Система цифровых сервисов в сфере предоставления госуслуг в России начала развиваться в 2007 году – именно тогда в стране появились первые многофункциональные центры. Конечно, в то время в них оказывалось незначительное количество услуг, но и этого хватило людям, чтобы оценить удобство системы, ведь им уже не нужно было обивать пороги чиновничьих кабинетов. За 13 лет сеть МФЦ не просто разрослась, но и количество госуслуг, которые можно в них получить, значительно увеличилось. Насколько система соответствует требованиям времени, что стоит доработать и какие госуслуги не стоит переводить к электронный вид, в интервью «ФедералПресс» рассказал сооснователь Postrgres Professional, российского разработчика ПО, Иван Панченко.
Цифровые сервисы в сфере предоставления госуслуг стали развиваться около десяти лет назад. Как вы оцениваете их сегодняшнее состояние? Точнее, состояние докоронакризисное?
— Нам, 30 лет назад проводившим целые дни в очереди в ОВИРе со «справкой-объективкой» под мышкой, трудно было представить себе даже в мечтах современные МФЦ и порталы госуслуг. Да, это замечательно и экономит много времени и душевных сил.
Тем не менее впереди еще очень много работы. Еще в 90-е годы, когда начиналась моя карьера в ИТ, было очевидно, что бессмысленно повторять в электронной форме бумажные процессы документооборота. Информационные технологии дают новые возможности, чтобы перестроить процессы радикально, сделав их на порядки более удобными и эффективными.
К сожалению, и сейчас часто получателям госуслуг приходится загружать сканы бумажных документов и читать ответы чиновников тоже в виде PDF-файлов со сканами. Принцип одного окна, заключающийся в том, что получатели госуслуг не должны носить бумажные документы из одного госучреждения в другое, так и не реализован до конца.
Поэтому мы находимся еще только на первой, в каком-то смысле пробной стадии цифровизации госуслуг.
Коронавирусная пандемия вынудила всех (очень многих) работать на удаленке, закрытыми оказались и большинство МФЦ, а вот госуслуги в электронном виде можно получить пока не все. На ваш взгляд, заставила ли эта ситуация ускорить процесс цифровой трансформации в части предоставления госуслуг? Где, кроме Москвы, этот процесс идет наиболее активно?
— Неправильно говорить, что она заставила работать на удаленке всех. Трактористы, фермеры, сталевары, моряки, хирурги и даже учителя удаленно работать не могут. Удаленка затронула сравнительно тонкую прослойку людей, занятых интеллектуальным или бумажным трудом.
Да, эта ситуация действительно подстегнула развитие цифровых госуслуг – достаточно вспомнить электронный прием заявлений на получение пособий для семей. Это настоящая цифровизация, очень хороший пример того, как должно быть.
Вместе с тем ряд госуслуг был фактически приостановлен или крайне замедлен – например, действия налоговых инспекций по перерегистрации юридических лиц.
Цифровые госуслуги сегодня оказываются как гражданам, так и бизнесу. Можно ли говорить о том, что технологии, которые когда-то были доступны только крупным богатым компаниям, стали стандартом работы и малого, и среднего бизнеса?
— Нет, технологии меняются для всех, при этом сохраняется различие между бизнесами разных масштабов. Малый и средний бизнес более динамичен, чем крупный, и поэтому, как правило, он оказывается более передовым с технологической точки зрения. Именно в нем создаются и пробуются новые технологии, которые затем подхватываются и доводятся до совершенства крупными компаниями.
Для гармоничного развития технологий нужна полноценная экосистема, в которой различные функции выполняются небольшими и крупными компаниями, нельзя забывать также об университетах и сообществах разработчиков.
Много критики и фейков вызвало решение о создании единого реестра граждан; доходило до разговоров, что людей якобы будут чипировать. На самом деле насколько полезен такой реестр для предоставления госуслуг в электронном формате? И самое главное, чего боится каждый, – есть ли защита от утечки персональных данных пользователей?
— Не хотелось бы комментировать дурацкие фейки о чипировании. Конечно, реестр необходим для сопоставления данных о гражданине в разных источниках, иными словами – чтобы гражданину не приходилось носить справки из одной конторы в другую.
Однако этого реестра недостаточно. Мы видим это на примере юридических лиц, реестр которых давно есть, но госуслуги, которые они получают, еще не достигли совершенства.
Требуется целенаправленная политика по цифровизации государства, включая формирование нормативной базы, оптимизацию многих процессов и перестройку сознания чиновников, привыкших доверять только бумажным документам.
Защита информации, конечно, необходима, и она предусматривается в любой государственной системе. Абсолютна ли она – вряд ли. Про непробиваемую защиту данных рассказывают и банки, однако затем мы узнаем об утечках. В вопросах цифровизации государства значение информационной безопасности огромно, и старый формальный подход к ней в наше время неприменим. Цифровизация меняет жизнь целиком, и никуда от этого не деться.
Какие госуслуги невозможно, на ваш взгляд, перевести в цифровой формат и почему?
— С формальной точки зрения цифровыми могут стать, наверное, все госуслуги. Но есть одна, самая приятная, которую мне бы хотелось сохранить в классической форме, – это регистрация брака.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева