Штаб Алексея Навального меняет риторику. Если раньше из уст несистемных оппозиционеров звучали призывы к протестам с требованием допустить незарегистрированных кандидатов, то теперь весь фокус внимания направлен на пропаганду сервиса «Умное голосование». О том, насколько эффективной может быть такая политтехнология, «ФедералПресс» побеседовал с главой Фонда защиты национальных ценностей, членом Общественной палаты РФ Александром Малькевичем.
Александр Александрович, в последние дни особенно активно ведется пропаганда так называемого умного голосования – сервиса, который был разработан штабом Навального. О нем много говорили и раньше, но теперь такая агитация, кажется, пришла на смену призывам выходить на несанкционированные акции протеста. Какую бы вы дали оценку такой политтехнологии?
— На мой взгляд, во-первых, конечно, это говорит о том, что вся так называемая работа идет очень ситуативно, потому что нет какого-то четкого плана. Что я имею в виду? Во-первых, долгое время было много крика о том, что депутаты Московской городской думы ничего не решают, что это очень декоративный орган. Такой была первая волна критики.
Будучи объективным, скажу, что у Московской городской думы плохо с пиаром. Он какой-то слабый. Пойди спроси москвичей, чем занимается городская дума, чем она известна, прославила себя, – ничего не понятно. Есть ряд законодательных органов, которые придумывают что-то себе, требуют отчеты региональных министров.
Потом неожиданно пошла вторая волна: если в Мосгордуму пройдут представители так называемой оппозиции, хотя на самом деле в выборах участвуют представители «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР, «Яблока», «Родины», но именно если туда попадут так называемые несистемщики, то немедленно жизнь будто бы сразу наладится и в Москве, и по всей России, в том числе почему-то все, кто сидят в тюрьмах, сразу выйдут. Это противоречит предыдущим доводам, что орган якобы бессмысленный.
Теперь вдруг пошла третья волна – «Умное голосование». Вроде бы все, представители Навального в выборах не участвуют, но как будто бы участвуют. Давайте теперь все, как некие адепты секты, прислушаемся к ЦУ и начнем голосовать непонятно за кого по призыву якобы лидера протеста. Ну и еще тема про деньги: «продолжайте жертвовать», хотя отчетность непрозрачная, зато прозрачная публикация об отдыхе за границей.
Каковы положительные и отрицательные стороны «Умного голосования»?
— Конечно, чисто теоретически определенные плюсы в теории есть: а давайте возьмем и «прокатим» власть. Но, во-первых, возникает основной вопрос: а почему именно за такого кандидата нужно «умно» проголосовать? Именно за этого, а не за другого, ведь в каждом округе есть 4–5 кандидатов. То есть где прозрачность критериев того самого «умного» выбора?
Нам попытаются предъявить некоего кота в мешке, которого хотят распиарить условные адепты Навального. Мы для вас определили, что в условном округе кандидат Пупкин – это наш выбор. А почему именно этот? А где гарантии, что когда он станет депутатом Мосгордумы, он будет лучше, чем предыдущий депутат или чем тот кандидат, против которого вы топите?
На ваш взгляд, какой процент избирателей, которые придут на участки 8 сентября, может прислушаться к рекомендациям штаба Навального? Это будет большая часть голосующих или напротив?
— Это, кстати, тоже очень серьезный вызов, который, я считаю, будет забавно «пропиарен наоборот» Навальным. Вот он, условно говоря, говорит: «В округе таком-то голосуем за Пупкина». Потом идет непрозрачная система «умного голосования», и в итоге Пупкин занимает второе место, получает какое-то количество голосов, и вот в этом, на мой взгляд, подвох и зарытая собака. По итогам команда Навального объявляет, что Пупкин получил 100 тысяч голосов и это все мы! Хотя Пупкин вел свою работу. За него работала его партия, за Пупкина кто-то проголосовал в последний момент на участке и так далее.
Фактически идет узурпация не власти, а узурпация чужим трудом заработанных голосов. И это, конечно, мягко говоря, несправедливо. Человек ведь работал.
То есть нельзя посчитать тот процент, который придет и проголосует как велит «Умное голосование», а все будущие заявления Навального об успешном применении механизма – пиар на том, чего добился сам кандидат?
— Да, да, конечно. Цели Навального – во-первых, присвоить себе голоса кандидатов, которые сами трудятся, а во-вторых, не выпадать из информационной повестки. Он будет до 8 сентября и после пытаться доминировать. И третий циничный момент – это то, что он пытается явочным порядком занять в очередной раз место основного лидера протеста, потому что пока он опять отсутствовал, зажигали Гудков, Яшин, в конце концов Митрохин, который является зарегистрированным кандидатом, Явлинский где-то проходил, «Яблоко», которое нескольких человек смогло выдвинуть бенефициарами. А это для Навального крайне болезненно, поэтому он восстает из тьмы и говорит: «Нет, я лидер, я сейчас скажу вам, сотням тысяч зарегистрировавшихся, за кого нужно голосовать». При этом как посчитать эту цифру? Тоже непонятно, потому что он ведь тут надеется чуть ли не на 600 тысяч зарегистрировавшихся [на сервисе «Умное голосование»]. Там простая арифметика – 60 тысяч, как он решил, было посетителей митингов, каждый из них должен сагитировать 10 человек, а потом все они получат письма счастья. В конце концов, кто ему мешает взять нарисовать счетчик на сайте и сказать, что у нас реальная победа – зарегистрировалось 800 тысяч человек? Вот эта манипуляция с цифрами, на мой взгляд, тоже очевидна, так же как и то, что, нарисовав эти цифры, Навальный скажет: «Я – главный оппозиционер Москвы и России».
Что будет с протестной риторикой? Теперь вроде бы штаб Навального не приглашает к участию в несанкционированных акциях. Можем ли мы наблюдать спад протестной активности после призывов воспользоваться «Умным голосованием»?
— Тут надо смотреть на те задачи, которые будут сформулированы на осень конкретными людьми и структурами, находящимися за пределами России. Мы видим, что методички одни и те же. Они отрабатывались на Украине, тренируются в Африке, на целом ряде стран. Тупиковая ситуация возникла в Гонконге, где ситуацию раскачали и вообще нет никакого решения. Конечно, я думаю, что основная волна теперь начнется 9 сентября. Просто даже любопытно посмотреть, какие там будут придуманы поводы для того, чтобы возбуждать людей. Что теперь будут высасывать из пальца?
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский