретно они делят, но у них постоянно скандалы, дрязги, наезды. Не пришли к консенсусу в плане выдвижения единого кандидата. Называли экс-депутата Госдумы Олега Денисенко и руководителя фракции КПРФ в областном заксобрании Андрея Алехина. Но с первым не получилось договориться, а против Алехина выступило молодое крыло. В итоге поддержка Буркова выглядит как предательство по отношению к своему электорату. При этом региональное руководство КПРФ думает, что избиратель поддержит партию на выборах в заксобрание и горсовет. Но электорат такое не простит.

Может, причина в другом, что коммунисты решили показать свою изначальную лояльность вероятному губернатору?

– Не в этом дело, а в их политической неспособности, отсутствии ресурсов, кадров и единства в партии. Только от политического бессилия сложилась эта ситуация.

Посмотрите, что и другие системные оппозиционные партии не выставили своих кандидатов. В «Единой России» понимают, что соперничать с Бурковым – неразумно и проигрыш подорвет их позиции. «Справедливая Россия» – понятно, это их фактический кандидат, хотя он дистанцируется и партийной принадлежности не касается даже в риторике.

При этом сам Бурков выглядит и говорит как типичный оппозиционер. Это отчасти связано с привычкой быть по другую сторону баррикад, и политика у него такая, в духе «Справедливой России» – социально-ориентированная. Коммунистов, кстати, он именно этим и подкупил: социальные гарантии для электората – это же предел мечтаний КПРФ.

«Бурков не прислушивается к другим мнениям»

К разговору про самого Александра Буркова. Его наиболее яркие действия на посту врио губернатора – метро, конкурсы на замещение должности министров, кадровая политика – как воспринимается местными элитами?

– В отношении элит Буркова не удалось найти концептуальной позиции и договориться: он латентно с ними в состоянии войны. Политико-экономические элиты под руководством депутата Госдумы Андрея Голушко, другие группы – это все открытые конфронтации. Это, возможно, скажется на кампании, потому что есть четкий негатив на действия врио губернатора. Пока же элиты не предпринимают конкретных действий. Депутаты Госдумы не используют свой мандат, а, скорее, помогают Буркову и стараются как-то решить. В горсовете и заксобрании есть те, кто подает сигналы, но они единичные и слабые.

Что касается его действий, то они выглядят нелогичными. Тот же конкурс по региональному министру природных ресурсов. Он был открытым, туда допустили всех, было освещение, но победу отдали Илье Лобову, который далек от данного ведомства, но ему был важен министерский портфель. Я не поверю, что он оказался самым конкурентоспособным. Потому что там были такие тяжеловесы с собственными программами, как решить эти проблемы, например, Сергей Костарев, но его побоялись пропускать. И этот диссонанс не добавляет очков Буркову.

Как оцениваете тандем Бурков – Фадина?

– Александру Леонидовичу был нужен свой ручной мэр, и вот мы имеем Оксану Фадину, которая совершенно несамостоятельна. Она как в министерстве экономики ничего толком не сделала, так и в городе продолжает подобную политику. И ладно бы продолжает, при ней рушится прежняя система руководства и люди массового уходят из мэрии. Взамен Фадиной приходится набирать чуть ли не с улицы.

Отсутствие выстроенной политики характерно не только для Фадиной, но и для другой ставленницы Буркова – я говорю о начальнике главного управления информационной политики Омской области Анастасии Гуливатенко. Она была хорошим специалистом на должности пресс-секретаря, но нынешняя позиция не ее. Информационной политики как не было, так и нет. Отдельные пиар-акции не создают системную политику. Понятно, что не так много времени прошло с ее назначения, но результаты по-прежнему отсутствуют.

Разве Бурков не мог предугадать, что последует за назначением Фадиной, и промахи в информационной политике?

– Конечно, он мог, если подошел бы более профессионально и выслушал бы мнения тех, кто работал с Фадиной в министерстве экономики и правительстве, но проблема в другом. Бурков принимает решения самостоятельно, не обращая внимания на сигналы и на мнения экспертов. Причем этот авторитаризм, по словам некоторых соратников, был заметен и ранее в партийных делах.

«Критика будет после 10 сентября»

Что за почти девять месяцев работы на посту врио губернатора можно занести Буркову в актив?

– Положительных дел крайне мало, но они все же есть. Во-первых, у нас впервые профицитный бюджет, в этом году придут 15 миллиардов рублей из Центра – это самый большой транш по сравнению с другими регионами. Во-вторых, Бурков возобновил программы по развитию малого и среднего бизнеса и принял законопроект о налоговых льготах на имущество организаций, и есть результаты в экономическом плане. Но при этом и много заявлений, которые его и топят.

Что вы имеете в виду?

– Например, он сразу не разобрался с метро и поспешил с заявлением о продолжении строительства. Только после того, как врио губернатора предоставили все расчеты, стало понятно, что метро в итоге ляжет тяжким бременем на бюджеты города и области. Хорошо, Бурков открещивается от метро, но следом идет другое заявление о налогах от нефтезавода. Этого не смогли сделать ни Полежаев, ни Назаров, и Бурков просто может в очередной раз обжечься. Потому что для перевода налогов требуется до 12 поправок в федеральные законы, и это никто не даст так просто сделать.

Получается, что врио губернатора капитально подставляется. Почему никто этим не воспользуется?

– Думаю, в рамках кампании этим займутся, и критика будет хотя бы со стороны ЛДПР. Системной критики мало, потому что прошло слишком мало времени с момента его назначения и люди в разном состоянии: кто-то присматривается, другие надеются на положительные сдвиги.

Что должно случиться, чтобы критическая масса дошла до определенного уровня и последовали жалобы на Буркова в Москву?

– Необходим законный статус губернатора, и тогда руки у элит будут развязаны. Вот после избрания и пойдут сигналы в федеральный Центр. Кстати, пока и из Москвы о Буркове не особо справляются, тоже ожидают выборов, его победы и назначения.

Складывается ощущение, что Бурков силен в тактических действиях, но при этом у него отсутствует глобальная стратегия – нет четкого плана работы губернатором. Такое возможно?

– Да, стратегии нет. Она отсутствует как в регионе (старую «сбербанковскую» не будем рассматривать, потому что она была написана «для галочки»), так и у него самого. Хотя не исключаю вариант, что Александр Бурков ждет узаконивания своего статуса и подбора команды с последующим обучением. Тогда и встанет вопрос о стратегии.

И вы совершенно правы, что не наблюдается и четкой стратегии у самого Буркова, в его действиях начисто отсутствует системность. Это поразительно, потому что он столько лет мечтал стать губернатором, что был просто обязан создать свою личную стратегию. Но ее нет, и будет ли она – в этом у меня сомнения.

Фото: Владимир Сергеев/РИА «Новости».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.