Общество
  1. Общество
Общество
Москва
0

«Нужно увеличивать штрафы». Эксперт – о последствиях оформления фальшивого электронного полиса ОСАГО

Цифровизация охватила все сферы жизни практически каждого человека. Не обошла стороной она и сферу страховых услуг. Электронные полисы ОСАГО постепенно входят в оборот, хотя их еще сравнительно немного. Тем не менее, новый сервис привлек внимание мошенников, которые решили использовать доверчивость автомобилистов, с одной стороны, с другой – недостаточную их цифровую грамотность. На рынке стали появляются поддельные электронные полисы ОСАГО. Для водителя иметь в кармане такую фальшивку означает – ездить без обязательной страховки вообще. Много ли таких случаев фиксируется в России, как обезопасить себя, в интервью «ФедералПресс» рассказал член рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», автоэксперт Игорь Моржаретто.

Игорь, как часто страховщики сталкиваются с подделкой е-ОСАГО?

- Часто страховщики сталкиваются с проблемой поддельных е-ОСАГО или нет – вопрос открытый. Думаю, что не слишком часто. Во всяком случае, я не видел соответствующей статистики. Но везде, где есть возможность получить ту или иную услугу в электронном формате, мошенники ищут свою выгоду. С 2015 года, согласно законодательству, полис ОСАГО можно было приобрести на сайте официальных сайтах страховых компаний. С 24 июля вступил в силу законопроект, допускающий участие в оформлении третьей стороны – страховых посредников, а именно агентов и брокеров. Результаты принятия данного закона нам ещё предстоит оценить.

Кто от подделки страдает сильнее — компании или их клиенты?

- Страдают обе стороны в той или иной степени. Страховая компания не получает своих доходов, а человек не получает своей защиты. То есть совершенно точно нельзя утверждать, что от использования поддельных полисов кому-то хорошо, а кому-то плохо. В этой ситуации плохо всем официальным участникам процесса. Конечно, хуже всех человеку, который пострадал в аварии, а компенсацию получить не может. Исключение составляют разве что сами мошенники. Они от ситуации с поддельной обязательной страховкой получают только выгоду.

Станет ли пандемия фактором, способствующим росту доли е-ОСАГО?

- Однозначно пандемия является фактором, способствующим росту доли е-ОСАГО. Во время карантина у многих людей не было возможности лично посетить офис страховой компании, чтобы оформить обязательную автостраховку. В этом случае людей очень выручала возможность оформить полис онлайн. Но, надо сказать, что механизм электронной продажи был и так достаточно хорошо развит. Просто в условиях карантина много людей обратили внимание на данную возможность.

При этом нельзя утверждать, что во время пандемии увеличились продажи поддельных е-ОСАГО. Скорее, все осталось на прежнем уровне. Во всяком случае, не было информации о вспышке мошенничества при оформлении страховки в электронном формате.

Как вы оцениваете долю поддельных полисов на этом рынке?

- Насколько мне известно, до начала пандемии Covid-19, около 50% от всех проданных полисов ОСАГО, было продано через Интернет. Сейчас в России идет волна цифровизации всех отраслей экономики, включая страховой рынок. Все больше граждан предпочитают получать различные услуги через интернет. За время карантина процент полисов, оформленных онлайн, должен был ещё больше вырасти, ведь у большинства людей не было возможности выходить из дома.

Однако нельзя утверждать, что большая часть е-ОСАГО могут быть поддельными. У мошенников просто нет возможности широко развернуться в сфере обязательного страхования. С ними активно борются различные ответственные структуры. Вероятно, поддельных полисов сейчас не более 2-3% от общего количества.

Если осенью заработают камеры, которые отслеживают наличие полиса ОСАГО (а об этом говорят страховщики), стоит ли ждать роста числа штрафов за поддельные полисы?

- Штрафов за поддельные ОСАГО не существует, поскольку нет официального понятия «поддельный полис». Если у автолюбителя поддельный ОСАГО, значит, он ездит вовсе без обязательной страховки и не имеет права участвовать в дорожном движении. Нынешний штраф за езду без полиса слишком мал – всего около 800 рублей. Сумма должна быть равна средней цене ОСАГО, то есть примерно 5 тысячам рублей единоразово. Думаю, когда примут новый КоАП, совершенно точно увеличат размер штрафа.

Среди автолюбителей также есть категория, которая нарушает закон и не оформляет ОСАГО умышленно. Возможно, они так бюджет экономят. Увеличение штрафов лишит их такой возможности.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1