С 1 августа на территории Московской области расширен список получателей мер социальной поддержки. Например, теперь больше людей смогут пользоваться бесплатным проездом в пригородных электричках и других видах транспорта внутри региона. Но на этом нововведения не заканчиваются. Мы пообщались с министром социального развития Ириной Фаевской. Она подробно рассказала «ФедералПресс» о нынешней социальной политике в Московской области.
Ирина Клавдиевна, какая доля бюджета Подмосковья сегодня идет на социальную сферу? Какой объем средств предусмотрен в 2018 году? Какие самые затратные статьи?
– В бюджете Московской области, если рассматривать консолидированный бюджет и все наши ведомства, более 30% объема средств идет на социальное направление. Бюджет министерства социального развития составляет 72 млрд рублей. Из них 52,5 миллиарда – это меры социальной поддержки. Сегодня получателем соцподдержки является каждый третий житель Московской области – это 2,4 млн человек. Иногда человек даже не задумывается о том, что на него эти меры распространяются. Например, житель Московской области пенсионного возраста имеет право на социальную карту, в соответствии с которой ему обеспечен сегодня бесплатный проезд по Московской области и на пригородном железнодорожном транспорте. Наши жители к этому уже как-то привыкли. На самом деле, это все возможно обеспечить только за счет бюджета.
Последние решения о введении бесплатного проезда для льготников повлекли ли увеличение расходов областного бюджета?
– Да, конечно. Это стоило нашему бюджету до конца года примерно полтора миллиарда рублей. Охватит это значительное количество граждан – более миллиона человек. До 1 августа на пригородном железнодорожном транспорте имели право ездить только федеральные льготники, их около 600 тысяч человек. Из региональных льготников это были такие категории, как ветераны труда, ветераны военной службы, труженики тыла и реабилитированные лица – их было около 700 тысяч человек. А сегодня у нас дополнительно имеет право ездить на пригородном железнодорожном транспорте бесплатно еще миллион человек. В основном, это пенсионеры без льготного статуса, дети из многодетных семей, один из родителей многодетных семей, опекуны, дети-инвалиды, один из родителей детей-инвалидов. Эти меры были введены по аналогии с Москвой. Льготные категории у нас с Москвой почти совпадают, но в Подмосковье этот перечень получился немного шире. Сегодня для того, чтобы добраться до Москвы у каждого жителя Подмосковья, имеющего соцкарту, есть право выбора: он может это сделать на автобусе или на электричке.
Какие меры социальной поддержки сегодня самые популярные?
– Конечно, это социальная карта. Она есть практически у всех наших льготников. Есть люди, которые по тем или иным причинам ее не оформляют. Например, если человек ездит на машине, и ему проезд в общественном транспорте не нужен. Еще у нас очень большой популярностью среди пенсионеров, ветеранов и многодетных семей пользуется компенсация за жилищно-коммунальные услуги. Если мы говорим о многодетных семьях, то в нашем субъекте действует такое правило, что они могут потребить коммунальные услуги на любую стоимость без ограничения и получают 50% компенсации. Эту меру у нас получает 1 млн 700 тысяч человек.
Все меры социальной поддержки мы привязываем к критериям нуждаемости. Москва в части определения критериев нуждаемости пошла дальше нас. При назначении пособия на детей они оценивают имущество граждан. Наверное, это правильно. Понятно, что помощь государства должна быть оказана тем людям, кто не может без нее обойтись. Получателей детских пособий у нас порядка 100 тысяч семей, чей средний душевой доход ниже прожиточного минимума.
Высказываются мнения о необходимости изменения подходов к социальной поддержке граждан. Согласны ли вы с тем, что это нужно делать? С какой целью – сокращения расходов бюджета или более жесткого контроля за тем, чтобы право на различные выплаты имели лишь те, кто действительно нуждается в поддержке государства?
– Здесь совершенно не идет речь о сокращении расходов бюджета. Если усилить принципы адресности, и эту поддержку оказывать только тем семьям или людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить себе достойный уровень жизни, то будет более эффективное перераспределение ресурсов. Те люди, которые должны получать поддержку, будут ее получать в еще большем размере.
Здесь есть один тонкий момент. Например, возьмем семью, в которой есть дети и родители. При назначении пособия на детей, допустим, папа не работает. Это не значит, что мы должны просто назначить пособие на детей этой семье. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы смотивировать этого папу трудоустроиться. Когда такие пособия назначаются, мы просим подтверждения из центра занятости. Родитель должен быть зарегистрирован в качестве безработного или ищущего работу. То есть, если он ничего не делает, а просто хочет жить на это детское пособие, - это уже вопрос не совсем о льготах. Во-первых, его размер не столь велик. Во-вторых, эти пособия должны быть направлены не на содержание родителей, а на содержание детей.
Здесь очень важно учитывать обстоятельства, почему человек попал в ту или иную ситуацию. Если речь идет о пенсионерах, то имеют место возраст, болезни, одиночество, и соцподдержка понятна. А когда речь идет о трудоспособных гражданах, не являющихся инвалидами, то разговор совсем другой.
Хотя инвалидов трудоспособного возраста у нас 120 тысяч, а общая их численность – около 500 тысяч. У нас есть показатель, который установлен на федеральном уровне: порядка 32% инвалидов трудоспособного возраста тоже должны работать, и это правильно. Это совершенно другой вкус жизни, когда человек работает. У нас центр занятости очень активно перестраивает свою работу. Мы общаемся с семьями, потому что часто таким людям важна мотивация. Если мы говорим об инвалиде-колясочнике, мы разрабатываем ему маршрут до места работы и обратно. Раньше был очень развит труд инвалидов на дому. Сейчас это в меньшей степени получает развитие, потому что появляются новые профессии.
Здесь речь идет о том, чтобы человек добирался до рабочего места. У нас есть сопровождение инвалидов, кто желает работать. Сотрудники из центра занятости помогают общаться с работодателями, помогают найти контакт с коллективом. Но многое зависит от самого человека. Не все из них готовы каждый день просыпаться в 6 утра, одеваться, идти на остановку. Им сложнее, чем нам. Но мы хотим, чтобы они ставили перед собой такие барьеры и преодолевали их. Еще раз говорю о том, что речи о какой-то экономии бюджета нет. Понятно, что многим людям не нравится их работа, но я абсолютно убеждена в том, что из любой нелюбимой работы можно сделать любимую. Люди, попадая в коллектив, может, не сразу осознают изменения в себе, но они, как правило, случаются.
А какова обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации в регионах?
– У нас средства технической реабилитации переданы на уровень федерального фонда социального страхования с 1 января 2015 года. Естественно, они их обеспечивают в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которую готовит бюро МСЭ (Медико-социальная экспертиза, - ред.). Но в их перечне нет таких очень важных вещей, как аккумуляторы для кресел-колясок, например. Коляски выдают, а аккумуляторы нет. А они стоят очень дорого. Поэтому по поручению нашего губернатора у нас был подготовлен дополнительный перечень технических средств реабилитации. У нас в бюджете на этот год были дополнительно выделены 25 млн рублей. Мы предполагаем, что за счет этих средств 2,5 тысячи человек получат дополнительные средства реабилитации. Обязательно, чтобы федеральное бюро МСЭ это дополнительное средство технической реабилитации прописало в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Мы не сами определяем, какому человеку что нужно. У нас в перечне есть многофункциональная кровать, глюкометр с речевым выходом, насадка на унитаз, очки для коррекции зрения и другие очень важные средства. Странно, что этих вещей нет в федеральном перечне. Возможно, это связано с недостатком средств. Этот перечень был составлен в обсуждении с общественными организациями инвалидов. Мы не проводим конкурсы на поставщиков этих средств. У нас есть специальное положение, утвержденное постановлением правительства. Мы выдаем человеку сертификат. Мы ведем реестр поставщиков, куда может попасть любой желающий работать с нами по сертификату. Дальше человек приходит к этому поставщику и выбирает средство технической реабилитации. При этом цены на все эти изделия у нас утверждены. Если человек хочет себе средство улучшенной модификации, то у него есть возможность доплатить дополнительные средства к сертификату, и он может приобрести нечто лучшее.
Мы делились своим опытом во всех федеральных органах власти. Нам кажется, что если бы фонд социального страхования тоже обеспечивал наших граждан по сертификату, то это было бы лучше.
Насколько вообще жители Подмосковья защищены в своих правах? Какие проблемы в этом направлении еще существуют?
– Все наши обязательства выполняются в полном объеме, они обеспечены полным рублем в бюджете Московской области. Вопрос о том, как можно еще поддержать жителей, постоянно обсуждается, когда возможности бюджета позволяют. Это делается очень детально: все обсуждается с самими гражданами, с общественными организациями. У нас 109 категорий получателей льгот, и все они в отношении себя хотят улучшения. Поэтому здесь должен быть разумный баланс соблюден.
Фото: me.mosreg.ru