На рынке наружной рекламы Перми меняются правила игры. Городские власти приводят систему предоставления мест под щиты, сити-борды и другие конструкции в соответствие с федеральным законом «О рекламе». 25 сентября на пленарном заседании Пермская городская дума рассмотрит проект схемы размещения рекламных конструкций. Предполагается, что в скором будущем в центре Перми рекламы станет меньше, и при этом в бюджете города денег должно прибавится. О том, как принятие документа повлияет на рекламный рынок, «ФедералПресс» рассказал первый заместитель главы администрации города Перми Виктор Агеев.
Виктор Геннадьевич, что за документ, касающийся рекламного рынка, будут обсуждать пермские депутаты?
– Администрация города Перми внесла на рассмотрение в Пермскую городскую думу проект схемы размещения рекламных конструкций. Он завершает нашу работу по формированию системы наружной рекламы, которую мы вели с 2016 года. Мы были обязаны ввести само понятие «схема размещения рекламных конструкций», обязательное для каждого муниципального образования. Цель документа – привести систему предоставления мест для конструкций в соответствие с федеральным законодательством. В документе мы старались внятно прописать правила регулирования рынка, сделать систему максимально понятной и прозрачной.
Кроме того, мы понимаем, что изменился общественный запрос, и учли это, когда составляли схему. Изменился запрос к эстетике рекламных конструкций, к местам их размещения, особенно в центральной части города. Например, пермяки часто жаловались на рекламные растяжки над автодорогами, которые мешают водителям. И в новом проекте схемы нет ни одной транспарант-перетяжки. Они ведь не только не соответствуют государственному стандарту, но и вообще перестали восприниматься обществом как приемлемая форма наружной рекламы, то есть просто не работают.
Мы стремились к тому, чтобы в центральной части Перми не было крупноформатных конструкций, например, щитов размером три на шесть метров, и всего, что крупнее. В центральной части города вообще останутся только малые и средние форматы. Другие там и выглядят неэстетично. Да они попросту и не нужны, потому в центре города реклама ориентируется, в первую очередь, на пешеходов.
Число конструкций крупных форматов в других районах тоже ограничите?
– Нет, за пределами центра города крупные конструкции останутся. Мы не собираемся воевать с участниками рынка. И не ставили перед собой задачу совсем отказаться от крупных щитов, ведь это самый востребованный формат наружной рекламы. И в схеме конструкций достаточно много: всего на территории города их предусмотрено суммарно 916.
Что еще изменится после принятия документа?
– Проект полностью меняет подход к размещению объектов. До этого момента компании, работающие на рынке, желая установить конструкцию в определенном месте, обращалась в администрацию с обоснованием. Они подтверждали, что установка такого объекта в конкретном месте соответствует всем нормативам. Затем с ними заключали договоры, и они ставили конструкции. Но теперь федеральный закон диктует другие условия. Администрация города сама должна определить места, где могут быть конструкции. При этом в проекте нужно было детально разъяснить по каждой конструкции, что именно она из себя должна представлять и как выглядеть.
То, что растяжки над дорогами исчезнут, большой плюс. Город станет опрятнее, и отвлекать водителей они не будут. Конструкции всех остальных видов в схеме остаются?
– Видов конструкций теперь стало больше, в нашей схеме их восемь. Это щит, «сити-борд», сити-формат, лайтбокс в остановочном комплексе, суперсайт, светодиодный экран, пиллар и стела.
Прежде администрация города заключала договоры на аренду площадок под наружную рекламу на основании конкурсов. Сейчас будет так же?
– Теперь договоры на установку будем заключать только по результатам открытых электронных аукционов. Единственным критерием отбора победителей будет максимальная сумма оплаты за размещение. Мы провели консультации, в том числе и с Федеральной антимонопольной службой. И пришли к тому, что будем формировать лоты на некое число конструкций конкретного вида в определенном районе.
Мы исходим из того, что это поможет привлечь в бюджет больше денег и позволит вовлечь в торги крупных рекламных операторов, в том числе федеральных. Мы заинтересованы в системных игроках, которые умеют работать на этом рынке, потому что с ними можно будет эффективнее работать в вопросах того же содержания рекламы. Вместе с тем принять участие в торгах сможет любой желающий, потому что лоты будут разных размеров, некоторые и на несколько единиц.
На какой срок будут заключаться договоры?
– Раньше договоры действовали пять лет, но сейчас подход изменится. Теперь на разные конструкции мы сможем заключать договоры на пять, восемь, а иногда и десять лет. Это обусловлено самими видами конструкций. Некоторые из них довольно дорогие, и за пять лет их не окупить. А более простые, наоборот, и окупаются быстрее, и при этом подлежат более частой замене. Поэтому выбран дифференцированный подход, чтобы предприниматели могли работать спокойно.
Насколько известно, по многим конструкциям, установленным в городе, договоры еще не истекли. Что будет с ними, если депутаты примут схему уже сейчас?
– Последние договоры заключали в 2013 году, их сроки истекают в ноябре и декабре 2018 года. И законные права предпринимателей не будут нарушены. После принятия схемы депутатами мы сразу приступим к демонтажу незаконных объектов, а затем будем формировать лоты для аукционов. Рассчитываем, что к тому моменту, когда действующие договоры истекут, аукционы уже будут проведены.
Насколько больше денег от рекламы теперь будет получать бюджет?
– Предсказывать пока рано. Но опыт городов, где схемы уже приняты и аукционы проведены, говорит о том, что доходы от рекламщиков стали значительно больше.
Получается, система размещения наружной рекламы в городе изменится полностью. Это не разрушит рынок?
– Конечно, предпринимателям, работающим в сфере рекламы, потребуется время на адаптацию в новых условиях. Но системные игроки к этому готовы, а для остальных компаний это будет стимулом пересмотреть свои принципы работы. Я уверен, что новые правила пойдут на пользу и бизнесу, и городу.
Фото: пресс-служба администрации города Перми