В следующем году в Санкт-Петербурге пройдут выборы губернатора и депутатов муниципальных советов, подготовка к которым уже сопровождается подобием скандала почти федерального масштаба. Региональное отделение «Единой России» обвиняют в том, что оно, вопреки рекомендациям Центральной избирательной комиссии, намерено вернуть институт досрочного голосования. Так ли это на самом деле и как изменится законодательство о выборах Санкт-Петербурга, в интервью «ФедералПресс» рассказал лидер фракции «Единая Россия» в законодательном собрании города Александр Тетердинко.
«Не считаю досрочное голосование институтом, который любой ценой надо вводить»
Александр Павлович, ждать ли избирателям в Санкт-Петербурге возвращения института досрочного голосования?
– В последнее время очень много говорится в средствах массовой информации о том, что рассматриваются какие-то варианты возвращения досрочного голосования. Действительно, эта идея у многих органов местного управления в нашем городе витает. Она связана с проблемой тех избирателей, которые во время выборов в муниципальные советы, которые одновременно пройдут с выборами губернатора, будут находиться у себя на даче.
Но мы, депутаты «Единой России», еще даже не преступили к рассмотрению этой проблематики. Но уже наши оппоненты кричат, что «Единая Россия» собирается ввести досрочное голосование, чтобы нечестно где-то там что-то, может быть, посчитать. Хотя мы, я вам искренне говорю, даже эту проблематику не начали обсуждать.
К институту досрочного голосования было достаточно много, в том числе обоснованных, нареканий со стороны различных политических сил, связанных с непрозрачностью этого голосования, с непрозрачностью хранения конвертов с бюллетенями проголосовавших досрочно избирателей. Иногда досрочно голосуют не только те избиратели, которые объективно в городе не будут находиться, но и те, что делают вид, что их не будет в городе. Поэтому мы очень аккуратно будем подходить к этой идее, с тем чтобы ни в коем случае какие-то неосторожные движения не отразились на чистоте, на прозрачности выборов, на их легитимности.
Введение института досрочного голосования на муниципальных выборах возможно только в том случае, если будет существенно откорректирована процедура контроля за ним. Вероятно, можно установить в законодательстве, что избиратель, если он хочет досрочно проголосовать, должен в комиссию билет на транспорт предъявить или приказ о командировке, то есть какой-то официальный документ, который подтверждал бы, что его в день голосования в городе не будет. Или установить какие-то специальные процедуры, связанные с контролем за хранением избирательных бюллетеней проголосовавших досрочно граждан, чтобы они хранились в каком-то месте, в отношении к которому ни у кого из кандидатов не было бы сомнений, что будет обеспечена сохранность конвертов.
Тут очень много проблем; если мы их сможем решить совместно с другими политическими партиями, тогда введение досрочного голосования возможно на муниципальных выборах. Если нет, значит, этот институт в законодательстве Санкт-Петербурга не появится.
Как вы лично относитесь к идее возвращения досрочного голосования в региональное законодательство о выборах?
– Я не считаю досрочное голосование панацеей для решения проблемы явки, не считаю его тем институтом, который обязательно, любой ценой, невзирая на критику, надо вводить в наше законодательство. Еще раз говорю: мы еще даже не обсуждали эту проблематику, мы только приступаем к обсуждению. Мы будем принимать решение с учетом позиции Центральной избирательной комиссии, городской избирательной комиссии, с учетом позиций других политических партий.
Каким образом будет решаться проблема дачников на выборах губернатора Санкт-Петербурга?
– Наше выборное законодательство в целом нуждается в изменениях, поскольку оно отстало от федерального. Появились новые нормы в законодательстве Российской Федерации, которые необходимо включить в наше региональное законодательство.
Основной институт, который нам необходимо перенять, – создание так называемых экстерриториальных избирательных участков в крупных садоводствах Ленинградской области, чтобы петербуржцы, которые в день голосования будут находиться у себя на дачах, могли бы проголосовать на выборах губернатора. Это коснется десятков тысяч петербуржцев, что существенно может увеличить явку избирателей. А это соответственно увеличит легитимность избранного губернатора. Этот опыт достаточно хорошо себя зарекомендовал на выборах мэра Москвы. К нему не было каких-то существенных нареканий со стороны всех участников избирательного процесса.
Почему бы этот опыт не использовать на муниципальных выборах?
– Если на губернаторских выборах мы проблему дачников можем решить за счет экстерриториальных участков, то такие участки на выборах муниципальных советов создать не получится. У нас 111 муниципальных образований, соответственно в каждом садоводстве 111 участковых комиссий не создашь.
Институт экстерриториальных избирательных участков применим к губернаторским выборам, но абсолютно не подходит для выборов муниципальных. Соответственно у нас возникнет большой объем избирателей, которые на губернаторских выборах проголосуют на экстерриториальных участках, а на муниципальных, получается, вообще никак не смогут проголосовать. Это проблема, и с этой проблемой надо что-то делать.
Другие варианты решения проблемы дачников, кроме досрочного голосования, существуют?
– Вариантов немного. Есть еще такой экзотический институт, как голосование по почте. Но мы, я думаю, совершенно не готовы к его внедрению. Он для нас новый и может вызвать много различного рода проблем.
Скорее всего, здесь у нас выбор один: либо мы вводим институт досрочного голосования на муниципальных выборах, как-то его прописываем более жестко и четко, и тогда избиратели-дачники смогут на муниципальных выборах проголосовать досрочно, а на выборах губернатора – уже на экстерриториальных участках в своих садоводствах, либо мы говорим: да, те избиратели, которые уедут из города в этот день, получат возможность проголосовать на губернаторских выборах, но соответственно на муниципальных выборах они не проголосуют. Мы должны для себя такое политическое решение принять.
А система «Мобильный избиратель» может быть как-то использована для решения проблемы дачников?
– Система «Мобильный избиратель» на муниципальных выборах не решит эту проблему, поскольку мобильное голосование возможно только в пределах избирательного округа.
На губернаторских выборах она будет вводиться для тех граждан, которые в день голосования будут в городе, но не будут находиться на своем избирательном участке, где они зарегистрированы. Скажем, если они работают где-то в торговых центрах, в организациях, на заводах. Кроме этого, многие граждане зарегистрированы в одном месте, а фактически проживают совершенно в другом в пределах Петербурга. Такие граждане тоже могут воспользоваться системой «Мобильный избиратель». Мы сделаем так же, как было на выборах президента, только в масштабах Санкт-Петербурга.
В скором времени временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов внесет в законодательное собрание соответствующий проект закона, он уже готов. Мы его будем оперативно рассматривать.
«Хорошо, когда люди готовы свою точку зрения отстаивать»
Петербург, по данным Центра экономических и политических реформ, возглавил по числу проведенных акций рейтинг протестной активности в России за период с 1 октября 2017 года по 30 сентября 2018 года. Как вы относитесь к протестной активности петербуржцев?
– Хорошо, когда есть разные точки зрения в обществе. Хорошо, когда люди готовы свою точку зрения отстаивать, и неважно, считаю лично я ее правильной или неправильной, и во всеуслышание о ней заявлять путем каких-то массовых мероприятий, митингов или шествий. Мы должны к иной точке зрения, а также к праву на ее высказывание относиться с уважением. Но поскольку мы живем в мегаполисе, который функционирует по определенным правилам, эти массовые мероприятия не должны дезорганизовать жизнь мегаполиса, с одной стороны. А с другой – не должны проводиться таким образом, чтобы оказались под угрозой здоровье и, не дай бог, жизнь участников этих мероприятий. Поэтому я за массовые мероприятия в отведенных для этого местах или в тех местах, которые определяются правительством города с учетом обеспечения безопасности этих мероприятий. Я категорически против проведения несогласованных массовых мероприятий, которые могут привести к человеческим жертвам.
Могут ли какие-то законодательные меры минимизировать ущерб от возможных прорывов теплосетей, количество которых традиционно увеличивается в период отопительного сезона?
– В Санкт-Петербурге очень большой процент износа теплосетей. По некоторым, самым скромным прикидкам, для того чтобы полностью привести в нормативное состояние все теплосети города, требуется не менее 60 миллиардов рублей. Это только самые скромные оценки. Некоторые специалисты говорят о 100–120 миллиардах.
Учитывая, что расходная часть бюджета – около 600 миллиардов, очевидно, что одномоментно город не в состоянии выложить такие деньги, эта сумма для города неподъемна. Я полагаю, что у нас есть необходимость обратиться к Российской Федерации с просьбой об оказании нам помощи в этом вопросе из средств федерального бюджета. Соответствующие консультации с правительством города мы ведем.
Вторая проблема, связанная с теплосетями, заключается в том, что большая часть из них, к сожалению, находится в частных предприятиях, которые особо не вкладываются в реконструкцию и отказываются за сравнительно небольшую сумму передать теплосети на баланс города. А город, поскольку теплосети не находятся в городской собственности, выделить средства на их реконструкцию не может, потому что они находятся в частной собственности. Чтобы стимулировать владельцев теплосетей вкладывать деньги в их реконструкцию, мы в первом чтении приняли закон Санкт-Петербурга о предоставлении налоговых льгот по налогу на имущество, земельному налогу тем организациям, которые вкладывают крупные денежные средства в капитальный ремонт теплосетей. Надеюсь, что после доработки мы до Нового года его примем в окончательной редакции. Эти льготы многие вопросы не решат, но они существенно снимут налоговую нагрузку с предприятий в том случае, если они реально будут вкладываться в ремонт своих теплосетей.
По данным сайта numbeo.com., специализирующегося на изучении условий жизни в различных городах мира, Петербург попал в число 20 самых грязных городов Европы. Что предлагают депутаты для улучшения экологической ситуации в городе?
– На днях законодательное собрание приняло в третьем чтении предложенный мною закон, который предоставляет налоговые льготы по налогу на имущество, земельному налогу тем предпринимателям, которые занимаются мусоропереработкой. Не сжиганием мусора, а его переработкой во вторичное сырье. Подобными экономическими мерами регулирования мы надеемся создать новую отрасль мусоропереработки вокруг Петербурга, с тем чтобы хотя бы частично снизить нагрузку на экологию со стороны мусорных полигонов.
Какие законопроекты готовятся в такой актуальной для Петербурга сфере, как сохранение памятников культурного и исторического наследия?
– Правительством города создана рабочая группа по разработке специального закона, который бы регулировал вопросы, связанные с реконструкцией зданий исторического центра. Разработчики сталкиваются с целым комплексом имущественных прав и обязанностей. Им необходимо учесть интересы города и фирм, которые в этих зданиях располагаются, и интересы жильцов, которые живут в домах исторического центра. Надеюсь, что в скором времени депутаты получат возможность ознакомиться с результатами деятельности этой рабочей группы.
Все города мира, которые удачно проводили политику по сохранению архитектурного, культурного и исторического наследия, шли по пути привлечения в эту сферу частных инвесторов. Мы также пошли по этому пути и приняли два закона. Первый – так называемый закон о предоставлении зданий исторического наследия в аренду за один рубль. Он только начал работать. Сформирован перечень из 18-ти зданий, который город готов по этой программе передавать в длительную аренду, чтобы обеспечить их реконструкцию. Вторым законом, принятым ранее, мы предоставили существенные налоговые льготы для тех инвесторов, которые вкладывают деньги в ремонт и реконструкцию зданий исторического наследия. Этот закон уже начал работать, уже некоторые инвесторы предъявляли в налоговую инспекцию соответствующие документы о предоставлении им этих налоговых льгот.
Мы посмотрим по итогам этого года, сколько было предоставлено налоговых льгот, какие здания за счет их были реконструированы. Если эта практика положительна, то мы будем ее продолжать.
Фото: пресс-служба Законодательного собрания Санкт-Петербурга