В последнее время в России происходит слишком много страшных историй, так или иначе связанных с подростками. Началось все с «синих китов», которые заставляли детей заканчивать жизни самоубийством. Дальше – больше: А.У.Е. – «уважение» арестантского уклада, колумбайн, продажа наркотиков и собственных эротических фотографий. «ФедералПресс» поговорил с семейным психологом, психотерапевтом, членом совета общественной организации «Матери России», спикером «родительской школы» Оксаной Лосовой о том, почему наши дети увлечены такими вещами, и как можно им помочь.
Вырастили индивидуалистов
Все эти истории про «синих китов», А.У.Е и «Колумбайн» – это современное явление? Или дети делали такое всегда, просто из-за отсутствия интернета никто об этом не знал?
– Это недавнее явление, по крайней мере, в нашей стране. Раньше, в советское время, были организации – октябрята, пионеры, комсомольцы. И тогда в школах была другая жизнь, все были заняты делом. Сейчас дети не заняты ничем, у них есть учеба, но как организовать свой досуг, они не знают.
Мы, с одной стороны, окружаем их вниманием, но тогда у них пропадает свобода воли. С другой стороны, часть детей буквально предоставлены сами себе – как пример: мальчик из Большого Камня. К сожалению, сейчас улица – не самое лучшее место для воспитания детей, как это было, опять же, в советские годы. Раньше дети не были беразличны другим взрослым, их воспитывли все. И сейчас мы можем сколько угодно говорить о том, что дети у нас какие-то не такие, но ведь мы создали для них это пространство. Мы, взрослые, создали для наших детей условия, в которых им плохо. А им плохо, ведь агрессия не появляется у счастливого человека.
Почему дети начали увлекаться такими опасными «играми»?
– Подростки всегда хотят, чтобы их услышали, увидели, обратили внимание. У них идет процесс самоидентификации: кто я? Современное время диктует нам ряд качеств, которые важны: надо уметь коммуницировать, быть обучаемым и уметь работать в команде. К сожалению, наша школа этому не учит. Мы сейчас растим индивидуалистов и лидеров. Опять же, раньше было как: пионерский отряд. В нем каждый отвечал за какую-то работу: кто-то за спорт, кто-то за стенгазету, кто-то за культурно-массовые мероприятия. Это мини-взрослое общество, подготовка к нему. А сейчас каждого возят на кружки, где он обязан добиться успеха. А если нет? А если ребенок попробовал, и ему не понравилось? Он все равно должен этим заниматься, потому что родители потратили на это деньги? Так и получается: с одной стороны, мы уделяем детям много внимания, но, с другой стороны, мы их не видим, не понимаем, что нужно конкретному ребенку.
В любом случае, надо смотреть на причины – почему ребенок так себя ведет? Может, у него в семье проблемы, а может, наоборот: ему всегда все позволяли. И теперь, когда он сталкивается с определенными трудностями, он не знает, как себя вести. Он видит только один путь – убрать все препятствия физическим путем.
Многие проблемы от того, что к ребенку отсятся слишком лояльно, он живет без правил. Но без правил жить нелья: они нужны для того, чтобы было удобно и безопасно. Без правил нельзя – попробуй выйти на улицу, не соблюдая правила. И очень важно, чтобы детям объясняли, зачем все эти правила, что они нужны именно им, не взрослым, а детям.
Вы сами научили его так действовать
Нашумевшая история со школьником-хулиганом в Большом Камне. Общество разделилось: кто-то возмущен поведением родителей, устроивших самосуд, кто-то поддерживает. Как надо было поступить?
– Я возмущена случаем, который произошел в Большом Камне. Получается, взрослые не придумали ничего лучше, чем воевать с самим подростком. Мне непонятно, почему они не пошли воевать с директором, с полицией. Они разобрались с ним его же методами. Позволительно, когда подобным образом поступают подростки в своей среде, но не взрослые люди. С этим мальчиком всегда разговаривали с такой позиции – с жесткой. Никто не узнал, что у него на душе, никто не вошел в его положение – его сразу сделали изгоем общества. У него такая семья, значит, он плохой. Ну, тогда он и будет плохим – что мы хотели получить?
Если бы с ним поговорили по-человечески, приняли его, он не был бы таким?
– Да, но говорить надо не один раз. Да, это тяжело. Да, у таких детей выходит обида на общество. Это нелегко, но, чтобы что-то изменить, необходимо работать. Мы взрослые, а не они. Мы их учим себя вести. И этого мальчика мы сейчас научили, как себя вести с теми, кто неугоден. Более того, этого ребенка еще и по всем каналам показали, и сейчас он понял, как надо себя вести, чтобы стать знаменитым, чтобы люди обратили внимание. Из него сделали героя.
Дальше – хуже?
Все начиналось с «китов», а дальше – все страшнее. Это так?
– Я бы не сказала, что страшнее. Потому что «синие киты» – это тоже очень страшно. Мне кажется, что сейчас самое ужасное – что подростков привлекают к распространению наркотиков, которые убивают детей. Это, наверное, самое важное сейчас, хоть и проходит незаметно. А все остальные течения, «киты» или А.У.Е., здесь просто надо разговаривать с подростками. Ведь они что хотят – самовыражения, но получается у них только таким образом. И это опять наша вина: мы не показали им, что это плохо. Опять же, если взять телеканалы, то там идет пропаганда такого общества, такого поведения. Где семейные ценности, дружба, взаимовыручка? Фильмы, программы, контент в «Ютьюбе» учит их так себя вести. Важно не терять контакт с ребенком, важно разговаривать с ним. Не просто запрещать, а объяснять, почему. Это только на первый взгляд кажется, что они не прислушиваются ко взрослым. Они видят, что родителям это не нравится, что они переживают.
Работа, которую ведут киберволонтеры, поиск и блокировка опасной для детей информации в Сети, реально помогает уберечь многих от опасных увлечений?
– В большей степени это помогает в остановке распространения наркотиков. Но в любом случае – лучший способ борьбы – это действительно доверительные отношения с ребенком. Надо всегда быть готовым к тому, что ребенок может ошибаться, допускать промахи – это нормально, только надо вместе это пережить. К несчастьям приводит игнор или идеализация своего ребенка.
Кроме того, надо всегда разделять ребенка и его поступки. Если ребенку плохо, он делает плохие поступки, если хорошо – хорошие.
Еще родителям важно понимать, что интернет еще хуже, чем улица. На улице ты хотя бы видишь, кто тебя видит, кто с тобой говорит. А в интернете – нет. Поэтому здесь родителям важно самим разбираться в технологиях, а многие не хотят. Но ведь мы с вами, прежде, чем дать ребенку в руки нож, учим его с ним обращаться, чтобы он не порезался. С интернетом, с соцсетями должно происходить то же самое. Нужно объяснить детям, что не всему и не всем в интернете можно верить, объяснить, что там есть фейковые вещи, а есть настоящие.
Будь хорошим человеком
Можно ли говорить о том, что всему виной отношения в семье? Разлад между родителями?
– Сейчас очень много разводов. Это сильно влияет на детей. У ребенка нет модели семьи, нет понимания, как строить взаимоотношения. Ребенок не видит, как мама общается с людьми. А если мама конфликтует с другими, то и ребенок будет это перенимать.
Но неполная семья – это еще не значит, что ребенок будет каким-то неправильным, не таким. Бывает, что полная семья, но в ней нет мира. Если родители ругаются, или живут вместе только ради детей, это тоже сильно влияет на детей. В таких ситуациях, кстати, развод – тоже не лучший выбор. Если люди приняли решение расходиться, надо выстроить мирные отношения, ничего не делить, особенно детей. Надо решить проблему. Для ребенка важно иметь связь и с мамой, и с папой – они оба для него важны. Кроме того, важно договориться о том, как воспитывать ребенка. Если будут разногласия, от этого тоже ничего хорошего не будет – он быстро научится манипулировать, хитрить, и по жизни эта модель поведения будет с ним.
Важно не осуждать поступки, надо разговаривать. Молодежь сейчас хорошая, многие молодые люди меня удивляют своей зрелостью. Мы разговариваем с ними на такие темы, на которые мы могли рассуждать после 20 лет. А их в 15 уже интересует устройство мира, справедливость.
Есть ли у ребят, которые участвуют в таких «играх», общие черты? Это может быть психическое расстройство?
– Если отбросить всю шелуху, то это всегда одиночество. Одиночество и боль. Ребенок ищет пути выхода из этой ситуации.
Нельзя говорить о том, что у всех ребят, которые участвовали в синих китах или состоят в группах А.У.Е., есть психические расстройства. Вообще по статистике такое выявляется у маленького процента подростков. И, если посмотреть на тех же «китов», то там работала целая схема по привлечению подростков. Начинали с того, что спрашивали: тебе грустно, одиноко? Потом начиналась игра – детей пугали, что родители умрут, если им обо всем рассказать. Но, опять же, кто-то верил и выполнял все задания: это значит, что нет контакта с родителями, нет возможности все им рассказать.
Какие признаки в поведении подростка говорят родителям о том, что с ребенком не все в порядке?
– Если ребенок стал замкнутый, а до этого был общительным. Или наоборот – всегда молчал, а тут вдруг стал чрезмерно общительным, начал много говорить, при этом, у него все хорошо. Ну не может быть всегда все хорошо. Это первый звоночек. При этом, ребенок не смотрит в глаза, находится как будто в эйфории.
Когда появляются надписи на руках, шрамы. Или раньше ходил в шортах и футболках, а сейчас – только в штанах и кофтах. Что он прячет? Кто-то начинает грызть ногти, крутить волосы. В таких случаях надо обращаться к специалистам.
Если контакт с ребенком уже потерян, как его затащить к психологу? Не насильно же?
– Если надо, то придется и насильно. Если вы чувствуете, что с ним что-то происходит, то надо. Если бы у вашего ребенка торчал из спины нож, а он не хотел бы ехать в больницу, что бы вы сделали? Правильно – насильно отвезли бы. Это же спасение жизни.
Часто слышу от родителей, что ребенок не хочет идти к специалисту. Но тогда я спрашиваю: кто взрослый, кто понимает, что сейчас происходит? Ребенок не понимает, он говорит, что все хорошо. Кстати, многие подростки сами знают, что им нужна помощь. Да, их затаскивают к психотерапевту, но они раскрываются, они хотят, чтобы им помогли. Только они не могут принять помощь от родителей. Еще ни разу не видела ребенка, который не раскрылся бы, даже те, кого насильно притащили родители. Надо понимать: он делает все это, потому что ему плохо.
Есть советы, как воспитать хорошего человека?
– Надо начать с себя – а я какой человек? Я все делаю правильно? Прежде, чем кого-то воспитывать, надо воспитать себя. Иногда родители требуют от ребенка того, чего не делают сами. Прежде, чем воспитывать, поймите, по каким правилам вы живете, какие ценности у вас есть.
Часто спрашивают, почему ребенок ничего не хочет делать, ничем не интересуется. Тогда я задаю встречный вопрос: когда вы возвращаетесь с работы, что делаете? Как правило, ответ один – ложусь на диван и отдыхаю. Так откуда у ребенка будут другие привычки? Он видит, как вы лежите и ничего не хотите.
Еще раз подчеркну – не надо во всем патокать ребенку, надо, чтобы он учился на своих ошибках. Приведу пример. Мои дети решили сделать дома какие-то липучки, и перевели на них весь сахар. Мы утром встали, а в сахарнице пусто. Я сказала, что рассчитывала, что нам хватит упаковки на месяц, но вы перевели продукт, не спросили меня, поэтому мы либо пьем чай без сахара, либо вы тратите ваши карманные деньги на его покупку. Два дня они попили несладкий чай, потом купили сахар. Это урок, это опыт. Ничего с ними не случилось за эти два дня без сахара, но они сделали выводы.
Были ли в вашей практике такие случаи, когда после работы с такими подростками, они возвращались в общество, становились положительными?
– Я бы не говорила о том, что они тогда были отрицательными. Просто когда смотришь на ребенка, видишь его боль, разговариваешь с ним об этом, о его чувствах, переживаниях, не обесцениваешь их, а принимаешь, тогда ребенок открывается, разговаривает. Но важно, чтобы так делал не только психолог, но и родители: принимали и понимали своего ребенка. Родителям важно понять, почему ребенок совершает эти поступки.
Да, конечно, такие истории есть. И, самое интересное, эти ребята сами звонят мне, когда у них что-то случается, просят поддержки, помощи.
Вообще я заметила такую тенденцию: сегодня подростки знают, кто такие психологи. И у них откуда-то взялось такое мнение, что нам можно рассказывать все. Не знаю, может, из-за голливудских фильмов. Но дети сами идут к психологу, если есть такая возможность. Год назад я работала в Анучино, объявила о том, что весь день буду вести прием. Из 20 человек, пришедших ко мне, пять были подростки. И их никто не загонял туда – они сами узнали о приеме, сами пришли. Одна девочка рассказала, что иногда впадает в странное состояние, она его не понимает, оно ей не нравится – она просила помочь разобраться в нем. Другой сказал, что ему не нравятся его отношения с мамой. Просил совета: что сделать с собой, чтобы не грубить ей.
Мы думаем, что им все равно. Нет! Они все чувствуют, переживают. Я еще не видела ни одного ребенка, который бы сказал «мне все равно, я ничего не хочу». Это самое страшное.
Фото: предоставлено Оксаной Лосовой