Авиакомпания «Победа» резко поднимает цены на рейсы из-за рубежа в Россию. Билеты на рейсы лоукостера подорожают на 40 %. Это произойдет с начала зимней навигации – с 28 октября. «Победа» исполняет решение Мосгорсуда, который 8 октября удовлетворил иск Московской межрегиональной транспортной прокуратуры и запретил взимать 25 евро с пассажиров, вылетающих из-за рубежа, за регистрацию на стойках аэропортов. В России регистрация на стойке не является отдельной услугой, и плата за нее включена в общие аэропортовые сборы и в стоимость билетов. О том, неизбежны ли подобные непопулярные решения или они характерны только для российского лоукостера, а также вообще о политике компании и ориентированности на клиентов в интервью «ФедералПресс» рассказал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Павел Абрамович, авиакомпания «Победа» подняла тарифы на международные рейсы на 40 % после отмены платной регистрации на стойках международных аэропортов. Такое решение очень бьет по кошелькам пассажиров, да еще и накануне зимнего сезона. Действительно ли оно единственно возможное?
—Авиакомпания «Победа» действует в рамках российского законодательства, поэтому вынуждена увеличить цену примерно на 40 %, чтобы исполнить решение транспортной прокуратуры, несмотря на репутационные потери, которые могут иметь неприятные последствия в виде оттока пассажиров в начале зимней навигации. Дело в том, что в конце октября прошлого года авиакомпания ввела плату за регистрацию на рейс, прописав подобный пункт в правилах, при этом онлайн-регистрация не облагалась сборами. Сделано это было после существенного повышения цен на топливо. Транспортная прокуратура изучила это решение и признала его незаконным, подав иск в суд. Зарубежные рейсы обойдутся пассажирам почти на 25 евро дороже – по текущему курсу это около 1800 рублей, но цена будет меняться из-за колебаний курса.
«Победа» уже принимала непопулярные меры, подчиняясь судебным решениям. Например, изменение габаритов багажа до 4 см шириной и так далее. Это обычное поведение для лоукостера?
—Компания пытается предоставить пассажирам все преимущества лоукостеров, чтобы быть конкурнетной на рынке, соревнуясь с гигантами отрасли, однако в Европе и США действует совсем другое законодательство. Российское ограничивает деятельность «Победы». Естественно, если какие-то нововведения крупных авиакомпаний противоречат закону страны, где та работает, их очень быстро убирают. Проблема в том, что конечный потребитель видит только увеличение цены и ущерб кошельку, не зная причины роста цены. Это и создает негативный образ компании. Проблемы с габаритами багажа наблюдались в прошлом году у нескольких российских компаний. Например, «Аэрофлоту» пришлось изменить условия, после шквала негатива в соцсетях.
Остальные «фишки» «Победы» – раскидывать пассажиров по разным концам самолета при отсутствии доплаты за место, рассаживать детей и родителей, рассаживать семьи по разным автобусам на выходе,не делать карманы в креслах. Часто бывает, что самолет летит полупустой, но семье все равно не разрешают сидеть вместе, так как нет доплаты за место. Это политика «Победы» или это характерные признаки лоукостеров?
— Лоукостеры предоставляют билеты по невысоким ценам, но чтобы заработать, используют совсем другую бизнес-модель, применяя дополнительные сборы за услуги. В их число входит как раз и выбор места, и дополнительный багаж. Например, если вы воспользуетесь услугами бюджетных перевозчиков WizzAir и Ryanair, то бесплатным для вас будет только провоз сумки, которая соответствует строгим габаритам. Лишний сантиметр потребует дополнительной платы. Подобные ограничения прописаны в документах компании как услуга, поэтому экипаж четко следует указаниям.
Складывается ощущение, что летать лоукостерами не так уж и дешево, учитывая многочисленные доплаты за все. Может ли случиться ситуация, что люди, посчитав затраты, уйдут в другие авиакомпании и «Победе» придется менять политику?
— После того, как компания подняла цены, у нее будет наблюдаться отток пассажиров. Критического ущерба он не нанесет, однако компании придется пойти на уступки и улучшить сервис, чтобы вернуть ушедших клиентов.
Вокруг «Победы» всегда столько скандалов, и, казалось бы,ее имидж безнадежно испорчен. Люди продолжают ей летать. Это российский менталитет или показатель уровня доходов граждан?
— В России на протяжении нескольких лет падают реальные доходы населения, и путешественники стараются сэкономить на авиабилетах, а потратить средства непосредственно во время отдыха. Поэтому выбирают самые бюджетные билеты. Кроме того, по данным 2017 года, суточный налет машин авиакомпании стал самым высоким в мире – около 16 часов. Это выше, чем у крупных лоукостеров – американской Southwest и ирландской Ryanair. В основном претензии к авиакомпании связаны с тем, что большинство пассажиров привыкли летать традиционными авиакомпаниями, где все опции включены в стоимость билета, а при выборе лоукостера большинстов пассажиров не читают правила, поэтому и попадают в различные спорные ситуации.
Фото: Полина Петренко