Общество
Общество
Москва
0

«Водителей нужно мотивировать не только палкой по спине». Автоэксперт о «драконовских» штрафах

Новый проект КоАПП, который совсем недавно был вынесен на суд общественности, встретил резкое сопротивление со стороны экспертов и простых водителей. Проект «припечатали» эпитетами «драконовский», «бесчеловечный» и даже «коррупционный». Конечно, водителей понять можно – к такому резкому повышению штрафов никто не был готов. Например, штраф за превышение скорости увеличивается в шесть раз, за перевозку детей без кресел или бустеров – в полтора, а за пьяную езду придется отдать 50 тысяч рублей. Если очень повезет. Автоэксперт, шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев высказал свое отношение к «кнуту для водителей»

Владимир, штраф за нарушение ПДД – это то, чего не миновал, наверное, ни один водитель со стажем. Но суммы, о которых сейчас идет речь, настолько неподъемны, что видится один выход – стать пешеходом. Неужели только страх серьезного наказания может повысить безопасность на дорогах?

— К этой проблеме можно подойти сразу с трех сторон. С точки зрения эксперта штраф – это самая эффективная мера воздействия на человека. Она самая быстрая, и всегда дает быстрый результат. Напугать человека всегда легко. Но этот результат и самый краткосрочный. Я много общаюсь с водителями, не только в законотворцами, но и с теми, кто подчиняется этим законам. Так вот, когда первый страх проходит, люди начинают искать все возможные плоскости для того, чтобы избежать штрафа. Причем именно избежать штрафа, а не перестать нарушать. Однажды в Подмосковье я остановился на заправке и среди всего, что там продавалось, я нашел баллончики с грязью. Сначала я даже не поверил, что это грязь. Но потом мне объяснили, что это для того, чтобы замазывать номера. Голь на выдумки хитра, и чем серьезнее будет противостояние с точки зрения требований и обязательств, тем эксклюзивнее будут инструменты этой борьбы. Начиная от всяких электронных примочек, которые позволяют скрывать номера, заканчивая какими-то устройствами, которые, якобы, как-то влияют на камеры. На самом деле никак они не влияют, но люди в это верят. А раз верят, значит этот рынок будет существовать и развиваться.

Это первый подход. Второй подход – как человека, эксплуатирующего машину, как водителя. Могу сказать, что мой средний пробег в год составляет около 45 тыс. км. Это средний пробег. И как и все водители, я тоже получаю штрафы. Мне стало интересно и я стал анализировать штрафы, которые получил за год. И вот очень большая масса штрафов упираются в очень небольшие значения скоростного режима. Если разложить их по тем дорогам, где я хватал эти штрафы, то получится, что на 97% это движение по трассам. И речь идет не о том, что я езжу значимо быстрее, чем все остальные. Просто при среднем ровном скоростном режиме (например, где разрешено 90) в какой-то момент попадаются знаки 70, 40 и.т.д, и.т.д, которые внезапно снижают скорость, и, естественно, отслеживаются камерами И это правильно, что отслеживаются. Но вот, например, по дороге во Владимирскую область на 10 километров пути мы насчитали 6 изменений скоростного режима, причем, обусловленных не съездами в город, а обозначенных знаками. На 10 км пути – это колоссальное количество. И с позиции водителя я могу сказать, что здесь речь идет не столько о намеренном нарушении, сколько о том, что наверное нужно пересмотреть скоростной режим, сделать его более ровным. Зачем нужны эти резкие переломы в скоростном режиме между разрешенными 90 и вдруг внезапно появившимся знаком 60?

И что же с этим можно сделать?

— Мы общались с экспертами, и нашли, наверное, стандартное решение, но достаточно эффективное. Если речь идет о снижении скорости более, чем на 10 км.ч (что тоже является нарушением, но порог не штрафуемый) сделать какие-то промежуточные знаки. Например 90-85-80. Чтобы человек успел среагировать на скоростное ограничение. Мы обсуждали это с людьми и нашли поддержку.

И третья позиция – я считаю, что закон есть закон и ни в коем случае его нельзя дискредитировать. Что это значит? Вот этот «не штрафуемый порог» сам по себе дискредитирует законодательство как таковое.

Вы имеете в виду эти 10–15 км/ч, которые можно превысить без штрафа?

— Да. Людям говорят «Надо ехать 60, но если сильно надо, то можно и по другому». Это же глупость. Если есть прецеденты с таким количеством скоростных штрафов, то может стоит пересмотреть саму инфраструктуру? Где-то поднять скорость до разумных пределов. Если инфраструктура позволяет пустить поток со скоростью 110, зачем его сдерживать на 90? И отменить понятие «дискредитация правил». Что записано в правилах – так и нужно делать. Поднимите скорость и заставьте ей следовать. Здесь должны работать «весы». Есть понятия «пряник» и «кнут». С точки зрения кнута – им мы научились пользоваться великолепно. А вот с точки зрения пряника… Например, в европейской практике считается абсолютной нормой для водителя, не получившего штрафов за какой-то период получить существенную скидку при страховании автомобиля. И я говорю не о 5%, а о гораздо более значимых суммах. Пряников нужно добавить. И бороться не с водителями, а с их мотивацией. В первом случае мы говорим о противодействии людей и закона. Пока человек не понимает, почему именно здесь стоит именно этот знак, почему нужно делать так и почему надо соблюдать правила, ничего не изменится. Людей надо мотивировать не только палкой по спине.

Когда приезжаешь на машине в Европу, складывается ощущение, что правила соблюдаются не от страха штрафов, а от общей законопослушности населения? Хотя и штрафы у них огромные.

— Я буду банален, но скажу, что уровень доходов в Европе несколько иной. И в соответствии со средним уровнем дохода выстроена система штрафов. А мы пытаемся подтянуть систему штрафов до европейской, обладая существенно меньшим уровнем дохода. И с точки зрения функции наказания мы получаем тройную сетку по отношению к Европе. А чтобы общая сознательность подросла, должно подрасти не одно поколение.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1