В мае 2020 года Свердловское управление судебных приставов получило статус Главного управления, его руководителем назначена Альбина Сухорукова. В период пандемии в службе по понятным причинам закрыли личный прием жителей и полностью перешли на работу в режим онлайн. Причем автоматизация процессов в ГУФССП региона идет уже три года и, как показала практика, не зря. Введенные ограничения показали, что в эру цифровых технологий жителям удобно общаться на расстоянии и получать ответы на вопросы, сделав пару кликов на сайте. Как удалось наладить эту работу и какие еще электронные сервисы внедрили в службе судебных приставов, журналисту «ФедералПресс» рассказала руководитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области – главный судебный пристав региона Альбина Сухорукова.
Альбина Халилевна, вы вступили в должность главного судебного пристава Свердловской области, а до этого вы с 2018-го исполняли обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области. Насколько ожидаемо было данное назначение для вас? И как воспринял коллектив: полагаю, что за два года вам удалось выстроить рабочие отношения с коллегами?
– Перевод на службу в Свердловскую область был осуществлен в рамках ротации кадров, это естественная практика передвижения кадровых единиц внутри территориальных органов ФССП России, когда осуществляется смена места несения службы в целях повышения эффективности работы и противодействия коррупции. В ГУФССП по Свердловской области коллеги меня знают, поскольку мы выполняли совместно многие поставленные задачи. Я работала здесь более 6 лет, с 2008 по 2014 год. Сначала главным специалистом – экспертом отдела организации исполнительного производства, далее возглавила отдел организации исполнительного производства и рассмотрения обращений, жалоб. Позже меня назначили заместителем руководителя УФССП по Свердловской области. А в 2014 году я возглавила ведомство в Челябинской области. Начинала я, конечно, с должности судебного пристава-исполнителя.
До переезда в Свердловскую область вы работали в Челябинской. Чем принципиально отличается работа службы судебных приставов в разных регионах? Может быть, отличается характер взысканий: допустим на Южном Урале меньше или больше должников по алиментам, чем на Среднем Урале, или наоборот?
– Работа судебного пристава по большому счету от региона не зависит. Главный индикатор нашей деятельности – это фактическое исполнение судебных решений и актов под четким следованием буквы закона. Особое внимание мы уделяем, не только в Главном управлении по Свердловской области, но и во всех территориальных органах, таким вопросам, как взыскание алиментных платежей, защита интересов прав детей (несовершеннолетних), взыскание задолженности по заработной плате. Ситуация примерно одинаковая (аналогичная) во всех регионах.
С какими проблемными вопросами в работе вы столкнулись, переехав в Екатеринбург? И как удалось вам их решить? Иногда в службах судебных приставов жалуются на нехватку кадров и высокую нагрузку. Как в Свердловской области с этим вопросом обстоят дела?
– В среднем у одного судебного пристава на исполнении в 2019 году находилось порядка 4 тысяч исполнительных производств. В 2019 году на исполнении в Главном управлении по Свердловской области находилось свыше 3 миллионов исполнительных производств. Процесс принудительного исполнения в службе судебных приставов в настоящее время автоматизирован в значительной степени. Таким образом решается вопрос нагрузки на сотрудников. Большая часть работ выполняется посредством электронного документооборота, и количество контрагентов, с которыми мы электронно обмениваемся информацией, из года в год увеличивается. Основная масса межведомственных запросов – это запросы в кредитные организации– также осуществляется в электронном виде.
Мы постепенно переходим на новую идеологию исполнения. Это новая концепция, которая нацелена на оптимизацию деятельности и цифровой трансформации. В рамках реализации госпрограммы «Цифровая экономика РФ» анонсированы и подготовлены к реализации цифровой сервис исполнительного производства с максимальной автоматизацией процедур принудительного исполнения. Это позволило снизить нагрузку на приставов и заинтересовать потенциальных соискателей на должности.
У нас сегодня открыт прием соискателей на должности судебных приставов – исполнителей, да и вообще в службу судебных приставов. Условия трудоустройства размещены на официальном сайте Главного управления в разделе «Порядок прохождения государственной службы». Можно посмотреть требования к кандидатам. Конечно, отбираем на службу лучших. Хорошие кадры всегда нужны.
Поговорим о работе нынешней. Пандемия коронавируса внесла коррективы в работу большинства госслужб. Почти все перешли на удаленный формат работы. Как это удалось сделать в ГУФССП по Свердловской области?
– Автоматизация процессов у нас произошла не сегодня. На протяжении последних трех лет мы стараемся сделать так, чтобы обращение к судебным приставам было максимально комфортным для граждан. Были возможности как личного общения, так и возможность электронного обмена информацией. Наша работа по установлению активов должников не прекращается: выносим постановления, отправляем запросы в банки и регистрирующие органы, рассылаем документы в электронном виде через систему связи ФССП. Кроме того, продолжаем накладывать запреты на отчуждение имущества, проводим аресты имущества при поступлении исполнительных документов немедленного исполнения, ограничиваем в специальных правах – принципиально ничего не изменилось в работе.
Да, конечно, в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции деятельность судебных приставов осуществляется с соблюдением санитарно-противоэпидемических требований. Ранее были введены ограничения на личные приемы граждан, однако с начала июля приемы граждан возобновлены по предварительной электронной записи и с соблюдением всех мер индивидуальной защиты: при себе необходимо иметь маску и перчатки. Сотрудники Службы также обеспечены средствами защиты, в подразделениях установлены антисептики, увеличены временные интервалы в ходе приема граждан. Причем житель может выбрать удобное время для посещения через электронную очередь в записи «Личный прием», находящийся на сайте Главного управления. Для записи нужно перейти в раздел «Обращения» и выбрать «Личный прием граждан». Запись также доступна для всех зарегистрированных на портале «Госуслуги». Предварительная запись осуществляется не менее чем за 3 дня, но не более чем за 30 дней до даты обращения.
Насколько сложно было перестроиться на онлайн-работу сотрудникам?
– Из-за коронавируса посещение службы для жителей было ограничено, но мы предприняли ряд мер, чтобы сделать обращение граждан в службу судебных приставов максимально удобным и доступным. В первую очередь в этот период были установлены почтовые ящики на входах в отделы судебных приставов. Работает электронная почта, можно воспользоваться порталом госуслуг, электронными сервисами ФССП России. Если говорить о переносных ящиках корреспонденции, то выемка писем производится несколько раз в день. Все документы регистрируются, и по ним начинается работа.
Какие еще электронные сервисы были внедрены или усилены для удобства жителей?
– Сервисов достаточно много. Подать заявление граждане могут через интернет-приемную на сайте Главного управления. Мы и раньше много получали обращений по электронной почте, а сейчас это самый востребованный способ коммуникации, учитывая обстановку. Электронные адреса подразделений у нас размещены на сайте в разделе «Контакты». Еще удобно отправлять запросы через портал «Госуслуги». Для примера: с начала года через портал «Госуслуги» мы получили 15 тысяч таких обращений, на 10,5 тысячи больше, чем в прошлом году. Это говорит о востребованности такого формата общения.
По отмене ареста счетов и другим вопросам, которые требуют оперативного реагирования, были организованы горячие линии. Люди могли позвонить или в дежурную часть, или в информационный центр Главного управления. За несколько месяцев мы приняли 2,5 тысячи звонков. Прежде всего жителей интересовали вопросы, как получить справку об отсутствии просроченной задолженности для начисления пособий или отменить постановление на временный запрет на регистрацию автомобиля, как можно снизить процент взыскания с пенсий. Гражданам разъяснялись положения действующего законодательства, предоставлялись номера телефонов отделов и отделений судебных приставов, а в случае оплаты задолженности доводилась информация о необходимости предоставить документ, подтверждающий погашение задолженности судебному приставу– исполнителю.
В случае ошибочной идентификации гражданина как должника по исполнительному производству организована горячая линия. Данный вопрос можно задать по телефону + 7 (343) 362-28-50 в рабочее время. Если нужно проверить, есть ли задолженность или нет, то проще зайти на официальный сайт ФССП России в «Банк данных исполнительных производств» в разделе «Сервисы», ввести ФИО, или номер исполнительного производства, или наименование организации. Система предоставит всю информацию: кто ведет исполнительное производство, контакты судебного пристава, сумму задолженности.
С апреля более 400 тысяч свердловчан обратились к этому ресурсу. Есть еще приложение «ФССП», его можно скачать на смартфон и в режиме онлайн контролировать и оплачивать свою задолженность.
Есть еще личный кабинет стороны исполнительного производства. Он доступен для тех, кто является должником или взыскателем. Зарегистрировать личный кабинет можно на сайте ГУФССП России по Свердловской области либо на портале госуслуг. С помощью сервиса можно узнать о ходе исполнительного производства, подать заявление и ходатайство, заказать справку, отследить и оплатить задолженность. Инструмент стал очень популярным, с начала года через него поступило больше 54 тысяч обращений, на 36 тысяч больше, чем в прошлом году.
Как быстро справки предоставляются, если делаешь запрос через личный кабинет?
– Срок рассмотрения обращений в течение 30 суток максимальный. Если вопрос не очень сложный, то информация может быть предоставлена в короткий промежуток времени, примерно до 5 дней информация поступает в личный кабинет.
Как граждане восприняли переход на онлайн-формат?
– В разы увеличилось число электронных обращений, и, судя по тому, как увеличилось количество таких обращений, мы понимаем, что данный формат стал удобен и привычен для граждан. Конечно, в любом случае оставляем личный прием, единственное, что поменялось – необходима предварительная запись на прием для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, а также для упрощения приема граждан, исключив их ожидание в очереди.
Насколько увеличилась долговая нагрузка у свердловчан за период пандемии и в целом? Стало ли больше работы после решений судов?
– Есть небольшое снижение поступлений исполнительных документов, которое прослеживалось с начала этого года. Мы это ощущаем. С января по июнь к нам поступило 905 тысяч исполнительных документов, это на 205 тысяч меньше, чем в 2019 году в аналогичном периоде. С начала года было взыскано чуть больше 9 млрд рублей, в том числе 2 миллиарда – это неуплаченные налоги и сборы, более 500 миллионов административных штрафов, более 130 миллионов рублей задолженности по зарплате.
Какие цели вы ставите перед собой сейчас и каких результатов намерены добиться?
– Деятельность Федеральной службы судебных приставов направлена на укрепление законности и восстановление нарушенной справедливости, защиту прав и законных интересов граждан РФ. Это те основные цели, которые я ставлю перед собой и личным составом.
Фото: сайт УФССП по Свердловской области, ФедералПресс / Евгений Поторочин