В Минстрое России не видят необходимости в переносе с 1 января 2019 года на более поздний срок начало работы региональных операторов по обращению с ТБО. Об этом замглавы ведомства Андрей Чибис рассказал на полях Восточного экономического форума корреспонденту «ФедералПресс».
Андрей Владимирович, уже с января 2019 года должна заработать новая система обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), начнут работать региональные операторы. Однако это нововведение уже несколько раз откладывалось. Не будет ли так и в этот раз?
– Схема обращения с ТБО, контроль за ее выполнением по большей части находятся в ведении Минприроды. Насколько я знаю, ни о каком переносе речь не идет. Регионы, насколько я вижу, по большей части готовы к внедрению новой схемы, в большинстве прошли конкурсы по выбору компаний.
Жители опасаются, что появится новая строка в квитанции, что приведет к новым расходам...
– Мы и так ежемесячно платим за вывоз мусора. Но сейчас вообще непонятно, кто его транспортирует, куда, как и кто выбирает компанию по вывозу. Новая схема даст разумный тариф, который устанавливает государство. Тарифы будут максимально ясными, честными и прозрачными, жители будут понимать, кому они платят и за что.
Вы курируете, в том числе, и вопросы капитального ремонта домов. Не планируется ли забрать у регионов задачи по восстановлению домов?
– Федерального фонда капремонта не было никогда, одно время через фонд ЖКХ выделялись деньги регионам, но число отремонтированных домов было несопоставимо меньше. Сейчас по стране 124 тысячи домов отремонтировано, это 45 тысяч домов в год. 42 тысячи лифтов заменено. Конечно, есть проблемы, есть регионы с низкими темпами ремонта, однако в целом по стране уровень хороший.
Часто бывает так, что жильцы недовольны подрядчиком, которого выбрал региональный фонд капремонта. Нет ли идеи, чтобы все же жильцы могли бы сами выбирать компанию, которая будет делать ремонт?
– Жильцы и сейчас могут – в любой момент можно перевести накопления на спецсчет и контролировать процесс полностью самостоятельно, и если на старте проекта таких было немного, то сейчас уже 20 %. Но тут важно оценить свои силы – вы сумеете на собрании собственников жильцов со всеми договориться о выборе компании? А о том, когда начинать работы? А кто будет контролировать ход работ? Принимать сделанное? Поэтому большинство пока все же за систему.Что касается подрядчиков – по стране были отдельные нарекания к подрядчикам, поэтому мы ввели уникальную систему предотбора – сначала компании проходят проверку, включаются в реестр – и после этого могут участвовать в конкурсах на проведение капремонта.
Вы были выпускником первой президентской программы кадрового резерва. Что это вам дало?
– Очень многое. Друзей, например, благодаря программе появилось очень много товарищей. У меня – уже во взрослой жизни – появились сокурсники. И это просто здорово. Очень вырос круг общения, появилась новая возможность для коммуникаций. Мы со многими общаемся в рамках наших профессиональных обязанностей, и мы можем решать совместные вопросы очень быстро и четко, без лишней волокиты. Мы все время общаемся, у нас есть общий чат, мы там списываемся. Еще одно – программа позволила выйти за рамки профессиональных компетенций, дала очень много новых знаний и навыков. Например, умение более гибко работать в команде, соотносить свои управленческие навыки с умением договариваться и вырабатывать новые решения. Программа была настолько полезной, что мы сейчас делаем нечто подобное для архитекторов. И для кадров ЖКХ тоже будем делать курс для управленческих кадров.
Как вы считаете, эта программа стала социальным лифтом?
– Да, многие выпускники были назначены губернаторами, кто-то поднялся по вертикали, получил новые назначения на госслужбе. Но надо понимать, что мы шли на учебу не за новыми назначениями. Это счастье, удовольствие и большая честь для меня лично – быть участником этой программы.
Восточный экономический форум – 2018