Приморье постепенно готовится к отмене ограничений, связанных с COVID-19. Самая напряженная обстановка по-прежнему наблюдается во Владивостоке. Там фиксируется основное число новых случаев коронавируса. Мэр Олег Гуменюк рассказал, как город справляется с эпидемией и что делают власти, чтобы пройти этот период с минимальными потерями. Об этом – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».
Приморье готовится к очередному этапу снятия ограничений – если все пойдет хорошо, это произойдет уже через неделю. Готов ли к этому Владивосток?
—Наверное, более уместно говорить о том, готовы ли люди к снятию этих ограничений. Когда снимаются ограничения, люди должны оставаться ответственными. Если горожане не поймут, что масочно-перчаточный режим не закончился, то мы можем вернуть все назад. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы люди понимали, насколько это все серьезно. Но, конечно, горожане больше не могут жить в таких условиях, это понятно. Поэтому мы стараемся информировать людей о происходящем.
Кроме того, мы побеседовали с руководителями пищевых объектов, ознакомили их с существующими ограничениями. То же самое мы рассказали и главам торговых центров. Если люди сами не будут придерживаться существующих ограничений, нам придется сделать шаг назад. Многое зависит и от самих горожан. В первую очередь, у воспитанных людей есть чувство ответственности перед своими родными и друзьями.
У нас в июне было сразу несколько массовых мероприятий – парад в честь Дня Победы, потом голосование… Не ожидаете ли новой вспышки заболеваемости?
—С конца июня у нас наоборот пошло сокращение показателей заболеваемости. Мы минимизировали количество людей на параде, сделали все, что смогли. Мы опросили наших местных ветеранов, хотят ли они присутствовать на мероприятии.
У нас в городе есть ветераны, которым 97 или даже 99 лет. Они заявили, что, возможно, в последний раз в жизни видят парад. Поэтому мы их туда привели, приставили волонтеров, каждого привезли на отдельном автомобиле. Не думаю, что кто-то был против их присутствия на параде. Человек, который это действительно заслужил, вправе быть на таком мероприятии. Это действительно символично. У нас осталось мало ветеранов, на самом деле, но на параде присутствовали настоящие герои. Я видел, что у некоторых даже были слезы. Знаете, когда люди в таком пожилом возрасте, у них бывает немного растерянный взгляд. Но 24 июня наши ветераны уходили оттуда с ясными глазами, счастливыми, не хотели даже уходить. Я считаю, что мы сделали все правильно. После нам сказали спасибо.
Некоторые приморцы считают, что парад вообще стоило бы отменить. Согласны ли вы с такой позицией?
—Я считаю, что парад должен был состояться. К тому же никто никого туда не тянул. Мы туда пригласили ветеранов не только Великой Отечественной войны, но и тех, кто прошел Афганистан– всех, кто действительно считаются героями. Я думаю, они бы в любом случае нашли способ попасть на парад. У нас даже было такое, что приходили ветераны в орденах, в том числе и Воинской Славы, и мы для них находили дополнительные места. У нас есть люди, которыми мы гордимся, ни у кого бы рука не поднялась их оттуда прогнать.
На ваш взгляд, городские власти допускали ошибки во время организации режима самоизоляции? Или, наоборот, все прошло гладко?
—Когда у нас пошел спад заболеваемости, мы поняли, что мы действительно правильно работаем. Во Владивостоке было минимальное количество заболевших – если учитывать число местных жителей. Это говорит о том, что мы сделали все возможное. Мы проходили эпидемию в хорошем режиме.
Не думаю, что мы что-то упустили. Было ясно, что нельзя устанавливать чрезмерно жесткие ограничения, у нас довольно лояльный режим. Может, поначалу и были какие-то недочеты. Но мы понимали, что нельзя проявлять жесткость– люди бы только озлобились. Но и мягкость проявлять тоже было нельзя. Но в то же время мы видели, что в других странах ограничения были куда строже. Где-то даже палками загоняли.
Население поначалу отнеслось к ограничениям ответственно. В первые две недели после введения режима повышенной готовности город опустел. Когда людям стало уже слишком сложно сидеть дома в четырех стенах, мы увидели, как они начали массово выходить на улицы. Мы поняли, что нужно больше объяснять, чем грозит такая беспечность. Но мы же знаем, как это происходит: многие считают, что им-то ничего не грозит.
Если посмотреть, то в России во время эпидемии установили максимально лояльные режимы. Конечно, проезд в некоторые города и поселки ограничили из-за коронавируса. Однако хотелось все сделать плавно и культурно, и нам это удалось.
На данном этапе, я думаю, мы сработали хорошо. Мы ставили запреты, оповещали, увещевали граждан, везде проводили дезинфекционную обработку. Во Владивостоке даже таксистов штрафовали за нарушения правил – они не проводили санитарную обработку автомобилей. Всего было составлено около 70 протоколов. Но автобусы проходят обработку, остановки уже тоже белые от всех этих реагентов. По-другому этот период никак не пройти.
Сильно ли пострадали предприятия города во время кризиса?
— Бизнес пострадал очень сильно. Это видно и по налогам – их стало меньше поступать. К тому же мы делали каникулы и списывали долги. Правительство поставило конкретные задачи по поддержке бизнеса, и Владивосток одним из первых начал их выполнять. Хорошо, что есть субсидии, которые помогают бизнесу. Кроме того, мы начали оповещать бизнесменов об этих субсидиях.
Кроме того, мэрия продлила договоры, срок которых уже истек или вот-вот должен истечь. Эта привилегия действует только для тех, у кого нет никаких задолженностей. Как раз сейчас предприятия снова начинают работать, так что до конца года они смогут хотя бы выйти на ноль, а не оказаться в минусе.Если сейчас бизнес выйдет на ноль, то уже можно считать, что они уже спаслись и сохранили рабочие места.
По ЕНВД мы делали послабления, по аренде муниципального имущества мы сделали отсрочки для предприятий. Это относится также к объектам стационарной торговли. Это все мелкий и средний бизнес, который больше всего и пострадал во время эпидемии, так как мы приняли максимально жесткие меры для закрытия торговых точек.
Сейчас торговые точки работают, мы ходим проверяем и выписываем протоколы на получение штрафов. Проверяющие комиссии до сих пор работают, и они пока не смогут прекратить свою деятельность. Сами посчитайте, сколько сейчас гостиниц откроется, сколько баз отдыха. Их руководители взяли на себя ответственность, что будут соблюдать меры безопасности. На первый раз выписывается штраф. Второе нарушение говорит о том, что такой бизнес надо закрывать. Везде должен быть порядок, нужно соблюдать меры безопасности, особенно в сфере услуг.
Фото: vlc.ru
Пандемия коронавируса