Назначение Виктора Томенко, бывшего председателя правительства Красноярского края, в Алтайский край многие восприняли с интересом. Еще бы, технократ, предпочитающий оставаться в тени большой политики, получил очень непростой регион. Однако Томенко смог разобраться в делах, завоевал доверие от населения и выиграл выборы главы Алтайского края. Сегодня Виктор Томенко в интервью «ФедералПресс» подвел итоги своих первых семи месяцев в новом регионе и рассказал о вызовах и задачах на будущее.
«Барнаул не может быть равен Белокурихе»
Виктор Петрович, вы более полгода руководите Алтайским краем. Какие итоги можете подвести? Какие события считаете ключевыми для уходящего года и почему?
– Событиями 2018 год был весьма насыщен. Во всех сферах жизни и на всех уровнях – и в крае, и в стране. Главное политическое событие, конечно, – выборы президента России. Мы также выбирали губернатора Алтайского края. Чемпионат мира по футболу, строительство Крымского моста, напряженная международная обстановка – все это мы будем вспоминать, возвращаясь к событиям уходящего года. Сложнейшая общественная дискуссия и последующие решения по поводу реформы пенсионной системы, принятые изменения в налоговом законодательстве по НДС и налогу на самозанятых, обсуждения и решения по проблемам экстремизма и свободы в интернете – всего не перечислишь. События 2018 года во многом определяют то, как мы будем жить дальше.
Запомним уходящий год мощным весенним паводком, очень сложной обстановкой в период посевных работ, летними ураганами в центральной части региона. Это с одной стороны. Но 2018 год будет отмечен и вновь введенным жильем в городах и районах, множеством отремонтированных и построенных объектов социальной сферы, коммунального хозяйства, автомобильными дорогами, которые приводились в порядок. Началась реализации целого ряда инвестиционных проектов, заработали производства в ТОСЭР края, достигнуты рекордные объёмы в некоторых отраслях АПК, в промышленности. Все это позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее.
Некоторые наши эксперты в части вызова для вас видели выравнивание экономического развития районов Алтайского края. Есть ли сейчас понимание, что с этим делать? Как идет работа в этом направлении? Что уже сделано, а что предстоит сделать?
– Выравнивание экономического развития районов Алтайского края вызовом для меня не являлось и не является. Экономическое развитие разных территорий неравномерное, но так везде было, есть и будет. Город Барнаул не может быть равен Белокурихе, а Заринск Кулунде по определению. Это обычные обстоятельства нашей жизни.
То положение Алтайского края, которое сложилось задолго до того, как я возглавил краевую власть – это базовое обстоятельство. Теперь вместе с правительством, со всеми жителями региона будем заниматься дальнейшим развитием и края в целом, и отдельных его территорий. Там, где мы еще не имеем сильных достижений, – наш потенциал. Там, где мы уже многого достигли, будем удерживать, закреплять позиции и, конечно, –работать над тем, чтобы получить какие-то дополнительные эффекты.
В своей политике я буду руководствоваться необходимостью не столько выравнивания, сколько сбалансированного и комплексного развития разных территорий края. У каждой – свои преимущества, особенности и сложности. Их надо учитывать. Но во все времена одни районы и города будут в чем-то более, а другие менее развиты. Забытых и брошенных быть не должно, это факт.
Насколько сформированное правительство отвечает текущим задачам? Министры, приглашенные со стороны, закончилась ли их адаптация? Следует ли ожидать кадровых перестановок после Нового года?
– Правительство я формировал так, чтобы оно полностью отвечало и текущим, и перспективным задачам. Несу за это прямую ответственность. Оценку же нашей работе дадут люди, жители края, наши избиратели. Думаю, уже все члены правительства адаптировались и работают. Точечные назначения еще пройдут, но не более. Дело не столько в кадровых перестановках – мы формируем эффективную систему управления. Люди приходят и уходят, а она остается и должна работать на пользу всему краю. Личности, конечно, важны, но важнее именно система государственного управления. Порядок бьёт класс, я в этом убежден.
У нас большой регион с разнообразной экономикой и социальной сферой, со сложным муниципальным устройством. Край состоит из 69 муниципалитетов, располагающихся в разных климатических зонах, имеет протяженную государственную границу. Поэтому мы должны создать такую систему управления, которая бы не критично зависела от людей, была устойчивой и результативной. Я формировал правительство не под себя, а под наш регион – Алтайский край, под его особенности, под те риски, с которыми он сталкивается, под задачи сегодняшнего и завтрашнего дня. Почему, например, появился отдельный заместитель председателя правительства по ЧС? Потому что мы весьма подвержены этим рискам. Этой работой надо заниматься круглосуточно, 24х7. Этому заму не надо отвлекаться на текущую жизнь энергетиков, или промышленников, или транспортников – это другая сфера. Мы должны регулярно проводить тренировки, отрабатывать навыки действий в особо острых ситуациях, готовить наши силы, заниматься предупреждением, профилактикой и своевременно реагировать. Эту работу надо организовать, причем на всех уровнях, и обеспечить слаженное межведомственное взаимодействие.
«Поеду к инвесторам с хлебом-солью»
Какие задачи ставите перед собой на следующий год? Что предстоит сделать в первую очередь?
– Конечно, мы будем заниматься организацией текущей жизни – лечить, учить, организовывать летний отдых детей, проводить посевную кампанию и весь комплекс сезонных ремонтно-восстановительных работ. Все как всегда, список очень длинный, но хорошо известный.
Однако губернатор в значительной мере должен думать и о развитии. Поэтому начало работы по национальным проектам для реализации стратегических целей и приоритетов развития страны и края – это, пожалуй, главная задача. Нужно так организовать работу всех органов власти, организаций и структур, чтобы начать реализацию всех этих проектов и планов.
С вашим появлением жители Алтайского края связывают много ожиданий. Одно из них – придут инвесторы. Как с этим обстоят дела?
– Временно исполнять обязанности губернатора Алтайского края меня назначил президент, затем жители края избрали меня губернатором. При этом ни я, никто другой никогда не говорили: вот вам Виктор Петрович Томенко и к нему прилагается пул инвесторов. И нигде такого не бывает. Если кто-то считает, что всякий кандидат в губернаторы прямо ведет с собой инвесторов, то он совсем не понимает, как в этой части устроена жизнь.
Я не бизнесмен, не предприниматель. Я политик, специалист по государственному управлению, по формированию и организации работы органов власти, по работе с людьми.
Мы продолжим работу, которую может сделать только власть – вхождение в различные федеральные программы и проекты, чтобы привлечь государственные деньги. Но привлечение инвесторов – это дело не только губернатора и правительства. Я, конечно, сам поеду встречать инвесторов к самолету с хлебом-солью, но все жители края должны понимать, что инвесторы работают не только для себя, но и для края в целом, и каждый из нас на своем месте должен этим процессам помогать. Это должно стать нашей краевой идеологией, если хотите.
Что помимо экономики стоит в приоритете у вас как у главы края? Есть ли сложности в исполнении бюджета на следующий год?
– Помимо экономики – все остальные направления нашей жизни предмет моей заботы. Я неоднократно высказывался о том, что все должно быть сбалансировано. Нельзя заниматься только экономикой, или только социальной сферой, или, тем более, только политикой. Поэтому всеми этими сферами будем заниматься.
Сложностей с исполнением бюджета на 2019 год не вижу. Доходная часть больше, чем в 2018 году. Задача – освоить средства результативно и эффективно, с умом, с пользой для наших жителей. В этом году, например, освоили не все деньги, которые собирались направить на бюджетные инвестиции. В новом году этого допустить нельзя. Запланировали направить 8,8 млрд рублей, значит, должны вложить их в строительство, реконструкцию и ремонт.
«У нас достаточно самостоятельных планов»
Возможно ли реанимировать проект «Бирюзовая Катунь»? Или проще оставить все как есть и разрабатывать идеи новых туристических кластеров?
– Считаю некорректным постановку такого «диагноза». «Бирюзовая Катунь» – проект крупный, долгосрочный. Да, были определенные ошибки при проектировании, не учтена этапность строительства, но все мы понимаем, что на трех тысячах гектаров одновременно застройка не начнется.
На сегодняшний день проект развивается. Если вы приедете на территорию, то увидите, что там частные инвесторы строят крупные туристические комплексы. Причем, нужно отметить, с момента передачи полномочий на уровень региона активность бизнеса возросла, поскольку все вопросы решаются на месте, без поездки в Москву. Также это связано с завершением строительства инфраструктуры. Инвесторы более охотно заходят на площадку с готовыми инженерными объектами. Объем частных инвестиций на сегодняшний день составляет около миллиарда рублей. Интерес к площадке проявляют крупные инвесторы.
Александр Усс, губернатор Красноярского края, заявил о создании интеграционного объединения «Енисейская Сибирь». С кем мог бы интегрироваться Алтайский край? Есть ли для этого разумные причины и предпосылки?
– Я пока таких для Алтайского края не вижу. У нас есть многочисленные связи с разными регионами, мы входим в разные ассоциации, но как панацею от всех проблем края или как какую-то суперидею мы это не рассматриваем. У нас достаточно самостоятельных планов и программ, по многим из них мы уже объединяемся или готовы интегрироваться с другими регионами, но это не самоцель и это не является нашим приоритетом.
«ФедералПресс» писал о внешнеторговых связях Алтайского края с Республикой Казахстан и мы были удивлены растущим с каждым годом товарооборотом. С какими еще странами и зарубежными регионами следует развивать торгово-экономические отношения?
– Мы уже сегодня сотрудничаем с 92 странами дальнего и ближнего зарубежья. Пока есть отчетность только за девять месяцев 2018 года, но уже за этот период внешнеторговый оборот Алтайского края составил 1,2 млрд долларов – на 27 % больше, чем в прошлом году.
Учитывая агропромышленную специфику Алтайского края и возрастающий спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания в азиатском регионе, перспективным направлением расширения экспорта продовольственных поставок будут страны Восточной и Юго-Восточной Азии. По итогам девяти месяцев 2018 года экспорт машиностроительной продукции из края вырос в 2,2 раза к аналогичному периоду прошлого года, и мы планируем расширение отношений с традиционными потребителями этой продукции – странами Восточной и Центральной Азии и Восточной Европы.
«Самым особенным был 1989 год»
Как планируете отметить Новый год, есть ли особые традиции?
– Отмечать будем с женой дома, в Барнауле. Может быть, гости придут. Обязательно ночью сходим на городские елки на площади Сахарова и на Малотобольской, погуляем. Какую-то часть выходных посвящу работе, проеду неформально по краю, поговорю с людьми, с руководителями на местах.
Особых новогодних традиций у нас нет. Но 31 декабря в доме обязательно должен быть праздничный стол, шампанское, елка. Перед боем курантов всегда слушаем выступление президента. Теперь вот будем слушать и выступление Губернатора Алтайского края.
Какой Новый год был для вас особенным? Почему? Что пожелаете читателям «ФедералПресс»?
– Наверное, самым особенным для меня был новый 1989 год. Прямо тогда я начал ухаживать за моей будущей женой Татьяной. А через два года, 28 декабря 1990-го, у нас была свадьба. Поэтому последние дни декабря для нашей семьи, вдвойне праздничные – годовщина свадьбы и Новый год.
Читателям, как и всем жителям Алтайского края, накануне праздника хочу пожелать здоровья, хорошего настроения и сил для осуществления всех планов. Пусть исполнятся все желания и сбудутся все мечты, а в каждом доме будут мир, согласие и счастье. С Новым годом!
Фото: РИА «Новости» / Михаил Климентьев.