После объявления президентом России Владимиром Путиным конституционной реформы в западных СМИ появился ряд публикаций о том, что это может нанести ущерб притоку инвестиций в Россию. Тем более что корректировка Основного документа страны совпала со сменой правительства. Вместе с тем многие эксперты считают, что эти опасения надуманны. Перемены – нормальный путь развития любого государства. И, в отличие от «лихих девяностых», в России идет вполне осознанный и контролируемый политический процесс. Корреспондент «ФедералПресс» поговорил с профессором кафедры международных отношений Высшей школы экономики Гленном Диэсеном о пути нашей страны в этом процессе.
Роль России в ЕАЭС
Гленн, какие вы видите перспективы развития Евразийского экономического союза, и какова роль России в этом процессе?
– Такие страны, как Казахстан, Беларусь, Россия и другие стремятся выработать единую позицию через Евразийскую интеграцию. В то же время мы видим определенную враждебность со стороны США, которые считают, что Евразийский союз задуман Россией для доминирования над своими соседями и возрождения Советского Союза. Поэтому они не хотят видеть развитие Евразийского экономического союза и открыто выразили намерение саботировать его. Россия определенно играет центральную роль в Евразийском экономическом союзе, хотя ЕАЭС следует геоэкономической логике аналогично Евросоюзу. Я считаю, что Евразийский экономический союз необходим для развития коллективных переговорных сил с Евросоюзом и Китаем, для создания экономической стабильности и хороших отношений между соседними государствами на постсоветском пространстве. Это позволит странам совместно решать ряд экономических проблем и сосредоточиться на своих конкретных задачах в будущем. Интеграционная инициатива необходима для повышения конкурентоспособности товаров и услуг.
Есть мнение, что Россия несколько отстает от участников Евразийского экономического союза. Что вы об этом думаете?
– Россия является основной державой в рамках Евразийского экономического союза и работает над развитием коллективных интересов Союза по отношению к конкурентам. Россия уделяет большое внимание безопасности, повышению своей конкурентоспособности. Очень важно продвигать хорошо развитую технологическую платформу для объединения Евразийского экономического союза. Это трудно сделать за короткое время, но необходимо для дальнейшей интеграции союза. Концентрация власти в России имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущество заключается в том, что Евразийский экономический союз может быть более способен проводить реформы и действовать по мере необходимости. Однако другие государства-члены чувствовали бы себя более комфортно, если бы в состав Союза входило другое крупное государство, например, Украина.
Какими вы видите перспективы развития проекта «Один пояс – один путь»?
– Есть ряд стран, которые выражают озабоченность тем, что китайское влияние слишком распространяется. Китай даже изменил название «Один пояс – один путь» на инициативу «Пояса и пути», поскольку первоначальное название проекта указывало, что все дороги ведут только в Китай. Инициатива «Пояса и пути» реорганизует глобальную экономическую инфраструктуру вокруг Китая, что является причиной расхождения во взглядах на нее. Я думаю, что китайский проект может иметь огромные возможности для такой страны, как Россия, благодаря своему географическому пространству. Но в этом есть и плюсы, и минусы. Можно испытывать здоровую озабоченность по поводу китайского экономического влияния в Центральной Азии. Но это не должно вредить возможности согласования интересов с Китаем.
19 февраля были объявлены основополагающие инструменты для развития стратегии евразийской интеграции. Как вы считаете, какие меры должны быть отражены в этой стратегии?
– В рамках Евразийского экономического союза России необходимо продвигаться вперед с промышленной интеграцией, общими технологическими платформами, транспортным союзом, энергетическим союзом и продвигать общие банковские услуги для евразийского региона. В то же время важно ориентироваться на зеленые технологии как на трамплин к другим передовым технологиям, привлекать специалистов-экологов. Важно также внедрять новые технологии в различные социальные сферы, в том числе в здравоохранение.
Какие вы видите перспективы Таможенного союза?
– Я думаю, что это хорошие перспективы. Но важно развивать рынок и сферу услуг, улучшать таможенное законодательство. Страны движутся к преодолению бюрократических барьеров, и роль профсоюзов возрастает. Однако ключевой проблемой для развития Таможенного союза остается отсутствие политического участия в этом процессе.
Конституция и будущее России
Журнал Economist оценивает влияние конституционных поправок на инвесторов. Есть мнение, что поправки могут ослабить защиту инвестиций в Россию. Что вы об этом думаете?
– Я слышал такое мнение, но не согласен с ним. Считаю, что конституционные поправки, наоборот, направлены на поддержание экономической стабильности перед лицом политических перемен. Это делается для защиты инвесторов. Западные СМИ всегда яростно критикуют Россию. Вы когда-нибудь читали позитивную историю о России в The Economist? Частные инвесторы на Западе смотрят на Россию с большим интересом из-за ее финансовой дисциплины. Россия погасила свои долги и стремительно наращивает золотой запас. На мой взгляд, создается прочный фундамент доверия, что важно для инвесторов.
Как вообще конституционные поправки отражаются на инвестициях в российскую экономику и отразятся в будущем?
– После застойных процессов Россия активно вошла в эпоху перемен. Стабильность важна для инвесторов. Но при этом неспособность осуществить важные реформы приводит, скорее, к застою и упадку. Политические изменения свидетельствуют о том, что правительство России пытается минимизировать возникающие экономические риски. Я думаю, что это хорошее время для инвестиций. Я встречаюсь с инвесторами и вижу, что они заинтересованы в России. Около трех месяцев назад появилась статья под названием «Для Уолл-Стрит Россия стала пуленепробиваемой», в которой говорится, что западные инвесторы не верят ястребиной риторике своих правительств. Россия уникальна своей фискальной стабильностью, сложно найти подобные рынки в мире. Я настроен оптимистично.
В разных регионах страны по-разному развит инвестиционный климат. Это не пугает потенциальных инвесторов?
– Нет, я думаю, что многие российские города интересны инвесторам. Конечно, в этом смысле Москва и Санкт-Петербург более привлекательны, потому что это крупные мегаполисы с большим количеством людей и развитой экономикой. Но я считаю, что экономическая активность со временем будет больше перетекать в регионы. Российское сельское хозяйство очень привлекательно и дает отличные прогнозы. В любом случае, инвесторам важно иметь информацию об экономических возможностях, которые существуют в субъектах РФ.
Как вы оцениваете влияние конституционных поправок на российскую экономику в целом?
– Я считаю, что они окажут положительное влияние в целом, так как речь идет о перераспределении политических полномочий и укреплении системы сдержек и противовесов. Но оценить последствия можно будет через некоторое время. Чтобы прогрессировать, нужно проводить последовательные реформы, но не делать резких скачков. Консерваторы скажут, что России не нужны радикальные и большие перемены, а нужны постепенные и контролируемые реформы. Это органический процесс российского правительства.
Как вы оцениваете влияние смены премьер-министра и правительства на российскую экономику?
– Это было несколько неожиданным. Кандидатуру Михаила Мишустина на пост премьер-министра почти никто не предсказывал. Кроме того, не было никакой информации о роспуске правительства до того, как это произошло. Его назначение свидетельствует о том, что кабинет министров продолжит работу по сокращению коррупции и повышению прозрачности. Я считаю, что это назначение откроет больше возможностей для цифровизации экономики, что также важно для снижения коррупции. Я думаю, что это уменьшит количество неудач в этом процессе. Решение российского президента также продемонстрировало стремление укрепить российские институты и сделать управление менее зависимым от личных отношений. Вообще, Михаил Мишустин – интересный человек. Я считаю, что он готов достаточно быстро двигаться вперед и снижать коррупцию в стране.
Вы являетесь автором работ Russia’s Geoeconomic Strategy for Greater Eurasia и Russia in a Changing World. О чем они?
– Я утверждаю, что Россия отказалась от Большой Европы в пользу Большой Евразии в 2014 году, после переворота на Украине. Главная проблема России заключалась в том, что почти вся ее экономика была полностью зависима от Запада. И эти отношения после «холодной войны» отрегулированы не были, как и не были ликвидированы разделительные линии на континенте. Лучшее, что могла бы сделать Россия, – это диверсифицировать свои экономические связи, чтобы не оказаться слишком зависимой от какой-либо страны.
Россия фактически пытается создать новый Евразийский суперрегион с такими странами, как Китай, путем интеграции Европы с Азией. Интеграция Большой Евразии включает в себя три категории: развитие промышленности/технологий, транспортных коридоров и банковского сектора. Россия больше смотрит на Азию с ее традиционным подходом, и это вполне выгодный для нее путь. Однако лучшая стратегия для России, на мой взгляд, – не уходить из Европы, а продолжать выстраивать гармоничные отношения как с Западом, так и с Востоком.
Фото: ФедералПресс / Оксана Дякина