Работа с социальными сетями и в них – это новая реальность всех медиа: получать информацию, заявить о себе, раскручивать бизнес помогут онлайн-площадки. О том, как интернет-СМИ нужно вести себя в соцсетях, какими качествами должен обладать эсэмэмщик и как продвигать тексты в «Фейсбуке», в интервью «ФедералПресс» рассказала организатор конференции «Суровый питерский SMM» Наталия Франкель.
Наталия, предлагаю начать с достаточно общего и отчасти философского вопроса – как социальные сети изменили современную журналистику?
— Социальные сети за счет скорости передачи контента не дают журналистике шанса быть медленной. Журналистика за счет моментального выхода в инфополе получает возможность быть более честной, более актуальной и более востребованной. Сразу становится видно, какие материалы проходят цензуру, а какие являются личным мнением автора.
Журналистика поставляет в соцсети огромное количество новой крови. Сейчас многие, кто разочаровался в журналистике как в отдельном направлении своей деятельности, идут в SMM или в контент-менеджеры.
Какая схема взаимодействия для онлайн-СМИ будет наиболее продуктивной сегодня: найм эсэмэмщика или сотрудничество со специализированными агентствами?
— Я за то, чтобы работать не с агентством. Крайне мало агентств могут собрать внутри себя равнокачественных специалистов. Лучше постараться и нанять себе профессионала хорошего уровня. Понятно, что ему нужно создать определенные условия: дать интересную работу, нормальные деньги, а также возможность работать, а не заниматься бесконечным согласованием. Отдельный специалист не будет отвлекаться на других клиентов, а будет работать на один конкретный проект.
Какими качествами должен обладать SMM-специалист в новой медиасреде и как формировать кадры современным онлайн-СМИ? Обучать журналистике эсэмэмщика или обучать SMM-искусству журналиста компании?
— Эсэмэмщики должны быть адекватными, профессиональными и любящими то, что они делают. Как показывает практика, из журналистов получаются хорошие эсэмэмщики, просто потому что их уже учили писать. Также к ключевым навыкам SMM-специалиста можно отнести работу с контентом и хорошее понимание тематики, в которой он работает. Очень сложно будет эсэмэмщику, который писал про хенд-мейд, начать писать про стоматологию. Просто потому что он совершенно не в теме. Это будет не экспертный контент, непрофессиональные рекламные триггеры, непрофессиональное применение терминологии.
Эсэмэмщик должен очень хорошо разбираться в специфике соцсетей, так как не все соцсети подходят для всех ниш, не все их рекламные возможности подходят для всех продуктов и проектов.
В идеале, конечно, специалист должен быть универсальным, уметь делать все под ключ: написать текст, приделать к нему специально сверстанную картинку, гифку и настроить на эту статью рекламную кампанию. Но нужно понимать, что он автоматически становится еще дороже.
Как социальные сети могут помочь молодым авторам в продвижении материалов?
— Если говорить конкретно про тексты, то в первую очередь это «Фейсбук». Тут можно построить себе первоначальный уровень известности, потому что именно здесь сидит вся аудитория, которая любит читать нормальные тексты. Вторая текстовая соцсеть – это растущий сейчас и показывающий интересные результаты «Яндекс.Дзен». У меня есть коллеги, которые там получают большие охваты.
В меньшей степени продвигать тексты можно во «ВКонтакте» и в «Инстаграме». Тут другая специфика потребления контента. И, конечно, я бы совсем не говорила про продвижение текстов в YouTube, где нужно еще и видео. Люди любят, чтобы видео было красивым, а красиво – это дорого. Далеко не у каждого начинающего журналиста есть эти деньги.
Что касается мессенджера «Телеграм», то там тексты тоже заходят, но лонгрид запихнуть в него сложно. В телеграм-канал можно привлечь людей, чтобы они переходили на сайт, где могут читать материалы. Скажем так, я не видела успешных кейсов именно про тексты в «Телеграме».
Как удержаться на волне хайпа команде SMM-специалистов, работающих в онлайн-СМИ?
— Люди очень быстро все забывают, у них память как у рыбки. Период удержания первичного внимания на любом материале – какие-то считанные секунды. Единственный шанс постоянно быть в поле зрения своей аудитории – это никогда не останавливаться в производстве качественного контента и делать это регулярно. Это просто аксиома, это факт, ничего с этим не сделать. Если постоянно автора нет в поле зрения аудитории, его забудут.
В чем секрет неожиданной популярности «Тик-Тока»?
— «Тик-Ток» – взрывная соцсеть, в которой участники могут реализовывать свои творческие возможности. Аудитория Тик-Тока – подростки 14–16 лет. Но они же вырастут. «ВКонтакте» в 2007 году тоже называли соцсетью для школьников. С любой соцсетью намного веселее разбираться детям, подросткам или студентам. Каждая соцсеть изначально получается достаточно молодой, но проходит икс лет и аудитория вырастает вместе со своей соцсетью. И сейчас, конечно же, никто не говорит, что во «ВКонтакте» сидят школьники. Тем школьникам, которые там сидели 12 лет назад, сейчас по 30 лет, они зарабатывают деньги, покупают через рекламу во «ВКонтакте» яхты и квартиры.
Есть крутая идея для блога, но денег на раскрутку нет. Что делать?
— Когда говорят, что есть крутая идея для блога, надо понимать, она крутая для того, кто это пишет, или она крутая для аудитории, которая будет его читать. Если она крутая для того, кто пишет, то этого очень сильно недостаточно, чтобы раскачать продукт. Надо потестить, насколько этот контент подходит аудитории. И если идея крутая для аудитории, то есть развивающиеся без бюджета блоги, СМИ, и, опять же, повторюсь, что очень хорошей площадкой для бесплатного продвижения является «Фейсбук».
Нужен ли контент-план для тех СМИ, кто занимается продвижением своего контента в соцсетях или же контент должен генерироваться только повесткой?
— Если это новостная история, то, конечно, повестка дня. Другое дело, что может быть план выхода постов. Например, раз в неделю выходит какой-то текст. Он должен заранее быть написан, согласован, сверстан.
Какой объем публикаций в сообществах обращает на себя большее внимание? Читают ли лонгриды в соцсетях?
— Нет никакой формулы, и быть ее не может. Людям нужно не много контента, а качественный контент по той тематике, которую он пришел читать. От онлайн-СМИ не ждут, что там будет икс постов, икс статей в день и один лонгрид в три дня, например. Это все формируется самим изданием или самим автором, потому что нет ничего хуже, чем загнать себя в рамки формулы, которую кто-то сказал, не проверив. Надо смотреть на реакцию аудитории.
Нет СМИ, которые не меняют свои внутренние рубрики, которые не вводят что-то актуальное для своей аудитории. Косное СМИ сдохнет, как любая косная история, не заточенная на внимание аудитории.
Нужно ли онлайн-СМИ быть во всех соцсетях?
— Нужно здраво оценивать свои силы: если у вас есть ресурс – человеческий, денежный, временной и контентный на то, чтобы поддерживать себя на качественном уровне во всех соцсетях, то да.
Для разных соцсетей нужен разный контент, для «Инстаграма» один, для «Яндекс.Дзена» принципиально другой. И если у СМИ этого контента на все хватает, есть огромный штат, есть деньги, чтобы продвигать и создавать каналы, а также деньги на продвижение материалов, то можно присутствовать везде. При этом не будет гарантии, что все соцсети подойдут для этого конкретного онлайн-СМИ.
Как завести дружбу с сообществами аналогичных тематик и нужно ли это для раскрутки своих площадок?
— Сообщества с аналогичными тематиками, с одной стороны, ваши коллеги, с другой – ваши конкуренты. Дружить, просто потому что вы клевые, никто не будет. Тут нужно соблюдать экологичные отношения: никого не подставлять, не использовать что-то против коллег, не применять не самые честные методы. Нельзя использовать крутого блогера в своих целях без предоставления ему какого-то смысла, зачем он это делает. Он может сделать это по любви, потому что вы учились вместе в школе. Но если ему это не нужно, то насиловать и шантажировать нельзя.
Напомним, что Наталия Франкель организует крупнейшую конференцию по продвижению в соцсетях «Суровый питерский SMM V», которая пройдет в Петербурге с 19 по 21 октября. Уже четвертый год подряд организаторы мероприятия собирают лучших спикеров-практиков в одном месте, чтобы обсудить самые горячие темы из мира social media marketing.
Ключевые темы конференции:
– «ВКонтакте»;
– «Яндекс-дзен»;
– Tik-Tok;
– Instagram;
– YouTube;
– MyTarget;
– Facebook;
– мессенджеры;
– SMM как бизнес;
– таргетированная реклама;
– комплексный SMM;
– блогеры.
Где и когда: Санкт-Петербург, Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya, ул. Кораблестроителей, д. 14; 19 – 21 октября 2019 г., 11:00–19:00.