Вмешивая муку в бисквитное тесто, он чувствует себя художником. Каждое движение как взмах кисти. Несомненно, торт – это произведение искусства. И хоть Петр Куликов из Тюмени не мечтал стать кондитером с детства, в 14 лет он понял, что это творчество и есть его будущая профессия. Не откладывая в долгий ящик, занялся продвижением: завел аккаунт в Instagram и стал делать торты на заказ. Чем привлекло пятнадцатилетнего школьника кондитерское дело? Как он делал торт для Нюши? Об этом и другом Петр Куликов рассказал «ФедералПресс».
«Я с детства люблю сладкое»
– До седьмого класса я хотел стать архитектором, уже не помню, почему мне нравилась эта профессия, но она казалась мне интересной. Я занимался тхэквондо, смотрел аниме, читал книги, слушал музыку, рисовал…
Я с детства люблю сладкое, поэтому мне нравилось готовить десерты – шарлотку, манник, трубочки со сгущенкой. Как-то испек торт, рецепт которого нашел в интернете. Мне понравился сам процесс: кондитерское дело требует точности, дотошности. Именно вот это чувство, когда ты все раскладываешь по полочкам, следуешь каждому шагу рецепта, точно измеряешь вес продуктов – меня и привлекло. Я довольно быстро, где-то через месяц, понял, кем буду работать. Может быть, повлияло и то, что я уже слышал о людях, которые на любви к кондитерскому делу организовали свой бизнес.
Завел Instagram и стал смотреть работы других кондитеров, хотел готовить так же красиво. Начал с порционных пирожных и эклеров, а потом стал делать бисквитные торты, и они пока мне интереснее всего. Два года назад прошел курс у шоколатье Андрея Канакина и у кондитера Ирины Казыевой. Зимой готовил торты для домашних, отрабатывал начинки и декор. Одновременно развивал профиль в Instagram. Летом прошлого года решил принимать заказы, их было не так много, но это ценный опыт.
Я убедился, что хочу быть кондитером, решил развиваться в этом направлении. Сейчас в связи с учебой (я учусь в 9 классе) я готовлю торты только в выходные: надо учиться, скоро экзамены – сами понимаете.
Думаю, именно стремление моих родных приучить меня к самостоятельности на кухне и помогло мне в итоге найти себя в кондитерке. Они хвалили мои первые произведения. Хотя, наверное, лукавили. Мама давала мне деньги на первые торты. Она и сейчас мне помогает: и материально, и с ведением страницы в Instagram, большинство фотографий в профиле – ее работы. Мама помогает с закупкой инструментов, продуктов. Я ей очень благодарен, ее поддержка много значит для моего становления как кондитера.
Кстати, первым моим покупателем была мамина подруга. Я делал торт с начинкой черника-лайм. Кстати, это любимая начинка моих заказчиков. Очень удивился, когда женщина позвонила и поблагодарила меня, это было приятно.
Однажды даже готовил торт для Нюши. Мне написал ее муж в Инстаграме: ему понравились мои торты, и он попросил сделать похожий для Нюши. Я очень сильно удивился, конечно, было приятно, что такие люди про меня знают. Отзывов нет, потому что он попросил сделать торт и выставить фото, а съели его мои родные.
«Идеи подсматриваю у кондитеров Москвы или Европы»
– Мои торты отличаются от популярных: например, в Тюмени любят украшать ягодами, сладостями… Мне хочется делать что-то необычное. Поэтому идеи подсматриваю у кондитеров Москвы или Европы. До нас эта мода придет года через два.
А вообще меня все вдохновляет в какой-то степени. Можно поймать вдохновение и придумать дизайн торта, сидя в автобусе и глядя на маршрутки. У меня и такое было: я увидел на маршрутке интересный узор, он мне запомнился, и на его основе я уже сделал торт. Мне нравится искать вдохновение в произведениях авангардистов, импрессионистов. Например, я люблю творчество Василия Кандинского. Делал торты по мотивам Поллока и Кусамы. Открыл для себя японскую художницу Яёй Кусама: в ее работах много кругов, но в их расположении ты каждый раз видишь что-то новое. Плюс она использует контрастные цвета. Я узнал про нее в блоге о Японии. Японская культура и искусство – бесконечный источник новых идей.
Чтобы создавать интересный дизайн, нужна большая «насмотренность». Ты должен постоянно находиться в этом информационном поле. В том-то и дело: когда я думаю о торте, мне не приходится ломать голову над тем, что же сделать. В моей голове уже столько визуальных образов, что дизайн складывается сам по себе. Столько эскизов, которые хочется воплотить – целая библиотека!
Когда я вмешиваю муку в бисквитное тесто, я чувствую себя художником. Каждое движение как мазок художника, я словно вожу кистью. Во всем есть творческая нотка – и когда создаешь эскиз, и когда собираешь торт.
«Я пока не считаю себя предпринимателем»
– Творческая жилка у меня крепче, чем предпринимательская. И я пока не считаю себя предпринимателем, ведь я только в начале своего пути. Главное сейчас – учеба. Мне нужно закончить 9 классов и поступить в колледж на повара-кондитера. Так что, в ближайшие три года я точно буду учиться.
Наверное, пока ты молодой, у тебя должен быть творческий подход и интересное видение. Ты можешь сделать это своей фишкой. Например, я подхожу к торту не как к продукту, который можно съесть. Это произведение искусства, можно посмотреть, удивиться, любоваться.
50% от торта – это прибыль. На заработанные деньги купил необходимые принадлежности. Сейчас откладываю на покупку холодильника (сейчас пользуюсь домашним).
В будущем я хочу открыть оборудованный цех, где мог бы делать свои торты. Может быть, позже, когда я наиграюсь с тортами, я бы хотел открыть свою кондитерскую.
Творчество – это игра. И когда мне удастся воплотить все свои идеи, возможно, стану делать пирожные. Сейчас главное – набрать знания, набрать аудиторию. Чтобы заработать много денег, нужны заказы. А заказы – это люди, которые меня знают или слышали обо мне. И интересные торты.
Вопрос о продвижении у меня всегда в голове крутится. Мне слава не нужна, потому что слава не принесет мне нового торта. А каждый новый торт – это возможность придумать что-то интересное, необычное, воплотить свою идею. Это дает новый заказ, а не слава.
Своим ровесникам, которые мечтают стать бизнесменами, но не знают с чего начать, могу посоветовать делать что-то новое, не пытаться повторять. У взрослых нет такой возможности, потому что они связаны ответственностью – перед работодателем, перед семьей. А когда молодой, тебе проще пробовать все, что хочется. Если ты хочешь чем-то заняться, надо это сделать. Хотя бы попробовать.
Фото из архива Петра Куликова