В Екатеринбурге завершаются работы по благоустройству территорий. В нынешнем году они затянулись до начала снегопадов. Некоторые участки пришлось переделывать из-за некачественной работы подрядчиков. Но большую часть работ все же выполнили. Например, сдали благоустроенную часть набережной Исети, завершают работы по реконструкции сквера за оперным театром, начали приводить в порядок Зеленую Рощу. О том, почему подрядчики в этом году не уложились в сроки, как бороться с уличной грязью, какие плюсы получили от расширения полномочий в районных администрациях в части благоустройства и почему в работе не обойтись без юмора, – в интервью «ФедералПресс» с председателем комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Тамарой Благодатковой.
Тамара Сайдалиевна, расскажите об основных итогах уходящего года в сфере благоустройства?
— Я бы оценила этот год как достаточно удачный. Мы начали важную для нас работу, связанную с капитальным ремонтом гидротехнического сооружения: мы приступили к ремонту Зеленоборской плотины. Раньше этому вопросу уделялось мало внимания. Второй важный объект – строительство надземного пешеходного перехода на дублере Сибирского тракта. Это снимет многие проблемы для тех, кто приезжает в крупные медицинские учреждения, плюс там частично проживают люди. Это будет безопасно для пешеходов и автомобилистов.
Кроме этого, мы выполняем ряд работ с демонтажем. Например, разберем опасный путепроводна Арамильском тракте, который находится в аварийном состоянии. Мы также успешно закончили реализацию программы «Безопасные и качественные дороги». В ее рамках мы выполнили 16 объектов в сжатые сроки, до 1 октября. Кроме этого, нам дополнительно выделяются деньги из казны Свердловской области на ремонт дорог административного центра, и все работы были завершены.
Если говорить про работы, связанные с благоустройством территорий, то здесь объем сам по себе был достаточно большим. Из бюджета города выделили дополнительно порядка 120 млн рублей администрациям районов. Например, администрация Ленинского района выполнила благоустройство возле культурного центра «Дружба», администрация Кировского района вела восстановление сквера Первых строителей МЖК. Администрация Октябрьского района улучшила площадь Обороны. В Чкаловском районе идет работа на бульваре Грибоедова. У администрации Орджоникидзевского района в стадии разработки – проект ремонта сквера по улице Орджоникидзе. И администрация Железнодорожного района сделала скейтбордную площадку.
В чем особенности благоустроенного участка набережной Исети? И какие участки будут реконструированы в дальнейшем?
— Сохранить природный ландшафт набережной. И на части территории мы это выполнили. Набережная понравилась всем; кто-то заметил недочеты, но так и должно быть, наверное. Каждому не может нравиться все, поэтому в магазинах продается не одно платье, а несколько. Различные аспекты отдыха постарались учесть те, кто проектировал концепцию. Хотя, конечно, были внесены изменения. Мы хотим сохранить природные берега там, где не будет большогоколичества людей. Людям, например, очень нравятся качели, поэтому мы увеличили их количество в два раза. Площадки для детского отдыха, конечно, также необходимы. Все, что удобно для человека, будет применяться и на остальных набережных. Мы для себя выводы сделаем. Мы рассматриваем набережные как зоны отдыха у воды.
Жители пишут: хорошо, что сделали дорожку по валу канализационного коллектора. Но считают, что она узковата. К сожалению, это все, что можно было выполнить в рамках проекта. Изначально ситуация была такая, чтобы не делать дорожку вообще. Водоканал сказал: мы не можем согласиться, что вы сделаете дорожку на сети, которой очень много лет. Несколько раз проводились обследования. Какая ширина позволила, так и сделали. Пока это действующий коллектор.
На каком этапе находится реконструкция сквера за оперным театром? Почему с ним возникли такие трудности?
— Основная трудность – отсутствие крупных подрядных организаций, которые умеют работать со всеми элементами благоустройства. Они нанимают себе подрядчиков, не умея делать какие-то виды работ. Работать с гранитом сложно, надо уметь работать как с ним, так и с поставщиками. Материал природный – это же не пирожок в печке. Ведь плитку нужно изготовить, а камень в принципе надо где-то добыть. На сегодняшний день остался минимальный объем работ. Мы бываем на этом объекте чуть ли не каждый день. Подрядчику осталось закончить работы по ротондам, поставить балясины и вернуть львов, которые ждут своего часа, чтобы предстать перед горожанами. Объект получился в целом достаточно хорош.
Многие ругали нас, что он весь в граните, что там много чего нарушено, но все не так. Само здание оперного театра красивое, и его стиль надо было поддержать, поэтому тут не подошли бы современные объекты. Много разговоров было про освещение, которое тоже подходит под стиль оперного театра.
Плохо, конечно, что заканчивают в последний момент. Комфортно работать в теплое время года. Есть виды работ, которые можно проводить круглый год, но ведь неудобно, производительность в разы падает, зачем доводить работу до такого периода?
На каком этапе находится благоустройство Зеленой Рощи? Удалось ли достичь компромисса с общественниками, критиковавшими проект?
— Мы очень долго заходили на этот объект. Пока выполнены две дорожки, ведутся работы по подготовке посадочных ям. Все работы будут перенесены на следующий год. Большое количество деревьев будет посажено. Любые работы лучше выполнять в теплый период года. Правда, деревья летом тоже нельзя сажать. В свое время озеленению города и благоустройству я отдала 9 лет, и, знаете, самая лучшая посадка деревьев была зимой. Дерево не замерзнет, если его поливать, корневая система не иссохнет. В Зеленой Роще не хотим, чтобы подрядчик занимался этими работами зимой. Какие-то подготовительные работы пока ведутся. Кроме этого, надо подготовить все для реконструкции стадиона: привезти щебень, песок и другие материалы.
Если же говорить про общественность, то сейчас подключилась общественная организация защиты зеленых насаждений, которая берет на себя весь удар. Пока вопросов не возникло, работа идет своим чередом. Мы повторно проводили экспертизу растений, и, к сожалению,очень много старых насаждений, но это не значит, что надо все рубить. Я всегда говорю: если человек старый, то это ничего не значит. Клены в Зеленой Роще начали вытеснять другие деревья, что мешает другим растениям существовать. Из-за этого кленовые насаждения были убраны.
Каковы итоги ремонта дорог и тротуаров? Есть ли замечания? Как ведется претензионная работа?
— Сезон ремонта автомобильных дорог очень короткий. К сожалению, не получится так, что ремонтные работы пройдут незаметно для людей. Как минимум для ремонта дорог применяется холодное фрезерование, а это как минимум шумно. Мы вынуждены перекрывать движение, хотя стараемся оставить одну полосу, пока на другой ведутся работы. Мы постараемся составить графики вместе с сетевыми и тепловыми компаниями, водоканалом, чтобы определить, кто и когда заходит на объект. Информацию о дорогах мы брали с сайта «Карта убитых дорог», куда люди сами заносили те или иные объекты.
Люди жаловались, что снимают новый асфальт, например. Повторюсь, если мы выявили некачественный участок работы, то он не принимается. Говорим подрядчику, что платить не будем за такой ремонт. Они в итоге сами принимают решения, что переделают участок. К сожалению, в этом году переделывали тротуары и дороги несколько раз и на нескольких объектах. Это научит организации работать с первого раза. Тем более что чудес не происходит и дважды за работу никто не платит. Подрядные организации несут обязательства за отремонтированный участок порядка четырех лет и устраняют недочеты за свои деньги.
Многие наблюдатели отмечают, что работы по благоустройству в нынешнем году затянулись до начала снегопадов. Повлияет ли это на их качество? Какие выводы сделаны на будущее?
— Выводы на будущее должны сделать подрядные организации, которые работают в этом году, и те организации, которые будут работать с администрацией города в дальнейшем как заказчики. Они должны понимать, что уровень требования к качеству благоустройства будет расти с каждым годом. У нас все контракты были заключены в мае – начале июня. У них было целое лето, чтобы показать горожанам, как надо правильно работать, но не смогли организоваться. На следующий год должны научиться. Другого варианта у них нет.
Какие главные объекты будут благоустраиваться в ближайшие годы?
— Во-первых, две набережные с обеих сторон городского пруда – за улицей Челюскинцев до Папанина. Кроме этого, в перспективе будем продолжать набережную вдоль реки Исети, в сторону ЦПКиО. Мы понимаем, что пока будет строиться ледовая арена, нет смысла выходить на ремонт, пока не будет основы здания. Должны закончить парк Зеленая Роща и отдать его горожанам, чтобы они не беспокоились за его судьбу. Также парк XXII партсъезда у Дворца молодежи. Он очень хороший, но там нечего делать. Часто пишут, что ребенку там скучно. Будем работать над тем, чтобы сделать его интересным для детей, молодежи и взрослых. Сами администрации районов планируют благоустроить ряд объектов.
Как будут расширяться возможности общественного обсуждения проектов благоустройства?
— В рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды» мы обсуждаем проекты на 2021–2022 годы. На сайте администрации города мы опубликовали список объектов, которые предлагаем обсудить с горожанами. Это не значит, что надо выбрать только из тех, которые предложила общественная комиссия. Там есть пустая строка, куда можно включить любой объект. Если будет большое количество голосов по каким-то объектам, то мы его изучим. Понятное дело, что сейчас мы включили крупные объекты, которые существуют для всех жителей Екатеринбурга. Наши позиции исходили из объектов общего пользования. Конечно, все площадки будем обсуждать. Первые обсуждения будут уже в феврале и утверждение общего списка. Надо будет следить за сайтом администрации Екатеринбурга, где и будет проводиться голосование. Можно также просто написать предложение, не желая заполнять анкету.
Будет ли совершенствоваться защита зеленых насаждений во время благоустройства?
— Сейчас каждое дерево, которое находится в пределах Зеленой Рощи, закрыто щитами. Под словом «защита» может быть много всего. То, что задиров в коре не должно быть, – согласна. Все зависит, конечно, и от вида дерева, и от того, как сильно повредили кору, например, у тополя, – она очень толстая. С эстетической точки зрения такого не должно быть, конечно. А многие деревья и вовсе могут погибнуть от таких повреждений. Поэтому сейчас служба заказчиков старается прописывать это в контрактах, чтобы потом требовать с подрядчика и привлечь к ответственности, также и к материальной.
Какие работы запланированы в сфере доступной среды?
— В первую очередь все, что связано с безбарьерной средой, – значительная часть выполняется в рамках ремонта дорог. Порядка одной тысячи понижений мы делаем каждый год в рамках ремонта дорог, и на 5 млн рублей выполняем различных понижений, связанных с маломобильными группами. Ежегодно в начале года с общественными организациями обсуждаем и решаем, что надо включить в перечень работ. Например, мы постарались в сторону центра реабилитации инвалидов на улице Белинского сделать дорогу. И все согласовано с представителями общественного движения. Есть в перечне, конечно, и предложения горожан. Но не все, что они пишут, можно выполнить, к сожалению. Например, некоторые наклоны на путепроводе сделать невозможно. Подрядчики на таких объектах тоже плохо справляются, не в состоянии выполнять такую работу, потому что очень важно правильно разогнать уклон.
В Екатеринбурге много лет обсуждаются способы борьбы с уличной грязью. Используются ли результаты исследования, проведенного по заказу администрации? Какие меры планируется предпринять в ближайшие годы?
— Одна из рекомендаций – в городе остается очень много непокрытой травой земли. Мы с вами живем в таком регионе, где почва очень мелкая, практически пылевидная. Плюс сам газон по идее не пылит, пыль идет от раскопок. На данный момент был увеличен контроль за раскопками, чтобы подрядчики не срывали сроки и не оттягивали восстановление озеленения. Плюс в правилах благоустройства прописано, что нельзя использовать торф. То, что поднялось в воздух, оседает на зданиях, потом пыль перемещается дальше. Еще один аспект, конечно, – высокий процент строительства в городе. Это хорошо, но любая подготовка к строительству –пыль, которая будет появляться в городе. Должны быть сетки в больших количествах на
отвалах, но пока этого не делают. Как бороться с пылью? В теплый период года как можно дольше убирать пыль с дорог и не останавливать работы до минусовой температуры. Для этого мы дополнительно купили машины «Чистодор». В такую погоду, как сейчас, много грязи от шипованной резины автомобилей, которая вырывает из асфальта определенный слой битума, мелкого песка и разносит его.
Как совершенствуется работа по вывозу снега и борьбе с гололедом? Летом счетная палата заявила о возможных нарушениях при закупке противогололедных средств – чем закончился конфликт?
— Нарушений при закупке не было абсолютно, никто не писал и не подтвердил. В том числе была проверка использования противогололедного материала для дорог и для тротуаров. Весь материал хранится на базе ДЭУ. Счетная плата же нашла нарушения с точки зрения оформления документов. Не шло речи о том, что его кто-то украл. Противогололедный материл не масло, его на хлеб не намажешь. Замечания устранены. В этом году мы сделали грузоприемные в районных администрациях, а не ДЭУ. Уже потом материала выделяют столько, сколько нужно. О нарушениях 44-го закона нет речи.
Каковы итоги работы квартальных? Планируются ли изменения в данной сфере?
— За квартальных в большей степени отвечают администрации районов, а руководят ими главы, но в общем и целом они делают большую невидимую работу. Они размещают на сайте что было и что стало. Например, убрали кучу мусора, но она потом появилась на том же месте. И тут надо понимать, что работать надо вместе; все должны понимать, что мусор надо складывать в контейнеры, ведь мы платим за вывоз мусора деньги. А у нас бывает так, что мусор в мешке могут просто вынести и оставить в урне, которая предназначена для кратковременного хранения. Работают квартальные по плану.
Поддерживаете ли вы расширение полномочий районных администраций в части благоустройства?
— Да, конечно. Потому что районные администрации – первая точка на линии между жителем и администрацией Екатеринбурга, ведь к нам добраться сложнее, нежели перейти дорогу и обратиться к администрации Орджоникидзевского района. Глава района всегда знает, что надо людям, знает их проблемы. И оперативно принимаются все решения.
Вы работаете в администрации уже много лет – чем отличается новая управленческая команда от предыдущей? Как складывается взаимодействие с новым составом думы?
— Конечно, изменилась команда, пришли новые люди, но в любом случае человек, который придет, строит работу на осваивании законодательных актов РФ, субъекта и местных актов. Кардинально ничего не произошло. Что нового? Уже говорили о том, что передали полномочия районам, которые обычно ничем не занимались. Теперь они активно ведут работу. Также в 2019 году администрация города была более вовлечена в процесс не только уборки, но и ответственности за нее. Ранее же за это отвечал комитет благоустройства. И этот момент не может не радовать.
Некоторые журналисты отмечают ваше чувство юмора – как вы к этому относитесь?
— К чему? К чувству юмора отношусь хорошо. Здоровый юмор в работе помогает, мы иногда всем комитетом хохочем.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Елена Ельцова