В Тюмени состоялось ежегодное деловое событие – «День знаний для предпринимателей». Уже в седьмой раз это мероприятие объединило более тысячи гостей со всей страны. В этом году участники обсудили новаторскую и мощную по своему влиянию на бизнес тему его цифровизации. Спикеры, среди которых исключительно практики, говорили о необходимости изменений, налаживании бизнес-процессов в новых быстро изменяющихся реалиях. О том, есть ли шансы у малого бизнеса выйти на международные площадки и какие возможности дает цифровизация, – в интервью «ФедералПресс» с общественным деятелем, предпринимателем, руководителем рабочей группы от России по цифровой экономике Делового совета БРИКС Анной Нестеровой.
Анна Владимировна, тема форума обозначена как «цифровая трансформация». Что лично вы вкладываете в это определение?
Кухарук пообещал оказать тюменским предпринимателям адресную поддержку
К концу года в тюменской глубинке появятся общественные помощники бизнесменов
Александр Моор: у тюменского бизнеса – большой потенциал
«Росконгресс» поддержал развитие молодежной бизнес-инициативы
Законопроект по «регуляторной гильотине» будет внесен к октябрю
- Для меня как для представителя международной электронной торговой площадки GlobalRusTrade.com, которая дает предпринимателям возможность продавать свои товары, работы, услуги по всему миру, это все-таки оцифровка стандартных классических подходов к торговле. Я говорю о применении современных инструментариев, платформенных решений, которые позволяют, сократив время, стерев все географические, культурные, языковые барьеры, расширить горизонты своего бизнеса. Когда предприниматель производит свой товар и ищет потребителя как внутри страны, так и за ее пределами.
Возможности малого, среднего и крупного бизнеса в этом смысле отличаются?
- Нет! Присутствует как раз унификация. В данном случае нет классификации на малый, средний, большой. Инструментарий один для всех – компания должна зарегистрироваться, быть представленной на GlobalRusTrade.com, выложить свой товар, и с этого момента с любой точки земного шара потребитель может приобрести этот товар.
Отмечу, что в рамках нашего партнерства в БРИКС южноафриканские страны активно используют этот инструментарий для того, чтобы расширить размеры своего бизнеса. Важно, чтобы и российские компании тоже использовали этот способ. Нужно донести до них, что это быстро и удобно. Это возможность в один клик быть представленным по всему миру.
Но, к сожалению, до сих пор мы констатируем тот факт, что не все компании имеют интернет-сайты. Почти половина, я даже скажу, наверное, процентов 60, не имеют перевода своего основного контента на этом сайте на английский язык, я уже не говорю про другие языки. И каким образом зарубежному партнеру найти тот или иной товар или услугу? Marketplace – тот агрегатор, который дает возможность контенту быть доступным для любого из потребителей. Но российский бизнес не использует его в полной мере.
Мы плавно подходим к вопросу подготовки кадров, нужных в новых реалиях. Минтруд, кстати, недавно опубликовал данные о том, что к 2040 году половина профессий исчезнут вовсе...
- Но на смену придут другие. Это важно. Нельзя сказать, что завтра водителей такси не станет. Они будут. Быть может, в другой форме. Быть может, будут только частично заняты. Но они никуда не исчезнут. Это больше, знаете, такая красивая байка: мол, придут машины и заменят людей. Никогда.
Я более того скажу, что у онлайна есть такая фраза, и она очень мне близка, – цифровая тишина. Это когда ты общаешься с машиной, с ресурсом и не понимаешь, кто за ним стоит. Вот здесь никогда человек не исчезнет, потому что для большинства людей является важным визуализировать компанию с конкретным лицом, возможность задать вопрос конкретному лицу. Да, есть чат-бот, но все-таки эта цифровая тишина отпугивает.
По поводу подготовки кадров – да, это приоритет. Сейчас мы видим много онлайн- и оффлайн-ресурсов, которые обучают и молодое поколение, и людей в возрасте 50+. Это важный пласт для нас – цифровизация. Но уповать в этом только на государство не стоит. Бизнес должен включаться, и IT-компании сейчас это делают довольно активно – проводят образовательные проекты. Это то самое государственно-частное партнерство, когда бизнес и IT-компании, понимая, что эти кадры им необходимы, сами вкладывают время и средства для того, чтобы эти кадры растить.
За прошлый год, по данным исследования FinExpertiza, в России закрылось в два раза больше бизнесов, чем открылось. Хотя, казалось бы, возможностей для развития сейчас предостаточно.
- Я видела другие данные о том, что среди молодого поколения предпринимательская деятельность набирает обороты. Появляется все больше стартапов в сфере цифровых технологий.
На мой взгляд, те мероприятия, крупные форумы, которые сейчас проходят, способствуют как раз популяризации предпринимательской деятельности. Да, в России есть свои нюансы. Но ни одна страна без этого не обходится.
Мы находимся на том этапе, когда бизнес действительно крепчает, когда бизнес узнает о новых возможностях. Сейчас появились невероятные возможности с точки зрения коворкинга: малый бизнес, находящийся в зачаточном состоянии, не имеющий пока средств, чтобы снять офис, может иметь рабочее место и начать вести свою деятельность.
При этом мы неоднократно сталкивались с тем, что бизнес не знает обо всех возможностях, что предлагает государство. И сегодня губернатор это отмечал. Но тот набор мер, который он озвучил для Тюменской области, их даже больше, чем меры поддержки, которые оказывают цифровым компаниям в Сингапуре или Малайзии. Просто об этом мало кто знает. И наша задача – донести до молодого поколения, какие меры есть и как ими воспользоваться, чтобы начать свой бизнес.
Фото:«День знаний для предпринимателей», vk.com, ЕкатеринаЛазарева