В 2018 году были заданы векторы развития взаимодействия пермских городских властей с малым и средним бизнесом. Горизонт планирования – минимум пятилетка с прицелом на 2023 год, когда краевая столица будет отмечать 300-летний юбилей. Как городские чиновники сотрудничают с малым и средним бизнесом, какие цели ставят перед собой и чего ждать – в интервью с первым замглавы администрации Перми Виктором Агеевым.
Виктор Геннадьевич, как вы можете охарактеризовать минувший год?
– Прошлый год в плане муниципально-частного партнерства (МЧП) стал во многом прорывным. Речь идет о том, что бизнес принимает на себя отдельные обязательства муниципального образования. Так, в 2018 году начала реализовываться практика заключения трехсторонних соглашений по возведению социально значимой инфраструктуры. Краевыми и городскими властями подписаны два важнейших документа.
Первый – соглашение с ГК «КОРТРОС», согласно которому одно из важнейших обязательств застройщика – строительство детсада на 160 мест. Это поможет снизить в центре Перми дефицит мест в детсадах. Важно, что в нем будет специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья. К настоящему времени застройщиком уже передана в безвозмездное пользование обустроенная спортивная площадка для школы № 9 им. Пушкина, выкуплен и безвозмездно передан муниципалитету земельный участок для строительства нового корпуса гимназии № 17 – все это также в рамках заключенного соглашения.
Еще один пример – соглашение с «Сатурном-Р», который берется в рамках комплексной застройки ЖК «Красные казармы» возвести два детских сада и школу на 1225 учебных мест. Один детский сад на 100 детей будет построен отдельным корпусом, другой расположится в одном из жилых домов, возведение которого сейчас ведется.Строительство школы уже началось.
Также первые осязаемые плоды город получает от застройщика «Ива-Девелопмент». Строительство объекта социальной инфраструктуры – часть обязательств компании «Девелопмент-Юг», которые застройщик поэтапно исполняет. Компания построила дошкольное учреждение на 300 мест и безвозмездно передаст городу. Дошкольное учреждение рассчитано на 12 групп. В самом детском саду будут расположены залы для занятий музыкой, спортом и компьютерный класс.
Сотрудничество с бизнесом не ограничивается только сферой строительства?
– Конечно, нет. Продолжается практика заключения концессионных соглашений. На очереди – проект с «Т Плюс», предполагающий передачу в концессию имущественного комплекса из котельных и сетей теплоснабжения. Концессионер проинвестирует 2,3 млрд рублей за двадцать лет в объекты теплосетевого хозяйства, чтобы повысить эффективность энергоснабжения для населения, уменьшить тепловые потери и снизить аварийность. По истечении срока действия концессии имущество вернется городу.
Близится к завершению история с крематорием. Речь идет о масштабном проекте, к которому примерялись самые разные инвесторы, но никто из них так и не решился взять на себя тот объем обязательств, на которые рассчитывал город. Мы заинтересованы в полной достройке имущественного комплекса и передаче его в концессию именно в завершенном виде. Состоялся аукцион, победителем которого стало ООО «Торговый дом Пушкарский». Ему сделано предложение подписать соглашение. Сейчас ООО должно представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации.
Как ни странно, в информационном поле чаще звучат темы, близкие не крупному, а малому бизнесу...
– И это вполне объяснимо, так как именно здесь наблюдается максимальное расхождение позиций. К примеру, мы считаем, что растяжек и больших рекламных конструкций в центре города быть не должно. Рекламный бизнес считает иначе. Мы считаем, что не должно быть нестационарных торговых объектах (НТО) на земельных участках, которые не имеют соответствующего целевого назначения. И под это подпадают НТО на территориях многоквартирных домов. Бизнес и ТСЖ, естественно, считают иначе. Точку в этих разногласиях ставит суд, в случае с НТО на придомовых территориях – Верховный.
При этом нельзя сказать, что мы не слышим другую сторону. Крупноформатные рекламные конструкции выносятся из центра (территория внутри улиц Пушкина, Монастырской, Разгуляя и Перми II) на магистрали и объездные дороги с сопоставимым трафиком. Есть, конечно, вопросы к крупноформатным рекламным конструкциям, которые оформлены как стационарные объекты. Будем рассматривать ситуацию в рамках правового поля. Что касается НТО, то здесь пошли навстречу бизнесу, и они возможны на придомовой территории в формате вендинговых киосков по продаже воды.
Мы слышим и пермяков, которые часто жалуются на рекламные растяжки над автодорогами, мешающие водителям. И в схеме размещения рекламных конструкций нет ни одной транспарант-перетяжки.
Вы считаете, что это изменит город к лучшему?
– Я в этом уверен. Все, что мы сейчас делаем в части внешнего вида Перми, так или иначе связано с концепцией подготовки к 300-летию краевой столицы. Это данность, что облик города во многом формируется вывесками, рекламой, НТО. Обратите внимание, как изменились здания, когда с них сняли старую рекламу, содрали страшный сайдинг. Это – первый очевидный зримый эффект от преобразований. Есть понимание, что изменения будут идти непросто, так как они затрагивают интересы значительного слоя предпринимателей. Но мы будем последовательны в отстаивании своей позиции.
К примеру, городские власти выстраивают конструктивный диалог с бизнесом, располагающимся на Комсомольском проспекте. Согласно проекту МКУ «Институт территориального планирования», одну из главных улиц города к 300-летию Перми ждет комплексное преобразование. Концепция предполагает создание комфортных условий для пешеходов на всей протяженности Комсомольского проспекта, а также стимулирование пешеходного трафика. Это, в свою очередь, принесет дополнительную прибыль бизнесу, расположенному там. Однако, для этого необходимо переустроить входные группы, реконструировать лестницы, убрать рекламные конструкции, препятствующие свободному следованию пешеходов.
Малый бизнес при этом не пострадает?
– С этим сталкивались все города, которые хотели сделать шаг в направлении качественно иной комфортной городской среды. И мы не бросаем предпринимателей на произвол судьбы. Во-первых, подготовка к юбилею города будет настолько масштабной, что дело найдется всем желающим. Во-вторых, в Перми количество субъектов МСП по итогам года увеличилось. И мы содействовали этому такой институцией, как бизнес-инкубатор, в рамках которой мы поддерживаем начинающих предпринимателей. С прошлого года решено, что бизнес-инкубатор возьмет на себя функционал по организации городских ярмарок, на которых участники проекта могут проверять свои бизнес-идеи.
Повторю, мы понимаем, что заявленные нами перемены будут идти непросто, но я смотрю в наступивший год с оптимизмом.
Фото: gorodperm.ru
Юбилей Перми. 300 лет в 2023 году